(Sin, Venial).
Хотя этот термин не встречается в тексте Св. Писания, идея о том, что некрые грехи могут быть прощены Богом, есть и в ВЗ, и в НЗ. Понятие простительного греха разработано гл. обр. в Католической церкви, края противопоставляет смертный и простительный грех. Если первый закрывает для грешника Царство Божье, то второй не исторгает его из Царства (ср. Гал 5:1921 и Еф 5:5; Иак 3:2 и 1 Ин 1:8).
Фома Аквинский выражал различие между смертным и простительным грехом с помощью понятия беспорядка, крый усматривается в сущностной природе поступка. Согласно Фоме, существует два типа беспорядка: (1)тот, крый нарушает основной принцип порядка; (2) тот, крый не затрагивает принцип, но вносит беспорядок в душу. Когда душа настолько неупорядоченна, что отвращается от своего Бога, имеет место смертный грех. Отпадение от Бога в результате смертного греха Фома Аквинский уподоблял смерти (т.е. такому состоянию, когда жизненный принцип уничтожается), а беспорядок, привнесенный в душу вследствие простительного греха, он сравнивал с болезнью, с крой можно совладать, поскольку жизненный принцип остается незатронутым.
Простительный грех отличается от смертного характером наказания. Если первый заслуживает временного наказания и снимается покаянием или огнем чистилища, то второй заслуживает вечной погибели.
Чтобы не впасть в благодушие и самодовольство, христианин обязан помнить о том, что простительный грех может повлечь за собой смертный. Когда косность в грехе становится одержимостью, края в конечном итоге приводит грешника к отпадению от Бога, источника его жизни, он вступает в сферу действия смертного греха вечную погибель.
F. R.Harm (пер. В. Р.) Библиография: Т. Aquinas,Summa Theologiса, I,a2ae,7189;J.G. McKenzie,Guilt: Its Meaning and Significance; P. V. OBrien, Emotions and Morals; W.E. Orchard,Modern Theories of Sin; P. Palazzini,Sin, Its Reality and Nature; J. Regnier, What Is Sin? H. Rondet,The Theology of Sin.
См. также: Грех, смертный.