(Sin, Conviction of). Библейское учение о грехе сосредоточено гл.обр. на представлении о том, что человек сознает свою греховность:elenchoperi hamartias. Смысл глаголаelenchd, в зависимости от контекста, связан не только с убежденностью в своем грехе и с признанием себя виновным, но также с порицанием, обличением и осуждением.
Безгрешный не может быть объектом обличения (Ин 8:46; 1 Пет 2:22), в отличие от мира, не верующего во Христа(Ин 16:89). Согрешивший член христианской общины также может быть объектом обличения и осуждения (Мф 18:15; Еф 5:11), как и вся община в целом (1 Тим 5:20; 2 Тим 3:16; Тит 1:9,13; 2:15; Иак 2:9; Откр 3:19).
Обличение исходит от лиц Троицы от Отца (Евр 12:5), от Сына (Иуд 15; ОткрЗ:19),отСв. Духа (Ин 16:711 ).Оно осуществляется посредством свидетельства христиан, особенно проповедников, крые распространяют Слово Божье, будучи Его орудиями (Мф 18:15; Ин 16:7, 8; Еф5:11,13; 1 Тим 5:20; 2 Тим 4:2; Тит 1:9,13; 2:15), в назидание людям, чтобы те пребывали между собой в братской любви (Лев 19:1718, LXX). Их свидетельство усиливает деятельное обличение, к-рое ясно видно уже в законе Моисея (Иак 2:9), а также доведение его до сознания, просвещенного светом истины Христовой во время Его первого пришествия (Ин 3:20).
Такое деятельное обличение может приводить к различным результатам. С одной стороны, оно всегда оказывает воздействие, поскольку его объект непременно просвещается светом божественной истины (Ин 16:78). С другой стороны, это воздействие лишь относительно, т.к. человек может либо покаяться в грехах (Мф 18:15; 1 Кор 14:24), либо упорствовать в них (Лк 3:19). В последнем случае обличение показывает, к каким тяжелым последствиям это приводит. Без обличения грешник остается жертвой пагубной слепоты (2 Кор 4:4), но, если его обличают, он должен выбрать, какому пути следовать.
Типичные грехи, крые служат поводом для обличения, это незаконное вступление в брак, нечестивое поведение и лжеучительство. Виновным указывают на их заблуждения и помогают встать на путь покаяния.Обличение в греховности предполагает соблюдение церковной дисциплины. Принимая за непререкаемый образец божественную справедливость, нужно с терпением увещевать грешников, убеждая их с послушанием обратиться к Богу и больше не грешить.
R.L. Thomas(пер.в. Р.) Библиография: C.K.Barrett, The Gospel According to St. John; R.E. Brown,Gospel Accordmg to John, II, 7056,71114; F. Buchsel,TDNT, II, 47376; L.S. Chafer,Systematic Theology, VII, 9496; H. G. Link,NIDNTT, II, 14042.
См. также: Грех.