Греческая мифология

Найдено 1 определение
Греческая мифология
представляет собой один из интереснейших памятников древней культуры. Для нас она интересна во многих отношениях. Европейская культура зарождалась в Древней Греции. Поэтому проникновение в тайну мифа позволяет лучше понять нашу собственную природу и культуру. Греческий миф зарождается у греков, которые связаны еще первобытными отношениями. Затем на протяжении нескольких веков происходит очень бурное изменение жизни, которое приводит к расцвету Античной культуры. Эти процессы в значительной мере отражаются в сознании в зашифрованной, мифологизированной форме. Греческая мифология делится на два достаточно определенных периода: древнейший, хтонический (от «земля») и классический, героический или олимпийский. Первый период совпадает с первобытными отношениями в греческом обществе. Олимпийский выражает развитие классового общества с небывало высокой культурой. Олимпийская мифология греков получает классическое, можно сказать, утонченное развитие. Одновременно происходит и гибель этого удивительного сознания - культурное развитие приводит к превращению мифологического сознания в философское. Образно — мифологическое освоение мира сменяется философским (метафизическим). У древних греков античного периода миф сохраняется, но выполняет уже подчиненную роль. Рациональное познание как способ опытно-производственного освоения мира начинает пробивать себе дорогу через толщу архаической культуры. Постепенно складывается такой духовный мир, который позже получил название Западной или Европейской культуры. У истоков ее можно видеть греческий миф олимпийского периода, который уходит потом в сферу фантастической культуры, становится волшебным сном наших культурно-исторических предков. Миф из актуально-социального сознания переходит в сферу аллегории, религиозных преданий и искусства. Греческий миф представлен очень большим количеством письменных и иных источников. Например, «Иллиада» и «Одиссея» Гомера повествуют о жизни Греции в форме доолимпийского мира. Гесиод описывает в «Теогонии» происхождение богов. Эсхил, Софокл, Еврипид выразили это сознание в форме греческой трагедии (5 в. до н. э.). Аристофан использовал в своем мифоописании жанр комедии (5 в. до н. э.). К поэтам относятся Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н. э.). Значительный вклад в оформление мифологического сознания внесли древнегреческие философы Пифагор, Сократ, Платов, Корнут, Эпикур. Богатейший материал содержится в трудах историков Геродота, Полибия, Диодора Сицилийского, Тита Ливия, географа Страбона. Трудно перечислить всех представителей этой цивилизации, которые донесли до нас достаточно полно огромный культурный пласт мифосознания. Любой миф представляет собой результат историко-культурного творчества громадного числа людей и поколений, в нем всегда в одном и том же времени присутствуют люди и события разных эпох. Чем динамичнее социальность, которая выражена в мифе, тем больше в нем противоречий для современного человека, который мыслит совершенно не так, как человек с мифосознанием. Так, в равней мифологии мир представляется нагромождением событий и людей. Они связываются случайно, имеют текучий материально-духовный характер, их сооткощения постоянно меняют соразмерность. Например, великан может превращаться в мышь и наоборот. Земля понимается как мать всего, производящая в результате сексуального акта весь мир. Первоначальные представления о Зевсе в Сикионе сводились к каменной пирамиде, а Геру представляли в виде обрубка дерева. Аполлон первоначально был каменной пирамидой, а его мать — поленом. Эти представления носят фетишистский характер - придание неодушевленным предметам сознательности, пластичности и сверхъестественных свойств. Очень популярными персонажами мифов были змеи. В более поздних преданиях герои и святые часто борются с драконами, убивают змей. В этих сюжетах выражается борьба старой культуры с новой. Многие боги Эллады связаны со змеями, собаками, волками и т. д. Эти сюжеты выражают тотемическую традицию, самую древнюю в этом сознании. Наиболее распространенными среди этих культов были бык и корова. Так, главным божеством о. Крит был бык (вспомним современную корриду), в виде коня фигурирует Посейдон, который вступает в брак с Деметрой в виде кобылы. Человек также представлялся и как целостность, и как набор фетишей, происхождение человека объясняется самым разным образом. Так, родоначальники фиванских царей происходят из зубов дракона, Афина появляется из головы Зевса или из его сердца, а голова растерзанного вакханками Орфея плывет по морю, пророчествует и творит чудеса. Многие исследователи обращают внимание на именную функцию мифа. В сущности миф описывал социально-технологическую ситуацию, в которой жил человек. Разные мифологические персонажи выполняли в этом отношении различные функции, которые фиксировались в строго заданном именном ключе. В момент инициации, ввода молодежи во «взрослое» общество, человек получал имя, поведение которою) описывалось в мифе. Таким образом регламентировалось его будущее. С развитием производящего хозяйства происходит различение в сознании вещи и ее идеи. Развивается более зрелый культ Героев, через деятельность которых описывалась технология осуществления культурного процесса. Усложнение осознания при отделении вещи от ее идеальной конструкции приводит к переходу от фетишизма к анимизму. Мир раздваивается на мир вещей и демонов. Сначала демоны живут в вещи, затем они получают самостоятельное существование, получают телесную оболочку. Демоны у греков доолимпийского периода состояли из тех же стихий, что и природа. Боги же — из материи более тонкой, чем огонь - из эфира. Например, древние анимистические чудовища – титаны, циклопы, сторукие. Земля и тартар рождают стоглавого Тифона, от Тифона и Эхидны рождаются ужасные собаки (Цербер), Химера с головами львицы, козы и змеи, всевозможные сфинксы и т. д. Эти мифы находят завершение в образе Богини-матери, а также в антропоморфных (человекоподобных) богах, которыми наполняется Олимп классической Греции. Переход к олимпизму совпадает с развитием патриархата. В мифологии начинают действовать прекрасные Герои, которые побеждают чудовищ хтонического (культа Земли) уровня. Так, Аполлон убивает пифийского дракона. На этом месте возникает его храм. Дракона убивает Кадм, основывая на этом месте город Фивы. Геракл совершает 12 своих подвигов, во многих из которых он побеждает чудовищ. Воинственность постепенно сменяется положительной деятельностью богов, которые стали жить такой жизнью, как и люди. Так, Гера превращается в покровительницу браков и моногамной семьи, Афродита очеловечивает любовь, Афина покровительствует войне «по правилам», Гестия защищает домашний очаг, Гефест становится небесным кузнецом и умельцем, Гермес покровительствует всякой человеческой деятельности: скотоводству, торговле, путешествиям и т. д. Разложение родовых отношений отражается на жизни олимпийцев. Герои начинают бунтовать и претендуют на божественную власть. Так, в гомеровском эпосе можно найти много сведений о соперничестве Героев с богами. В более поздних источниках царь Иксион, например, влюбился в верховную богиню Геру, Салмоней объявил себя Зевсом и т. д. Получают развитие сюжеты преследования за кровосмесительную связь (знаменитый царь Эдин) и наказания за убийства родственников, нарушение обязательств в пределах патриархальной семьи и царства и т. д. Противоречия изживших себя родовых отношений разрешаются уже в полисной организации. Возникают и мотивы ограничения мифологического сознания. Например, Прометей за передачу людям секрета божественного огня наказывается Зевсом - его приковывают к скале в горах Кавказа. К концу героического периода Прометея освобождает Геракл, после чего происходит примирение его с Зевсом. Тем самым прощается преступление против богов, расшатывается мифологическое мышление, организующее доевропейскую культуру. Мифологическое сознание постепенно сменяется философским мышлением и искусством, которые в значительной мере утрачивают могучую фантазию и волшебство мифа. С другой стороны, мифосознание сохраняется в превращенных, подчиненных формах до наших дней. Платон и Аристотель рассматривали подобное мышление как художественный образ и способ народного осознания реальности. В III в. до н. э. ряд мыслителей считал, что в мифологии отражены реальные исторические личности, которые были обожествлены в общественной памяти. Другие мыслители (Лукиан) высмеивали мифологический строй мышления и его персонажей. В римской культуре пантеон богов был воссоздан с небывалым размахом, но к VI в. н.э. был побежден христианством. В эпоху Возрождения романтизма, мифологическое сознание испытывало подлинный ренессанс. С Гегеля и Шеллинга начинается научное переосмысление мифа как исторической формы действительности сознания.

Источник: Человек и общество. Культурология