ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Греческая философия
Под именем греческой философии разумеют все историческое развитие ее у древних греков, начиная с 6-го века до Р. Хр., до того времени, когда она теряется в александрийском новоплатонизме и в некоторых незамечательных школах, продолжавших кое-как поддерживать различные направления философии, возникшие еще в цветущие времена греческого образования. Греческая философия длилась более 1000 лет. В ней различают три периода: первый, продолжавшийся до Сократа и софистов, когда мыслители занимались преимущественно размышлениями о природе, об окружающем нас мире; второй — когда мыслители для составления понятий о природе обращают внимание на человека и на его деятельность познавательную и нравственную; наконец, третий период наступает после покорения Греции римлянами, когда сперва произошло смешение (синкретизм) прежних философских доктрин, а потом — отрешенное миросозерцание новоплатоновское, полагавшее высшею целью знания и жизни экстаз или погружение мысли в первосуществе. Это был поворот к восточному миросозерцанию; он и произошел под влиянием сближения между Востоком и Западом вследствие побед сперва Александра Македонского, а потом — римлян. Цветущим периодом греческой философии было время Сократа, Платона и Аристотеля.
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Греческая философия развивалась с VII в. до Р.Х. по III в. после Р.Х., достигнув своего апогея в IV в. до Р.Х. (Платон и Аристотель). Можно сказать, что место рождения философии — Греция. Первые философы стремятся объяснить мир. Ионийцы ищут корень всех вещей в элементах природы: вода для Фалеса (VII в. До Р.Х.), воздух для Анаксимена, огонь для Гераклита. Пифагореизм пытается выразить мировую гармонию числовыми соотношениями и развивает настоящую религию чисел. Элепская школа, представленная Ксенофаном, Пармени-дом, Зеноном, развивает монизм, доказывающий иллюзорный характер движения. Наконец, атомизм Демокрита объясняет все движением атомов. К концу VI в. зарождается софистика, отводящая искусству дискуссии решающую роль, подготавливая гуманизм IV в. до Р.Х. и появление Сократа. К Сократу восходят эристическая школа (школа диспута), школа киренаиков, сводящая мораль к поиску удовольствий (Аристипп), и школа киников, отождествляющая добродетель с усилием. Платон, основатель Академии, и Аристотель оказали неизгладимое влияние на дальнейшее развитие как греческой философии, так и всей западной философии. Аристотель оставил след в средневековой мысли, а философия Платона, породив неоплатонизм Плотина (III в. после Р.Х.) — последней школы греческой мысли, должна была повлиять на Канта (через святого Августина), Фихте, Гегеля и в другом отношении — на феноменологию Гуссерля.
Источник: Философский словарь
Греческая философия
философия как таковая, давшая начало, наряду с восточной (китайской и индийской), всей мировой философии, сформировавшаяся в период с VII-VI вв. до н. э. по VI в. н. э. После VI в. сохранялась в Византии и странах ислама в течение тысячелетия, со времен эпохи Возрождения (Ренессанса) способствовала через творческие новообразования, в основном, платонизма и аристотелизма, возникновению европейской философии. В своем развитии греческая философия прошла два многовековых периода: эллинский с VII-VI вв. по Ш в. до н. э. и эллинско-римский с Ш в. до н. э. по VI в. н. э., т. е. тысячелетний путь развития. В эллинском периоде выделяют: 1) досократовский (ранний) с космологической (космоцентристской) философией (VI и V вв. до н. э.) и антропологической (софийской) философией (V и IV вв. до н. э.) и 2) классический (аттический) (IV в. до н. э.) этапы. Непосредственное начало философии, по мнению Аристотеля, заложил Фалес Милетский, являющийся также основателем ионийской натурфилософской школы с ее идеями о первоэлементах (воды, воздуха, огня, земли, а впоследствии и эфира), к которой принадлежали его ученики Анаксимандр, Анаксимен, Диоген Аполлонийский. За ней следует элейская школа, занимавшаяся философией бытия (в особенности, проблемой движения) (58-430 гг.), к которой принадлежали ее основатель Ксенофан, Парменид, ярчайший ее представитель Зенон, Мелисс. Параллельно существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа (Пифагор говорил: «Самое мудрое — число» и «Числу же все подобно»), к которой принадлежали Филлолай, врач Алкмеон, теоретик музыки, философ и математик Архит Таренский, скульптор Поликлет Старший. Великими одиночками этого времени были Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Завершала досократовскую философию школа атомистов с Лев-киппом, Демокритом. Антропологическую софистику (475-375 гг.) представляли Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Три великих эллина — Сократ, Платон и особенно Аристотель, — основали собственно то, что называется греческой философией. Сократ первым поставил вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; Платон развил философию как законченную мировоззренчески-политическую и логически-этическую систему (современный философ Альфред Уайтхед сказал: «Философия — это сумма добавлений и примечаний к Платону»); Аристотель, величайший энциклопедист, за всю историю человечества, обосновал науку как иссле-довательско-теоретическое изучение реально существующего. Под влиянием каждого из этих мыслителей начинает формироваться эллинско-римская философия и соответствующие школы: сократовские — сократиков, мега-риков, циников, киренаиков; платоновская — Академия; аристотелевские — перипатетиков, скептиков, стоиков. Александриец Плотин основывает в этот период (III в.) неоплатонизм, затем возникают гностика и в александрийской школе Филоном Иудейским, Клементом Александрийским и Оригеном закладываются основы христианской философии. Греческая философия также проникла в ислам, в индийскую философию.
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(griechische Philosophie). — Греческая философия в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой; она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. После подготовительного периода, продолжавшегося столетия, греческая философия начинает свое развитие приблизительно с Гесиода в VII—VI вв. до н. э. и приходит затем к своему расцвету в классический период, после чего отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия.
В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на немецкий идеализм; см. Европейская философия.
Греческая философия (можно также сказать: античная философия, так как всем, что есть творческого в последней, она обязана греческой фиософии) делится на эллинскую философию самой классической Древней Греции (IV в. до н. э.), которой предшествовала философия греческих полисов, в VI—V вв. до н. э. расположенных по всей Греции, и эллинистическо-римскую философию, т. е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся Римской империи с III в. до н. э. до VI в. н. э. Эллинская философия делится на досократовскую (VI и V вв. до н. э.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Аристотель) (IV в. до н. э.), досократовская философия — на космологическую (гилозоистическую) (VI и V вв. до н. э.) и антропологическую (софистическую) (V и IV вв. до н. э.). Начало греческой философии в более ранний — космологический — досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и над ним выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский (ок. 625—545 до н. э.), со времени Аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно — в более узком смысле — представителем ионийской школы натурфилософии (ок. 625— 425 до н. э.), к которой кроме него принадлежали также Анаксимандр, Анаксимен, Диоген Аполлонийский и др. За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 до н. э.), к которой принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон (элеат), Мелисс; одновременно с ней существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (конец V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.) и приверженцем которой был скульптор Поликлет Старший (конец V в. до н. э.). Великими мыслителями являются Гераклит (544—483 до н. э.) — самый выдающийся, затем Эмпедокл (483/482—424/423 до н. э.) и Анаксагор (50Q—428 до н. э.). Демокрит (460-—371 до н. э.), с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом (ок. 460 до н. э.) и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. Наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475—375 до н. э.), которая представлена главным образом Протагором, Горгием, Гиппием, Продиком.
Благодаря трем самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу (469—399 до н. э.), Платону (427—347 до н. э.) и Аристотелю (384/383 — 322/321 до н. э.) Афины примерно на 500 лет стали центром греческой философии. Сократом впервые в истории ставится вопрос о личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; Платоном создается философия как законченная мировоззренческо-политическая и логическо-этическая система; Аристотелем — наука как исследовательско-теоретическое изучение реально существующего. Эти три великих греческих мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий. Эллинистическо-римский период греческой философии начинается с возникновения важных философских школ (IV в. до н. э.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм возникает позже — спустя 500 лет. Под влиянием Сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель Ксенофонт), сторонники мегарской школы, к которым принадлежали Эвбулид и первый теоретик понятия возможности Диодор Крон (ум. 307 до н. э.), киники — к ним наряду с другими принадлежали Антисфен, Диоген Синопский («с фонарем»), гораздо позже — религиозный преобразователь общества Дион Хрисостом из Прусы (ок. 40—120 н. э.); наконец, киренаики (к ним наряду с другими принадлежали Аристипп и Евгемер). Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия: 348—270 до н. э., средняя: 315—214 дон. э., новая: 160 дон. э. — 529 н. э.); важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116—27 до н. э.); за Академией следует так называемый средний (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с другими входили Плутарх Херонейский (ок. 45— 120) и Трасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия). Сторонники Аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст (372—287 до н. э.), теоретик музыки Аристоксен (ок. 354 до н. э.), историк и политик Дикеарх (ок. 320 до н. э.); среди более новых перипатетиков — физик Стратон (ум. 270 до н. э.), географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален (ок. 131—201), комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.). Эпикур (342/341—271/270 до н. э.) становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал Лукреций (ок. 96—55 до н. э.). К собственно скептической школе (к которой фактически принадлежали многие «академики») относятся наряду с другими Пиррон (360—270 до н. э.), бывший ее основателем, затем Энесидем (ок. 50 до н. э.) и позже врач Секст Эмпирик (ок. 200—250).
Стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. Основанная Зеноном из Китиона (ок. 300 до н. э.), она получает свою литературную обработку благодаря Хрисиппу (281/278 — 208/205 до н. э.) в древней Стое; к средней Стое принадлежали наряду с другими Панэций (ок. 180—110 до н. э.) и Посидоний (ок. 135— 51 до н. э.); близко к этой школе стоял также историк Полибий (ок. 200—120 до н. э.). Поздняя Стоя, носившая по большей части римский характер, представлена главным образом тремя философами: патрицием Сенекой (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), освобожденным рабом Эпиктетом (ок. 50—138) и императором Марком Аврелием (121—180).
В неоплатонизме, как считал его основатель Плотин (205—270), различаются (первая) римская, афинская, александрийская, сирийская, пергамская и (вторая) римско-христианская школы; наряду с Плотином выдающимися неоплатониками были в особенности Порфирий (232/233—304), Прокл (410—485), женщина-философ Гипатия (ум. 415), Ямвлих (ум. ок. 330), император Юлиан Отступник (331—363), энциклопедист Марциан Капелла (первая половина V в.), Боэций (ок. 480—524). В эллинистическую эпоху расцвела также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западную и восточную религию и философию. Из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. Особое значение для философии первых столетий новой эры имел Филон Иудейский (ок. 20—50) благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию Библии. Он основал александрийскую школу, традиции которой продолжали Климент Александрийский (ок. 150—215) и Ориген (185—254) и которая была зародышем христианской философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на западную философию. Наиболее значительные разновидности греческой философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на индийской философии. Источники: W. Nestle. Die Sokratiker, 1922, 1968; W. Nestle. Die Nachsokratiker, 1923, 1968; W. Capelle (Hg.). Die Vorsokratiker, 1935, 1968.
W. Windelband. Gesch. der alten Philos., 1888, ab 1923: Gesch. derabendländ. Philos. im Altertum; W. Capelle. Die g. P, I—IV, 1922—1934, 1953; E. Zeller. Die Philos. der Griechen in ihrer gesch. Entwicklung, I—III, 1923; G. Calogero. Studien überden Eleatismus, Roma, 1932 (Repr. 1971); W. Nestle. Vom Mythos zum Logos, 1940, 1941(Repr. 1975); W. Kranz. Die g. P, 1941; W. Nestle. Griech. Geistesgesch., 1944 (KTA 192); O. Gigon. Der Ursprung derg. P, 1945; W. Nestle. Griech. Weltanschauung in ihrer Bedeutung für die Gegenwart, 1946; А. H. Armstrong. An Introduction to Ancient Philosophy. London, 1947; W. Nestle. Griech. Studien, 1948; C. J. de Vogel. Greek Philosophy, I—II. Leiden, 1950 —1959; E. Wolf. Griech. Rechtsdenken, 1950; E. Hoffmann. Die g. P. bis Platon, 1951; W. Jaeger. Die Theologie der frühen griech. Denker, 1953; H. Frankel. Wege und Formen frühgriech. Denkens, 1955; M. Pohlenz. Griech. Freiheit, 1955; H. Schwabl. Die Eleaten (Forschungsbericht) 1939—1956, in: Anz. für die Altertumswiss. 9( 1956)/10( 1957); F. Wehrli. Hauptrichtungen des griech. Denkens, 1964; W. Röd. Die Philos. der Antike, I, 1976, 1988; W. Schadewaldt. Die Anfänge der Philos. bei den Griechen, 1977; K. F. Geyer. Einf. in die Philos. der Antike, 1978, 1988; A. Graeser. Die Philos. der Antike, II, 1983; F. Ricken. Philos. der Antike, 1988; T. Irwine. Classical Thought, 1989.
В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на немецкий идеализм; см. Европейская философия.
Греческая философия (можно также сказать: античная философия, так как всем, что есть творческого в последней, она обязана греческой фиософии) делится на эллинскую философию самой классической Древней Греции (IV в. до н. э.), которой предшествовала философия греческих полисов, в VI—V вв. до н. э. расположенных по всей Греции, и эллинистическо-римскую философию, т. е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся Римской империи с III в. до н. э. до VI в. н. э. Эллинская философия делится на досократовскую (VI и V вв. до н. э.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Аристотель) (IV в. до н. э.), досократовская философия — на космологическую (гилозоистическую) (VI и V вв. до н. э.) и антропологическую (софистическую) (V и IV вв. до н. э.). Начало греческой философии в более ранний — космологический — досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и над ним выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский (ок. 625—545 до н. э.), со времени Аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно — в более узком смысле — представителем ионийской школы натурфилософии (ок. 625— 425 до н. э.), к которой кроме него принадлежали также Анаксимандр, Анаксимен, Диоген Аполлонийский и др. За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 до н. э.), к которой принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон (элеат), Мелисс; одновременно с ней существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (конец V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.) и приверженцем которой был скульптор Поликлет Старший (конец V в. до н. э.). Великими мыслителями являются Гераклит (544—483 до н. э.) — самый выдающийся, затем Эмпедокл (483/482—424/423 до н. э.) и Анаксагор (50Q—428 до н. э.). Демокрит (460-—371 до н. э.), с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом (ок. 460 до н. э.) и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. Наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475—375 до н. э.), которая представлена главным образом Протагором, Горгием, Гиппием, Продиком.
Благодаря трем самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу (469—399 до н. э.), Платону (427—347 до н. э.) и Аристотелю (384/383 — 322/321 до н. э.) Афины примерно на 500 лет стали центром греческой философии. Сократом впервые в истории ставится вопрос о личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; Платоном создается философия как законченная мировоззренческо-политическая и логическо-этическая система; Аристотелем — наука как исследовательско-теоретическое изучение реально существующего. Эти три великих греческих мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий. Эллинистическо-римский период греческой философии начинается с возникновения важных философских школ (IV в. до н. э.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм возникает позже — спустя 500 лет. Под влиянием Сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель Ксенофонт), сторонники мегарской школы, к которым принадлежали Эвбулид и первый теоретик понятия возможности Диодор Крон (ум. 307 до н. э.), киники — к ним наряду с другими принадлежали Антисфен, Диоген Синопский («с фонарем»), гораздо позже — религиозный преобразователь общества Дион Хрисостом из Прусы (ок. 40—120 н. э.); наконец, киренаики (к ним наряду с другими принадлежали Аристипп и Евгемер). Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия: 348—270 до н. э., средняя: 315—214 дон. э., новая: 160 дон. э. — 529 н. э.); важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116—27 до н. э.); за Академией следует так называемый средний (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с другими входили Плутарх Херонейский (ок. 45— 120) и Трасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия). Сторонники Аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст (372—287 до н. э.), теоретик музыки Аристоксен (ок. 354 до н. э.), историк и политик Дикеарх (ок. 320 до н. э.); среди более новых перипатетиков — физик Стратон (ум. 270 до н. э.), географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален (ок. 131—201), комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.). Эпикур (342/341—271/270 до н. э.) становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал Лукреций (ок. 96—55 до н. э.). К собственно скептической школе (к которой фактически принадлежали многие «академики») относятся наряду с другими Пиррон (360—270 до н. э.), бывший ее основателем, затем Энесидем (ок. 50 до н. э.) и позже врач Секст Эмпирик (ок. 200—250).
Стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. Основанная Зеноном из Китиона (ок. 300 до н. э.), она получает свою литературную обработку благодаря Хрисиппу (281/278 — 208/205 до н. э.) в древней Стое; к средней Стое принадлежали наряду с другими Панэций (ок. 180—110 до н. э.) и Посидоний (ок. 135— 51 до н. э.); близко к этой школе стоял также историк Полибий (ок. 200—120 до н. э.). Поздняя Стоя, носившая по большей части римский характер, представлена главным образом тремя философами: патрицием Сенекой (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), освобожденным рабом Эпиктетом (ок. 50—138) и императором Марком Аврелием (121—180).
В неоплатонизме, как считал его основатель Плотин (205—270), различаются (первая) римская, афинская, александрийская, сирийская, пергамская и (вторая) римско-христианская школы; наряду с Плотином выдающимися неоплатониками были в особенности Порфирий (232/233—304), Прокл (410—485), женщина-философ Гипатия (ум. 415), Ямвлих (ум. ок. 330), император Юлиан Отступник (331—363), энциклопедист Марциан Капелла (первая половина V в.), Боэций (ок. 480—524). В эллинистическую эпоху расцвела также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западную и восточную религию и философию. Из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. Особое значение для философии первых столетий новой эры имел Филон Иудейский (ок. 20—50) благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию Библии. Он основал александрийскую школу, традиции которой продолжали Климент Александрийский (ок. 150—215) и Ориген (185—254) и которая была зародышем христианской философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на западную философию. Наиболее значительные разновидности греческой философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на индийской философии. Источники: W. Nestle. Die Sokratiker, 1922, 1968; W. Nestle. Die Nachsokratiker, 1923, 1968; W. Capelle (Hg.). Die Vorsokratiker, 1935, 1968.
W. Windelband. Gesch. der alten Philos., 1888, ab 1923: Gesch. derabendländ. Philos. im Altertum; W. Capelle. Die g. P, I—IV, 1922—1934, 1953; E. Zeller. Die Philos. der Griechen in ihrer gesch. Entwicklung, I—III, 1923; G. Calogero. Studien überden Eleatismus, Roma, 1932 (Repr. 1971); W. Nestle. Vom Mythos zum Logos, 1940, 1941(Repr. 1975); W. Kranz. Die g. P, 1941; W. Nestle. Griech. Geistesgesch., 1944 (KTA 192); O. Gigon. Der Ursprung derg. P, 1945; W. Nestle. Griech. Weltanschauung in ihrer Bedeutung für die Gegenwart, 1946; А. H. Armstrong. An Introduction to Ancient Philosophy. London, 1947; W. Nestle. Griech. Studien, 1948; C. J. de Vogel. Greek Philosophy, I—II. Leiden, 1950 —1959; E. Wolf. Griech. Rechtsdenken, 1950; E. Hoffmann. Die g. P. bis Platon, 1951; W. Jaeger. Die Theologie der frühen griech. Denker, 1953; H. Frankel. Wege und Formen frühgriech. Denkens, 1955; M. Pohlenz. Griech. Freiheit, 1955; H. Schwabl. Die Eleaten (Forschungsbericht) 1939—1956, in: Anz. für die Altertumswiss. 9( 1956)/10( 1957); F. Wehrli. Hauptrichtungen des griech. Denkens, 1964; W. Röd. Die Philos. der Antike, I, 1976, 1988; W. Schadewaldt. Die Anfänge der Philos. bei den Griechen, 1977; K. F. Geyer. Einf. in die Philos. der Antike, 1978, 1988; A. Graeser. Die Philos. der Antike, II, 1983; F. Ricken. Philos. der Antike, 1988; T. Irwine. Classical Thought, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961