ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
одно из основных понятий политически-правовой мысли, зародившееся в античности и получившее особое развитие в 17 I 8 вв. в учениях Г. Грация, С. Пуфендорфа, Т. Гоббса, Дж. Дакка, где оно нередко отождествляется с «гражданским законом» (лат. lex civilis) в противоположность «естественному праву». Гроций называет гражданские права «внутригосударственными правами», считая, что «матерью... внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению» («О праве войны и мира». М., 1994, с. 48). К внутригосударственному праву Гроций относит «как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещенной от нее выгоды» (там же, с. 46). По мнению Гоббса, «выгода, получаемая человеком от уменьшения права другого человека (имеется в виду «общественный договор».— Т. Д.) состоит в уменьшении препятствий к использованию своего собственного первоначального права» («Левиафан», Соч. в 2 т., т.2. М., 1991, с. 100), что становится возможным благодаря появлению принудительной власти.
Особое значение понятие гражданского права приобретает в трудах Ж.-Ж. Руссо: по «общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает» («Об общественном договоре».— Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 164). Руссо толкует гражданское состояние как единый политический организм, где действует принятое народом-сувереном гражданское право и где естественное неравенство заменяется политическим равноправием. Гражданская свобода выступает здесь как свобода, ограниченная «общей волей», а обладание имуществом из результата первоначального захвата «сильнейшего» превращается в «собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое» (там же, с. 314). Выполнение взаимных обязательств общественного договора и требований, направленных на достижение общего блага, — основа гражданского права. «Одному только закону люди обязаны справедливостью и свободою... Законы—это единственный двигатель политического организма... Без законов государство, образовавшись, есть всего лишь тело без души» (там же, с. 331). Ряд положений «Общественного договора» Руссо вошел во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789, а затем—и во Всеобщую Декларацию прав человека 1948. Современные идеи «правового государства» во многом опираются на концепцию гражданского права Руссо. Г. Б. Длугач

Источник: Новая философская энциклопедия

Гражданские права
(Civil Rights).
Права, крыми обладают граждане по отношению к государству или к другим гражданам, закрепленные в Конституции и соответствующих законах. Под "гражданскими правами" могут пониматься самые общие права человека: на свободуслова,печати,вероисповедания и собраний; обычно в этом случае используется понятие " гражданские свободы". Чаще к "гражданским" относят те или иные права человека, отвечающие моральным запросам незащищенных социальных групп, особенно тех, крые исторически подвергались несправедливому отношению со стороны большинства (или более сильных меньшинств). Напр., в англосаксонском судопроизводстве подозреваемые в преступлении защищены юридическими процедурами такими, какhabeas corpus и суд присяжных.
Требование прав для себя по отношению к другому вовсе не означает просьбы о привилегиях, даруемых по чьемуто соизволению. На какие права может законно претендовать гражданин? Существует точка зрения, согласно крой такое право ограничивается процедурными вопросами, как, напр., правом на защиту закона. Другие считают, что гражданские права предполагают возможность требовать равные материальные возможности или, по крайней мере, равный доступ к условиям, гарантирующим социальные блага. Последняя точка зрения выражена в международном Договоре Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах (1966), в к-ром провозглашено право граждан всех стран на надлежащий и постоянно повышающийся уровень жизни. Сюда относятся права на питание, на честный труд, на медицинскую помощь и даже на регулярный оплачиваемый отпуск. Споры о том, что включает в себя понятие "гражданского права", в значительной мере определяют социальную напряженность в обществе.
В западной политической мысли. Законы о гражданских правах покоятся на основных нравственных принципах, выработанных традицией "естественного права". Сама идея "естественного права" восходит к древним греческим, римским и христианским писателям, крые провозглашали "извечность" ряда законов и способность человека им следовать. Неизбежным следствием из концепции "естественного права" было положение о равенстве людей. Так появился готовый критерий, на крый опиралась ранняя социальная критика в попытке реформировать государственные институты, угнетавшие те или иные общественные группы. Римское юридическое право, определившее развитие западной правовой системы, испытало значительное воздействие концепции " естественного права ".
Успеху концепции "естественного права " способствовали христианские писатели, находившиеся под влиянием греческой и римской мысли; они нашли, что эта концепция отвечает Павлову определению язычников: "дело закона у них написано в сердцах" (Рим 2:15). Благодаря трудам Фомы Аквинского традиция "еетественного права" составила основу гражданского и церковного законодательства Средних веков. К XVIII в. теория "естественного права" достигла своего пика. К примеру, Дж. Локк верил, что вселюди плод творения всемогущего и мудрого Творца и, соответственно, в природе нет более очевидного закона,чем закон о равенстве всех людей. Из этого положения вытекают права и обязанности людей по отношению друг к другу в общественной сфере. И американская, и французская Декларации независимости рассматривают как "самоочевидные" "простые и неоспоримые" принципы, согласно крым "вселюди созданы равными", "рождены быть и остаются равными и свободными в правах". В основе обеих деклараций лежит убежденность в том, что все люди обладают "равным положением, гарантированным законами вселенной и Богом вселенной".
Особое внимание к правам человека на Западе проистекает не только из теории "естественного права", но и из иудейскохристианского вероучения. Самые ранние законодательные кодексы и документы признают хотя бы минимальные гражданские права за людьми, принадлежащими к самым беззащитным группам населения. У древних египтян существовал закон, согласно к-ром у бедняков, не имеющих возможность оплатить переправу через реку, перевозили бесплатно. Определенные права гарантировались вдовам и сиротам. Минимальные права вдовам, детям, наложницам, рабам, должникам, наемникам гарантировались вавилонским, хеттским, ассирийским законодательствами.
В Библии. Древнееврейское законодательство превосходит все современные ему законодательства в требовании равного отношения к гражданам, независимо от их социального положения.
Некрые в. 3. законы опережают многие современные прогрессивные достижения в области гражданских прав. Поскольку законы, защищающие граждан, учреждены Богом, они достаточно надежны. Даже царь не мог безнаказанно пренебречь ими; вспомним, какнаказаны Ахав и Иезавель за свое преступление убийство Навуфея, чтобы завладеть его виноградником (3 Цар 21). Подобные законы не только гарантировали юридическую защиту, но и защищали экономические интересы обездоленных. Голодные имели право воспользоваться частью чужого урожая (Лев 19:910; Втор 23:24; 24:1922; Мф 12:1); должники, по прошествии семилетнего срока, могли рассчитывать на прощение долгов (Втор 15:711). Чужеземцы, вдовы и сироты могли претендовать на часть продуктов из десятины, пожертвованной Храму (Втор 14:2829).
Глубокое чувство социальной справедливости, присущее израильтянам, рождалось из веры в творческую мощь Яхве. Люди (считали они) созданы по образу Божьему (Быт 1:27); человек лишь "немногим" меньше ангелов (Пс 8:5). Ценность человеческой личности необыкновенно велика, поэтому угнетать, преследовать, мучить людей, какегиптяне, никак нельзя, это унижает человеческое достоинство, вызывая и гнев, и сострадание Бога (Втор 26:59). Бог избрал евреев не потому, что они обладают особыми заслугами, особым социальным статусом или особой привлекательностью, а потому, что нарушались их права. Божественный замысел, предполагавший освобождение народа, стал для Израиля той рациональной основой, на крой создавалась система гражданских прав (Лев 19:34; Втор 24:22).
К сожалению, на деле права бедных часто игнорировали. Могучей силой, способной возродить традиции гражданского права, считали себя пророки. Особое прозрение помогало им глубоко осознавать грех и чувствовать всю тяжесть экономического гнета (Ис 5:16; 6:35; Иер22:13 и дал.;Иез 18:518; Мих 3:14; Ос 6:49). Пророки так настойчиво требовали восстановления гражданских прав, что порой увязывали духовную деятельность с поисками правосудия (Ам 5:415; Ис 58:39; Иер 9:2324; Мих 6:8). Защита гражданских прав была уделом не только пророков; о ней же говорится в притчах и религиозных гимнах (Притч 14:31;29:7;Пс14; 112:79).
В НЗ гражданским правам отводится столь же важное значение, как и в ВЗ. Учение Иисуса выдержано в пророческом духе; Он решительно осуждает всякую несправедливость к отверженным. Не раз напоминает Он своим противникам о ценности человеческой личности (Мф 12:12; Лк 14:5). В "инаугурационной речи " Иисус твердо заявил, что социальный статус и национальная принадлежность не имеют значения для Бога в Его заботе о людях (см. Лк 4:1632, где рассказывается, как Он исцелил враждебного евреям сириянина). Более того, самого себя Иисус рассматривал как защитника обиженных, освободителя угнетенных (Лк 4:18). Учение и служение Иисуса неизменно служат моральной опорой нищим (Мк 12:4144), больным (Мф 14:1314), старикам (Мф 15:46), женщинам (Ин 4:7 и дал.), детям (Мк 10:1314) и другим социально незащищенным группам, скажем, заключенным (Мф 25:36) и слепым (Мф 11:46).
Писания ап. Павла и социальная политика ранней Церкви (Деян 2:4445; 4:3435) строятся на тех же нравственных и теологических предпосылках гражданского права, крые содержатся в ВЗ и в учении Иисуса. Теологические воззрения ап. Павла на достоинство человеческой личности абсолютно однозначны, хотя иногда они определяются и тогдашними реалиями (см. 1 Тим 2:11, где ап. Павел не признает права за необразованными женщинами учить в церкви). Учение ап. Павла об оправдании верой, согласно к-ром у все люди предстают перед Богом как грешники, а не как заслужившие награды, стало, вероятно, величайшим вкладом христианства в развитие гражданских прав на Западе. После Реформации концепция оправдания верой реализовалась в положении о свободе совести и вероисповедания, к-рое стало ядром всех других гражданских прав.
В Соединенных Штатах. Гражданские права в Америке были исторически связаны с борьбой за предоставление равных прав неграм. Акт о гражданских правах 1866 г. гарантировал им эти права и стал первым крупным законодательным актом по гражданским правам в Соединенных Штатах. Конституция была дополненазапретом рабства; негры получили право голосовать (хотя эти законы нередко открыто обходили или размывали судебными толкованиями). В результате протестов негритянского населения, инициированных "черной церковью" и под общим руководством М.Л.Кингамл., ряд важных гражданских прав был завоеван в 195060е гг. Борьба завершилась принятием актов о гражданских правах 1964 и 1968 гг., отменивших дискриминацию в праве на получение жилья, работы, образования, на право голосования и социальную адаптацию.
Сравнительный успех движения за гражданские права вдохновил и другие группы населения (женщин, коренное население Америки, латиноамериканцев, заключенных, душевнобольных, гомосексуалистов, арендаторов, людей с физическими недостатками, престарелых и детей, иностранцев и беженцев, неимущих, борцов с абортами, потребителей, наемных работников), крые стали отстаивать свои гражданские права. Многие церковные группы и организации, представляющие почти все теологические направления, активно поддерживают различные движения в этой борьбе.
D.J.Miller (пер.Ю.Т.) Библиография: Е. Corwin,The "HigherLaw" Background of American Constitutional Law; A. P. dEntreves,Natural Low: An Historical Survey; G. Forell and W. Lazareth, eds., Human Rights: Rhetoric or Reality; C. Fisher,Minorities, Civil Rights and Protest; M.L. King, Jr.,Why We Cant Wait; W. Laqueur and B. Rubin, eds., The Human Rights Reader; D. Lyons,Rights; A. Miller, ed..Christian Declaration of Human Rights; J.Miranda, Marxand the Bible; A. Mullcr and N. Greinacher, eds.,The Church and the Rights of Man; P. Ramsey,Basic Christian Ethics; J. Rawls,/) Theory of Justice; J.A. Sigler. American Rights Policies; H. Shue.Basic Rights: Subsistence, Affluence, and U. S. Foreign Policy.

Источник: Теологический энциклопедический словарь