ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
характеристика развития политической сферы, свидетельствующая о ее качественной трансформации в неполитическую, о переходе в сферу собственно самоуправления человечества.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
система общественных институтов, которая возникает в результате свободной деятельности граждан, нуждающихся в ее услугах, и не имеет никаких других целей, кроме удовлетворения интересов создавших се людей.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Гражданское Общество
Совокупность индивидуумов, подчиненных одному и тому же высшему закону. Следовательно, определяющим гражданское общество понятием является власть, а не наоборот. Отсюда войны, завоевания и встречаемое ими противодействие. Вопрос всегда стоит так: кто приказывает и кто подчиняется? Кто, как говорится, творит закон, и кто обязан его исполнять. Гражданское общество – это единство вторых. Высшая власть – единство первых. Республика – образование, при котором первые и вторые тождественны.
Источник: Философский словарь.
Гражданское общество
сообщество свободных и равных граждан "внутри" государства, способных контролировать и регулировать все виды и формы государственного вмешательства в частную и общественную жизнь, а также любые изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Гражданское общество характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества, как правило, вырождается в те или иные формы тоталитарной власти. Гражданское общество - сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. Гражданское общество - это общество, строящее свои отношения с государством на началах партнерства, предполагающее определенный уровень социально-экономического развития, правовой и политической культуры.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
высокая ступень развития общественных отношений, когда человек становится не подданным власти, а гражданином, уважающим и соблюдающим законы. Государство, в свою очередь, опирается не на силу, а на общественный договор с гражданами, гарантируя уважение и защиту их неотъемлемых прав. Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, появляющихся у него в силу факта рождения (право на жизнь, свободу, безопасность и др.). Развитие гражданского общества неотделимо от сохранения и укрепления правового государства, а возникающие противоречия должны разрешаться в цивилизованных формах, исключающих насилие, ложь и манипулирование волей и сознанием людей. Человек, его права и свободы должны являться высшей ценностью общественного развития. Это предусматривает многообразие форм собственности и развитие институтов демократии на всех уровнях.
Источник: Тематический философский словарь
Гражданское общество
общество, состоящее из независимых, самостоятельных индивидов, обладающих основными правами и свободами; система добровольных, самоуправляющихся общностей людей, создаваемых для достижения собственных целей и интересов, реализации своих способностей и талантов: семья, экономические ассоциации, профессиональные, спортивные, творческие, конфессиональные союзы и объединения и т.д.
К гражданским отношениям относят сферу некоммерческого бытия: семейно-родственные, земляческие, воспитательно-образова-тельные, религиозные, нравственные, товарно-денежные и др., связывающие людей совместной деятельностью по удовлетворению материальных и духовных потребностей.
Г.О. дополняет властные иерархические отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, действующими на основе принципа саморегуляции.
Г.О. – общество плюрализма в экономике (многоукладность, многообразие форм собственности), политике (многопартийность, конкурентные выборы), духовной жизни (свобода слова, совести, вероисповедания).
Источник: Философия права, словарь-минимум
Гражданское общество
совокупность самодеятельных объединений и организаций граждан, не зависящих непосредственно от государства и являющихся самостоятельной подсистемой общества. К элементам Г.о. относятся социальные классы, частный бизнес, профессиональные союзы, правозащитные, экологические и другие неполитические движения, национально-культурные, военно-патриотические и др. объединения граждан. Г.о. играет существенную роль в обеспечении жизнеспособности общества, взаимосвязи между государством и гражданами, выработке ценностей, которыми руководствуются в своей жизни большинство членов общества. Согласно Гегелю, стоявшему у истоков концепции Г.о., оно представляет собой особую веху на пути эволюции от семьи к государству. Говорить о Г.о. можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного основными неотчуждаемыми гражданскими правами, выполняющего гражданские обязанности и несущего ответственность за свои действия. Наличие развитого Г.о. – существенный признак зрелой демократии. Особенно важным является развитие элементов Г.о. в тех сферах и направлениях, где функции государства недостаточны или неэффективны.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Гражданское общество
это один из феноменов современного общества, совокупность общественных образований (групп, коллективов, общественных негосударственных организаций), объединенных экономическими, культурными, этническими и др. специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства и его властных структур, и контролирующих действия государственной машины. Гражданское общество – понятие, которое означает совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других, т. е. это отношения вне рамок государственных структур, но не вне рамок государства как такового. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Следовательно, гражданское общество основывается на самоорганизации системы общественных отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. В большинстве современных философских социологических и политических теорий, в том числе в марксизме, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Гражданское общество
социологическая категория, обозначающая совокупность действующих независимо от государства объединений граждан, общественных и даже государственных структур, институтов и мировоззрений. Основная идея гражданского общества - независимость от государства. Учитывая неопределенность действия всего и вся, можно отметить, что гражданское общество способно эволюционировать в любом направлении: к фашизму, коммунизму, социализму и вообще любому общественному состоянию. Дело в том, что "гражданское общество" является одним из негуманоидных действующих и управляющих обществом механизмов (одним из властных механизмов!) не менее, но и не более. И, как всякий негуманоидный механизм или процесс, в случае его обнаружения, требует пристального внимания к возможным последствиям его проявлений и сопутствующим им событиям со стороны гуманитарной науки и государства. Гласно и негласно предполагается, что гражданское общество может обеспечить демократические свободы и устойчивость общества, как бы страхуя от возможной ошибки со стороны государства. Представляется, что это совершенно не так. Хуже того, представляется, что как многое в социологии, экономике и философии категория гражданского общества является надуманной.
Ассоциативный блок.
На бога надейся, но сам не плошай.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Гражданское общество
термин, к-рым в домарксистской философии, начиная с 18 в., обозначали общественные, а в узком смысле — имущественные отношения. Существенным недостатком теории Г. о. у англ. и фр. материалистов было непонимание зависимости Г. о. от развития способов производства, объяснение его формирования естественными свойствами человека, политическими задачами, формами правления и законодательства, нравственностью и т. д. Гегель под Г. о. понимал «систему потребностей», основанную на частной собственности, имущественные и сословные отношения, систему правовых отношений и т. д. Хотя во взглядах Гегеля на Г. о. содержатся некоторые догадки о действительных законах развития об-ва, в целом его воззрения по этому вопросу несостоятельны. Идеализм Гегеля проявляется здесь в том, что Г. о. рассматривается как зависимое по отношению к государству, к-рое является истинной формой объективного духа, тогда как Г. о. есть лишь «конечная» форма духа. Маркс использует термин и понятие Г. о. в ранних произведениях, впервые в 1843 в связи с критикой Гегеля. Понимая под Г. о. организацию семьи, сословий и классов, отношения собственности, формы и способы распределения, вообще те условия, к-рые обеспечивают существование и функционирование об-ва, условия действительной жизни и деятельности человека, Маркс подчеркивает их объективный характер и экономическое основание. В дальнейшем недостаточно четкий термин Г. о. Маркс заменяет строгими научными понятиями (экономическая структура об-ва, экономический базис, способ производства и т. и.).
Источник: Философский словарь. 1963
Гражданское общество
/D/Burgergeselschaft; /E/ Society civil; /F/ Societe civil;
/Esp/ Sociedad civil.
Система многообразных социальных связей: экономических, нравственных, религиозных, национальных, семейно-бытовых и других социокультурных образований, возникающих и складывающихся спонтанно, эволюционно, как продукты человеческой жизнедеятельности, благодаря которым общество может поддерживать свое функционирование в режиме самоорганизации, соблюдая универсальные правила поведения. Сферой гражданского общества является пространство между гражданином и государством, т. е. вся система неполитических отношений, свободных от непосредственного вмешательства и регламентации со стороны государственной власти.
В истории философии, начиная с 18 века, обосновывается необходимость строгого логического различия государства и гражданского общества с целью решения проблемы первичности. В зависимости от ее решения складывались социологические концепции тоталитаризма и либерализма.
Признание первичности государства по отношению к гражданскому обществу создает возможность и предпосылки сознательного, централизированного планирования и управления всеми жизненноважными делами общества и, наоборот, признание первичности гражданского общества сводит до необходимого минимума вмешательство государства в дела общества. Для противодействия такого вмешательства и монополизации государства в руках отдельных лиц, слоев и политических организаций разрабатывается механизм разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Источник: Философия, практическое руководство
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в об-ве: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Г. о.— сфера самопроявления свободных" граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти. Становление концепции Г. о. относится к 2-й пол. 18 — началу 19 в. Философия Просвещения, нем. классическая философия, в трудах представителей к-рых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и Г. о. (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и Г. о. государству (особенно отчетливо это выражено в философии права Гегеля). Философия и социология марксизма, продолжив традиции предшествующей философской и общественно-политической мысли, напротив, утверждает приоритет Г. о. над государством и в его расширении, полном раскрепощении видит одну из важнейших предпосылок и задач полного преодоления отчуждения человека, обеспечения условий его гармоничного развития. Однако в конкретных исторических условиях России послеоктябрьского периода взаимоотношения Г. о. и социалистического государства были существенно деформированы — государство взяло на себя не только собственные функции, но и функции жесткого административного контроля и регулирования сферы самодеятельного творчества граждан и деятельности их добровольных ассоциаций и объединений и тем самым как бы “поглотило” Г. о. Идущая в нашем об-ве перестройка преследует цель полнее раскрыть потенциальные возможности социалистического строя, что предполагает осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и об-вом. Это означает, что в процессе перестройки в стране должны быть созданы различные институты Г. о.; постепенно будет ограничено государственное вмешательство в экономическую и социо-культурную жизнь. Функции государства по мере укрепления Г. о. будут сведены к необходимому минимуму. Оно займет соответствующее при гуманном, демократическом социализме место — быть функцией об-ва под надежным его контролем. Гл. политическая задача перестройки — достижение полного контроля Г. о. над государством.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. По-видимому, впервые на европейских языках термин Г.О. был употреблен в 16 веке в одном из французских комментариев к "Политике" Аристотеля. Появление понятия Г.О. практически синхронно формированию основанир! европейской политической науки обусловило его смысловую многовариантность: термин Г.О. - продукт интеллектуальных усилий (зачастую противоречивых) главных фигур западной политической традиции. Постулированное Августином Блаженным противоположение "града божьего" и "града земного" (двух видов человеческой общности) являло собой отражение идеи о существовании между людьми водораздела онтологически-мистического порядка. "Град земной" - следствие первородного греха - вместилище "граждан" "града божьего", удостоившихся избирательной милости Бога. Г.О. или "град дьявола" обречен на гибель в результате пришествия божьего града. Символизировавшее в рамках схоластики идею приятия даже несправедливого общественного устройства учение о Г.О. трансформировалось у Гоббса в принцип социального идеала - результата преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". (Руссо, правда, настаивал на том, что переход от дикого состояния к цивилизации, от "естественного состояния" к государственному устройству - нельзя мыслить иначе, чем нисхождение). Гегель видел в эпохе торжества Г.О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Маркс, не избежавший соблазна осуждения государства-паразита эпохи Наполеона III во Франции, трактовал Парижскую Коммуну как восстание пролетариата от имени Г.О. против бюрократической государственной машины. (На немецком языке Г.О. допустимо переводить и как "общество буржуазии" с акцентом именно на этой характеристике). 70-е 20 века реабилитировали понятие Г.О. в ряде значимых течений европейского интеллектуализма. Понятие Г.О., концептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по-прежнему активно используется противниками инициируемого современными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирования социальных различий в обществе.
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
включает в себя всю совокупность неполитических отношений в обществе, то есть экономические, духовно-нравственные, семейно-бытовые, религиозные, демографические, национальные и т.д. Таким образом, Г.о. многомерная, самоорганизующаяся система, промежуточная между семьей и государством, это естественно складывающиесяся социальные, не политические отношения между индивидами. В системе гражданского общества каждый выступает не как поданный государства, но как частное лицо, имеющее свои особенные, отличающиеся от общегосударственных, жизненные цели. В формально-структурном аспекте Г.о. представляет собой совокупность добровольных объединений, союзов, организаций, позволяющих индивидам общаться на почве сходных духовно-практических интересов. Оно не позволяет гражданам уподобиться россыпям автономных атомов и предлагает множество форм социальной кооперации, поощряет различные проявления человеческой солидарности. Г.о. – довольно позднее историческое образование, характерное для западной цивилизации Нового времени. Его возникновение предполагало два главных условия – переход традиционного феодального общества в индустриальную фазу развития и появление массовых генераций эмансипированных граждан, сознающих неотъемлемость своих естественных прав. Проводя в жизнь идущие «снизу» социальные инициативы, Г.о. обеспечивает процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, функционирующими на основе принципа саморегуляции. Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, при наличии развитого Г.о. обретают ценностную равновеликость. Не поощряя ни этатистский произвол, ни правовой нигилизм индивидов, Г.о. способствует укреплению социального порядка, сообщает ему такое качество, как цивилизованность. Следовательно, Г.о. это сфера самопроявления и саморазвития интересов свободных индивидов, а также добровольно сформировавшихся объединений, неправительственных организаций граждан В демократических странах гражданское общество ограждено необходимыми законами от прямого вмешательства, контроля и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти. Сегодня гражданское общество - одна из центральных категорий социальной философии, обозначающая ту часть общественного бытия, в которой сосредоточена негосударственная и наиболее активная экономическая, социальная, духовная жизнь людей и в которой реализуются их «естественные» права и свободы, равенство разных субъектов деятельности, особенно на рыночном пространстве, где все участники независимо ни от каких различий вступают друг с другом в свободные и равноправные отношения. С этой точки зрения гражданское общество противопоставляется государству, задачей которого является разрешение политическими (или в крайних ситуациях – военными) средствами конфликтов между субъектами гражданского общества и обеспечение его нормального функционирования.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Гражданское общество
смысловое формулирование данного понятия происходит в эпоху становления в Европе буржуазных отношений. И если проследить этимологию слова «гражданский», то в качестве его синонима можно было бы предложить – «буржуазный». Слово «гражданский» происходит от церковно-славянского «гражданин», чему в современном русском языке соответствует «горожанин». В древнем русском языке в значении «город» употреблялось слово «место», а его обитатель назывался «мещанин». В западноевропейских языках соответствующие термины произошли от старогерманского «бург» – город, немецкое – «бюргер», французское – «буржуа». Таким образом, под гражданским обществом первоначально разумели особый городской образ жизни, отличный от сельского (крестьянско-феодального) патриархального уклада. В патриархальном обществе, основанном на родственных отношениях, личной зависимости, авторитете предков и вождей, жизнь человека всецело подчинялась ритмам природы, капризам погоды, прихотям феодалов и воле государей. Основной единицей гражданского общества с первых этапов его зарождения выступал независимый индивид, способный принимать решения и свободно проявлять свою волю в выборе вида деятельности, в способе проведения досуга, следуя своим умонастроениям и велению совести. Становление свободы и независимости горожан обеспечивалось их правом на частную собственность, которая не только являлась источником независимого от государства дохода, но муниципальными законами была защищена от проявления произвольной односторонней регламентации со стороны государственных органов власти. Считается, что впервые термин «гражданское общество» был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к «Политике» Аристотеля. Начиная с Гоббса, философы- просветители с этим понятием связывали своего рода социальный идеал – результат преодоления нечеловеческого первобытного состояния «войны всех против всех» на основе «общественного договора» свободных, цивилизованных граждан о соблюдении их естественных прав. По мере становления развитых буржуазных отношений термин «гражданское общество» стали активно использовать в политико-правовых трактатах с целью выделить и охватить единой связью всю совокупность неполитических духовных и экономических отношений общества. Развернутая разработка вопроса о противоположности государства и гражданского общества принадлежит Гегелю, который понимал под гражданским обществом совокупность корпораций, общин, сословий, базирующихся на особых потребностях и опосредствующем их труде. Противопоставляя всеобщую (политическую) жизнь граждан их частной (гражданской), основание последней он видел в разнообразии материальных интересов индивидов и в их праве владения собственностью, из которой своим трудом они извлекают пользу. При этом решающую роль в предоставлении соответствующих прав и возможностей Гегель отводил государству. Сегодня под гражданским обществом понимают сферу самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан (это могут быть союзы предпринимателей, профессиональные союзы, общественные организации, клубы по интересам и т.д.), деятельность которых ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства со стороны государства и его органов. В настоящее время понятие «гражданское общество» не потеряло свой прежний смысл и былую актуальность. В нашей стране значимость гражданского общества в последнее время значительно возросла, поскольку с его формированием связывают возможность создания наилучших условий для реализации личной инициативы, внутренней энергии, деятельной воли индивидов, которые, объединяясь в соответствующие общественные организации, способны ограничить проявление административно-бюрократического произвола со стороны государственных органов и даже препятствовать возможности вырождения государственной власти в диктаторскую. Формирование развитого гражданского общества неразрывно связано с воплощением в социально-политическую жизнь идеи правового государства.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1) общество, в котором сочетаются частные и общие интересы (см. Гегель), 2) общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан; 3) общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой. В целом гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.
Понятие гражданского общества формировалось в ходе развития мировой политической мысли. Первые отчетливые представления о гражданском обществе были высказаны Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и Дж. Локком. Идеи естественных прав как модели статусного и морального равенства людей, а также общественного договора как способа контролировать достижение согласия легли в основу современного понимания гражданского общества.
Создание гражданского общества предполагало высвобождение частной жизни, семьи и бизнеса из-под власти государства. При этом индивид получал свободу вероисповедания; повседневная жизнь выходила из-под политической опеки; индивидуальный интерес, особенно в вопросах о частной собственности и коммерческой деятельности, получал поддержку закона. Наличие зрелого гражданского общества означает соблюдение неотъемлемых естественных прав человека, признание их морального равенства. Центральным становился вопрос о соотношении «суверенного государства» к «суверенному народу», представлявшему легитимную основу государственной власти. Система сдержек и противовесов обеспечивала нахождение баланса между ветвями власти, между обществом и государством, свободой и ответственностью, силой и правом. Государство не просто изгонялось из частной жизни, экономики, духовной жизни, а, напротив, ставилось обществом под контроль, который осуществлялся, в частности, по вопросу способности власти обеспечить безопасность этих сфер и их свободу, пресечь даже посредством легитимного насилия любые притязания, оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, напр., криминальных, монополий и пр.
Идея построения гражданского общества принадлежит либеральной мысли 18 в., еще не отделяющей гражданские свободы от проблем морали и социального равенства. Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям по отношению к государству. Государство со своей стороны трактуется как выражающее интересы граждан. Гражданское общество включает в себя разделение публичной и частной сфер и вместе с тем их взаимодействие. На основе этого принципа женщины были вовлечены в публичную сферу, хотя прежде под автономным и ответственным индивидом понимался только мужчина.
Сегодня западные социальные теории располагают набором эмпирических черт, без которого общество не может быть названо хорошим. Понятие «хорошее общество» (Good Society) базируется на идее гражданского общества и расширяет его границы. «Хорошее общество»—это не реальность, а теоретический инструмент для анализа достижений человечества в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам относятся: свобода и права человека, способность человека быть ответственным в свободе, стремиться не только к негативной свободе—свободе «от» (принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе — свободе «для» (самореализации, осуществления своих планов, постановки социальных целей и пр.); достижимость минимума социальных и природных благ; наличие социального порядка. Таким порядком обладает гражданское общество. Классический термин философии, политологии и юридической науки до 60-х гг. 20 в. означал общество, которое способно поставить под контроль государство. В 60-х гг. юрист Р. Найдер организовал общество охраны потребителей и произвел теоретическое расширение этого понятия. Это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство. Подобные попытки предпринимались и раньше в антитрестовском законодательстве В. Вильсона, в антимонопольной политике, но не были концептуализированы в терминах гражданского общества. До провозглашения этой идеи в Америке была популярна фраза: «Что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для Америки». Р. Найдер поставил под вопрос этот тезис. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия не может существовать общество, оно берется в гражданском обществе под контроль. То же должно произойти и с корпорациями. В этой новой доктрине, которая до определенных пределов (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр. ) действует в США, учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые относятся в классическом либерализме скорее к благам.
Лит.: Современный либерализм. М., 1998; Held D. Models of Democracy. Stanford, 1987; Held D. Prospects for Democracy. North, South, East, West. Stanford, 1993; Isaac K. Civies for Democracy. Wash., 1992; Liberalism and the Good, ed. by R. B. Douglass, G. M. Mare, Н. S. Richardson. N. Y.-L., 1990; PelcynskiZ. A. The State and Civil Society. N. У., 1984.
В. Г. Федотова
Источник: Новая философская энциклопедия
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Г.о. включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, а именно: экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные отношения и др. Впервые термин “Г.о.” был употреблен еще в 16 в. в комментарии к “Политике” Аристотеля, где Г.о. противопоставлялось “политическому обществу”, т.е. миру профессиональной политики. По традиции, берущей начало от К. Маркса, Г.о. противопоставляется гос-ву. Начиная с 1970-х гг. термин “Г.о.” становится
одним из наиболее популярных в спорах о различиях между капитализмом и социализмом.
Отчленение Г.о. от гос-ва начинается при капитализме, хотя элементы его имелись еще в антич. демократических гос-вах. В средневековом феодальном обществе Г.о. нет и отсутствует почва для его возникновения.
В капиталистическом обществе гос-во избегает вмешиваться в частную жизнь граждан, не навязывает им единую идеологию и единую систему ценностей. Многообразные интересы людей реализуются через их совместную деятельность, для организации которой они вступают в добровольные, неподотчетные гос-ву объединения и ассоциации. Негосударственные, неправительственные организации, отражающие интересы индивидов, не входят в официальную статистику и с трудом поддаются учету. По некоторым данным, только в США деятельность сотен тысяч подобных организаций финансируется более чем 25 тыс. благотворительных фондов; в Норвегии на каждые шесть жителей приходится по одной неправительственной организации.
Гражданские ассоциации способствуют развитию у своих членов чувства сотрудничества, солидарности, преданности обществу. Индивиды, добровольно включающиеся в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, приобретают не только навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные начинания, но и невольно учатся самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других.
Гос-во всегда стремится подмять под себя граждан, сузить сферу их нерегламентированной деятельности, разобщить и атомизировать их. Г.о., будучи противовесом гос-ва, стремится ограничить его деятельность политической сферой, оставляя все остальное свободному выбору индивидов.
Капиталистическое гос-во является, как подчеркивал еще Г.В.Ф. Гегель, условием создания Г.о. Это гос-во формулирует законы, ограждающие индивидов и их добровольные объединения от вмешательства со стороны органов государственной власти. Это не означает, однако, вопреки Гегелю, что гос-во стоит неизмеримо выше Г.о. Со своей стороны, Г.о. оказывает постоянное воздействие на гос-во, воздействие, без которого гос-во никогда не пошло бы на значительное ограничение своей компетенции.
Взаимодействие Г.о. и гос-ва может быть прояснено путем противопоставления коммунитарных и структурных социальных отношений. Первые — это отношения равных во всем людей, вторые — отношения по должностям, статусам и ролям, открыто предполагающие неравенство индивидов. Коммуни-тарными являются, напр., отношения между братьями и сестрами, между избирателями, между пассажирами транспорта, между членами политических партий, разного рода церквей, сект и т.п. Структурный харак-
тер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и их детьми, между учителями и их учениками и т.п. Структурность — это антикоммунитарность, неравенство индивидов, многообразие их классификаций и противопоставлений по статусу, роли, должности, собственности, полу, одежде и т.п. Коммунитарные отношения только в редких случаях проявляются в чистом виде, обычно они переплетаются со структурными отношениями: напр, в семье, где все ее члены в общем-то равны, есть вместе с тем дети и родители, среди пассажиров транспорта есть молодые и пожилые и т.п. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Если одни из них получают явный приоритет, об обществе можно сказать, что оно нездорово. Преобладание структуры ведет к тому, что коммуни-тарные отношения проявляются извне и против закона. Преувеличение роли коммунитарных отношений в социальных движениях уравнительного типа, как пра-вило, вскоре сменяется деспотизмом, бюрократиза-цией и др. видами структурного ужесточения.
Одним из главных источников структуризации об-щества является гос-во; основной источник коммуни- тарных отношений — Г.о. “Членство в гражданском обществе требует равных прав и обязанностей для всех, что достигается горизонтальными связями взаимности и кооперации, а не вертикальными связями авторитета и подчиненности. Граждане взаимодействуют как равные, а не как патрон с клиентом или правитель с подданным...” (Р. Патнэм). Гос-во привносит упорядоченность в Г.о., ограждает его от вмешательства, задает правила его игры. С др. стороны, Г.о. периодически обновляет и освежает структурные отношения, устанавливаемые и оберегаемые гос-вом. Главным инструментом воздействия Г.о. на гос-во является демократия. Противостояние и одновременно взаимозависимость гос-ва и Г.о. можно представить с помощью схемы: гос-во —> законы —> Т.о.; Г.о. —> демократия —> гос-во. Демократические выборы органов государственной власти — это краткие, периодически повторяемые периоды безраздельного доминирования Г.о. над гос-вом, коммунитарных отношений над структурными. Итогом такого господства является обновленное гос-во, способное в течение определенного периода находиться в известной гармонии с Г.о. Понятия демократии и Г.о. неразрывно связаны, т.о., друг с другом.
Марксизм мечтал об освобождении человека от раздвоенности между политическими и экономическими заботами, о стирании грани между человеком политическим, моральным и человеком экономическим, эгоистическим. Поскольку такая грань является неотъемлемой чертой Г.о., марксизм оценивал последнее как обман. Многообразие ин-тов Г.о., противостоящих гос-ву, уравновешивающих его и одновременно находящихся под его покровительством, является, с пози-
ции марксизма, только фасадом, скрывающим угнетение и насилие и даже способствующим их усилению. Коммунистическое гос-во, осуществлявшее коренную перестройку экономической, социальной и духовной жизни общества, не предполагало ни разделения экономики и политики, ни автономии и суверенитета своих индивидов. Это гос-во лишило Г.о. всех его функций и в конечном счете поглотило его. Г.о. на долгие десятилетия перестало быть противовесом гос-ва, получившего полный контроль над всеми сторонами жизни коммунистического общества. Поглощение Г.о. гос-вом составляет одну из характерных черт тоталитаризма.
О Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994; Гелл-нерЭ. Условия свободы. М., 1995; ГаджиевК.С. Политическая наука. М., 1996; Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996; Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.
А.А. Ивин
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие «Г.о.», как предполагают, впервые было употреблено в 16 в. в комментарии к «Политике» Аристотеля, изданной в Италии, и интерпретировалось тавтологически - как сообщество граждан, объединение свободных и равноправных людей. Согласно Г.В.Ф.Гегелю, одному из первых и наиболее проницательных аналитиков и критиков Г.о., этим понятием следует обозначать такую социальную систему, к-рая пребывает «посредине» между семьей и государством. Однако Г.о. соотносится только с таким государством, где есть самоограничение властных функций и подчиненность праву. Склонный к этатизму Гегель в перспективе подчинял лишенное героических начал и дисгармоничное Го. государству посредством органического синтеза этики публичной жизни с договорной этикой частной жизни (чем по сути и завершается знаменитая одиссея абсолютного духа). Сходное отношение к Г.о., по всей вероятности, передалось и К.Марксу, еще одному радикальному критику данного общества.
В Г.о. юридически независимые граждане - через рынок труда, товаров, капиталов — выступают в качестве свободных производителей и столь же свободных потребителей, обладающих правом нестесненного распоряжения своей собственностью, свободного создания добровольных объединений и организаций. Здесь действуют механизмы, определенным образом согласовывающие интересы личностей и групп. Вместе с тем Го. - не просто область экономической частной жизни и параобщественных организмов, сумма всех неполитических отношений и соответствующих ин-тов (биржи, брокерские конторы, страховые общества, предпринимательские и профессиональные союзы, объединения потребителей, свободная пресса и т.п.). Это и публичная сцена, на к-рой действуют политические партии, ассоциации, группы давления, культурные и конфессиональные объединения и движения. Г.о. — система самоуправляемых отношений между гражданами, не опосредованных ин-тами государственной власти.
В Г.о. за счет инструментализации человека, новых форм социального неравенства наращивается материальное «тело» промышленной, товарной цивилизации, но здесь же и рождается поле свободы, к-рое провоцирует инициативность, невиданную для традиционного социума энергию, социальную динамику, порождает человека успеха; здесь же изобретаются демократические ин-ты, складывается новая ментальность, что, вместе взятое, позволяет ослабить антагонизмы, повысить кооперативность человеческой деятельности и, в конечном счете, гуманизировать различные аспекты общественной жизни. По мере формирования Г.о. на периферию нравственной жизни социума оттеснялись нормы и ценности традиционной морали и закреплялись мотивация, поведенческие и оценочные образцы, присущие рациональной морали.
В макромире данного общества люди выступают как граждане, к-рые действуют, определяя свои жизненные стратегии и поведенческие тактики вполне самостоятельно, по собственному разумению, а не по чьим-то распоряжениям или по установленным традициям. Они действуют на свой страх и риск, под собственную ответственность, сориентированные избранными ими нормами-целями на жизненный и деловой успех.
В свое время Гегель предложил выразительную формулу императивности этики Г.о.: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Такой императив не выражает духа любви к ближнему, хотя и не противостоит ему, он расширяет нравственные горизонты (круг ближних) до совместного гражданства.
В составе норм этики Г.о. на передний план выходят требования морального, а не только правового, равенства, нормы, к-рые предполагают уважение к собственности, соблюдение правил честной рыночной игры, контрактной щепетильности, табуирование неразборчивости в средствах конкурентной борьбы («игры на грани фола») и вместе с тем требование совмещать конкурентный потенциал с потенциалом кооперативным, рыночную ориентацию — с ориентацией на добровольное ограничение экономического поведения, недопущение его социально оскорбительных форм. Нормативно-ценностные средства этики Г.о. образуют ряд партикулярных этосов и подсистем общественной нравственности.
В ее границах получили развитие предпринимательская этика и этика менеджеризма, политическая этика, основные отрасли профессиональной этики и трудовой морали, специфическая этика организаций, этика досуга и потребления. Здесь формируются права человека и представления о социальной справедливости. Вместе с тем этика акцентирует не одни только права, но и обязанности человека, включая их как в побудительные, так и в запретительные нормы. Этика Г.о. вариативна в зависимости от того, в рамках какой уникальной цивилизации или субцивилизации она образовывалась.
С одной стороны, формирование данной этики с ее основными понятиями и интенциями оказывается мощным фактором универсализации норм и ценностей общественной нравственности в целом.
С другой стороны, если в одних вариантах этики Го. отдавалось предпочтение индивидуализму, то в иных на передний план выходили интересы общностей, если в одних случаях акцент делался на дисциплине труда, отказе от эвдемонистических мотивов и избыточного потребления, то в других - на хозяйственные добродетели, ощущение удовлетворенности от исполненного долга в границах профессионального призвания как самостоятельной жизненной ценности. Этика Г.о. изменяется вместе с переменами в обществе. При переходе к постиндустриальной цивилизации усиливается подчиненность деятельности личности институализированным целям и нормативам организаций, их регламентам. Значительное развитие получает этика делового партнерства, бизнес становится все более социализированным, вырастает его социально-нравственная ответственность, укрепляется корпоративная мораль.
В потребительской деятельности сильнее дают о себе знать неоаскетические мотивы и постматериальные установки. Этика Го. получает усиленную экологическую ориентированность. Она соучаствует в повышении степени цивилизованности политических и межличностных отношений и выступает как этика уважения культурного многообразия мира, как этика ненасилия, к-рая признает принципиальную недуалистичность форм духовности, отрицая позицию, согласно к-рой добро и польза, этос героизма и этос повседневности, индивидуализм и солидаризм, свобода и равенство, право и нравственность, научность и религиозность и т.п. противостоят друг другу. Лит.: Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1—2/ Под ред. В.И.Бакштановского, Ю.В.Согомонова, В.А.Чурилова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993; Гаджиев КС. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопр. филос. 1991. № 7; Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem, 1995; На пути к гражданскому обществу: нравственные оппозиции: Материалы экспертного опроса / Под ред. В.И. Бакштановского. М.: Прометей, 1991; Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. М.: Феникс, 1992; Пул Р. Человек и гражданское общество в истории социальной мысли // Социологическое исследование. 1991. № 9; Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. М.: Социоинж. ассоц. «Деловое содействие», 1995; Civil Society and the State: New European Perspectives/ Ed. J. Keane. London: \ferso, 1988; Cohen J. Class and Civil Society: the Limits of marxian critical Theory. Oxford: Robertson, 1983. В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001