Гражданское общество и религия

Найдено 1 определение
Гражданское общество и религия
В России формирование и популяризация концепции Г. о. на основе народного самоуправления (демократические идеалы соборности, земства, самовоспроизводящейся общины и т. д.) обусловлены поисками альтернатив вначале самодержавию и государственному бюрократизму, а затем партийно-государственному тоталитаризму. В отличие от теории анархизма эта концепция не противопоставляет Г. о. гос-ву; самостоятельность предполагается осуществлять в рамках законодательства. Место религии в Г. о. определяется доктринальным и институциональным критериями. К первому относится решение различных проблем религ. практики на принципах свободы совести, осуществление прав и свобод верующих граждан, разрешение межконфессиональных конфликтов, деятельность церкви как религ. института, связи и отношения верующих в ре лиг. группе и их поведение в об-ве. Второй характеризует способность религии интегрировать ряд аспектов социальной и культурной жизни об-ва, группы, индивида, а также оказывать влияние через институциональные и нормативные формы на этику труда, на процесс обучения и усвоения личностных духовных начал, на выбор решений и действий. Предполагается, что религия способна придать гражданскую направленность действиям людей в политике, праве, морали и др. сферах жизни обва. В национальных традициях России широкое распространение получили такие понятия, как «единое соборное тело», «душа народа», «народ как почва государственного единства», «суверенная личность», «совмещение об-ва и гос-ва». В этих понятиях сконцентрировались типы социальных связей и исторические образы, связанные с архаическим сознанием. Утверждение в индивидуальном сознании гражданских идеалов в совр. России предполагает преодоление несоответствия между ценностями личностей и групп и объективными условиями воспроизводства гос-ва и об-ва. На церковь в моделях Г. о. возлагается функция воспитания граждан в таких приоритетах, как признание авторитета власти, соц. партнерство, уважительное отношение к собственности, важная роль семьи, участие в просветительной, культурной и благотворительной деятельности. Предполагается, что религ. орг-ции как проводники гражданских интересов будут осуществлять эти интересы в рамках своей институциональной деятельности. Религ. орг-ции выступают как формы общности. Сакрализуя моральное бытие человека, они тем самым содействуют укреплению жизненных позиций личности. Реализация прав человека в Г. о. предполагается не только в рамках конфес. общности, но и в деятельности людей как членов семьи, региона, профессии, политич. партии, наднациональных объединений. Поиск оснований для развития Г. о. в России и участия в нем церкви имеет давнюю политич. и филос. традицию. В последнее время здесь отчетливо обозначились две тенденции: ориентация на европ. опыт христ. демократии и осмысление национальной культуры при особой роли гос-ва и церкви. Как свидетельствует история, правосл. церковь находилась у истоков российской государственности; поэтому в сознании русского человека церковь не выступает чем-то отдельным от государственности и общественности. Однако отношения между гос-вом и церковью на разных этапах истории были разными. Очевидно, что в совр. условиях сотрудничество roc-ва и церкви должно носить публично-правовой характер, основываться на конституции, законе о релит. орг-циях и отдельных договорах, заключенных между гос-вом и религ. орг-циями. Поскольку Русская Православная церковь является самой влиятельной конфессией в России, ее взаимоотношения с др. конфессиями предполагают следование компромиссам и духу толерантности. В России церковь всегда поощряла благотворительность, заботу о сиротах, нищих и бездомных, милосердие, стояла за укрепление семьи. Эта деятельность соответствует осн. идее Г. о. преодолению отчуждения в социальной сфере. Правосл. теология не имеет развернутой концепции об-ва, демократических ценностей и правовой идеологии, предусматривающей совершенствование гражданской жизни. Принцип соборности, сохраняя свою мистическую сущность в ряде случаев, внешне разъединяет людей, образуя искусственные сообщества далеких друг от друга личностей. Вместе с тем утверждение принципа соборности на межконфессиональном уровне может рассматриваться как проявление многообразия любви к ближнему. Соответственно, сфера межконфес. отношений утрачивает при таком подходе характер государственно-политич. проблемы и превращается в поле приложения религ, — этических усилий, в к-ром находится место для инициативы каждой гражданско-ответственной личности. Идеал гармонии взаимоотношений между религиями, а также между верующими и неверующими ключевое звено разнообразных трактовок места религии в Г. о. совр. России.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
385.99 кб

Роль традиционных религий в гражданском обществе

Шульга Р. Б.
Даются характеристики гражданского общества, рассматриваются цивилизационные основания гражданского общества в России. Разбираются причины и формы участия традиционных религий в развитии и становлении гражданского общества
Читать PDF
179.60 кб

Феномен глобального гражданского общества и религиозное сознание

Скворцов Л. В.
Читать PDF
59.69 кб

Религиозное подполье как среда формирования гражданского общества

Гордеева Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме формирования основ гражданского общества в условиях религиозного подполья на примере истории баптистов-инициативников и их руководящего органа Совета церквей евангельских христиан-баптистов.
Читать PDF
105.61 кб

Религиозные организации в условиях становления гражданского общества

Нестерова Анна Геннадиевна
В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и Русской православной церкви (РПЦ) в условиях становления и развития гражданского общества, отношение россиян к социально-политической активности РПЦ в России.
Читать PDF
138.01 кб

Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменского края

Боярских Артем Викторович
Автор рассматривает в статье положение дел в сфере религиозных организаций Тюменской области с сточки зрения гражданского общества.
Читать PDF
172.83 кб

Религиозные объединения как субъект гражданского общества в Российской Федерации

Виталий Сергеевич Грачев
Статья посвящена одному из субъектов гражданского общества, а именно, религиозным объединениям. Рассматривается само понятие, его признаки и формы.
Читать PDF
784.72 кб

Феномен религии в гражданском обществе: Европейский «Mix» на конференции в Стокгольме

Морозова Ирина Николаевна
Cтатус религии в гражданском обществе, динамика ее социокультурного влияния - одна из ведущих тем в современных социологии, религиоведении, культурологии на Западе.
Читать PDF
161.74 кб

Религия как основной канал проецирования интересов власти на гражданское общество в США в период выб

Фролова Ольга Александровна
В статье рассматривается взаимосвязь политических и религиозных интересов США в период текущей президентской кампании. В частности, автор рассматривает такие аспекты, как ментальность и культура американского общества.
Читать PDF
333.48 кб

Религиозные установки молодежи как фактор становления гражданского общества (на примере Тульского ре

Константинова Л. А., Шумилова О. Е.
На основе анализа данных региональных исследований определены особенности религиозных установок молодежи Тульского региона, что позволило выявить проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и пути их решения.
Читать PDF
511.70 кб

Соотношение светских и религиозных ценностей в контексте проблемы построения гражданского общества в

Муртузова Заира Магомедовна
В статье рассматривается проблема соотношения светского и религиозного в современном российском обществе, анализируются имеющиеся противоречия между приверженцами либеральных и демократических ценностей, с одной стороны, и религио
Читать PDF
172.13 кб

ПРОБЛЕМА ОБРЕЧЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ТИПА СОВРЕМЕННОГО БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА: МАРКСИСТСК

Асонов Николай Васильевич
В статье автор доказывает, что марксистская критика гражданского и религиозного типа буржуазного общества не утратила своего значения, поскольку ценностно-целевые установки этого общества не изменились.