ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
Гражданская религия
основная религия государства, в которой отражены общепринятые убеждения об истории или судьбе данного государства. Эта идея, разработанная Жан-Жаком Руссо (1712-1778) в «Общественном договоре» (Social Contract, 1762), была подхвачена американским социологом Робертом Беллахом, который использовал ее для объяснения развития религии в Америке. По определению Беллаха гражданская религия - это неопределенное религиозное чувство, поддерживаемое государственными институтами, в основу которого положены общие для всех граждан идеи. Она избегает догм (напр., веры во Христа) и делает ударение на неопределенной вере в Бога и провидение.
Источник: Новые религиозные движения.
ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
- в американской мысли, начиная с Р.Белла: принятая обществом и государством система религиозных представлений, верований, символов, ценностей, святынь, нравственных принципов и ритуальных норм, связанных с национальной историей и пониманием нацией своей роли в мире. Гражданская религия придает единство обществу и позволяет конфликтующим группам и сообществам находить общий язык для нахождения компромиссных решений. Гражданская религия обосновывает существующую власть в обществе и в то же время дает принципы для ее критики. Четко выраженной церковности эта вера не имеет. Убийство А.Линкольна рассматривается здесь как жертва во спасение американской нации. Сторонники гражданской религии считают, что она возвышает дух нации, делает осмысленной жизнь гетерогенного общества. Критики осуждают ее за идолопоклонство перед нацией, за идеализацию национальной истории, доходящую до ее фальсификации, за низведение достоинства Бога до роли покровителя нации.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Гражданская религия
(Civil Religion). Понятие гражданской религии (ее называют также общественной или политической) предполагает массовое принятие людьми комплекса религиознополитических взглядов и представлений, связанных с историей нации и ее предназначением. Гражданская религия осуществляет связь общества со сферой безусловного смысла, способствует самоинтерпретации этого общества и функционирует в качестве символической структуры, интегрирующей данное общество. Это "оперативная религия" общества (У. Герберг), система ритуалов, символов, ценностей, норм и форм верности, края функционирует в жизни общества и обеспечивает его всеохватывающим чувством единства, выходящего за пределы всех внутренних конфликтов и различий. Отличительная черта гражданской религии состоит в том,.что она связана определенными отношениями с государственной властью, но все же выходит за пределы этой власти, сосредоточиваясь на абсолютных условиях. Теоретически она и оправдывает власть, и в то же время создает основу для критики тех, кто ею обладает. "Гражданская" вера должна в определенном смысле быть независимой от Церкви, как таковой, иначе она будет лишь исходящей от церковной иерархии легитимацией государства, тогда как гражданская религия должна быть подлинно "религией", в противном случае она выродится в секулярный национализм (Ф. Хаммонд). Гражданекая религия предполагает "гражданскую теологию ", поскольку последняя обеспечивает общество смыслом и предназначением, истолковывает его исторический опыт и наделяет его динамическим смыслом, уникальностью и идентичностью (М. Генри). Если редуцировать содержательную сторону гражданской религии и представить ее в виде элементарных составляющих, то можно сказать следующее: значение гражданской религии проявляется в том, что государство использует консенсус религиозных чувств, понятий и символов прямо или косвенно, сознательно или бессознательно для своих политических целей. Некрые комментаторы рассматривают это в качестве "общей" религиозной веры, противопоставляяее "частной" вере сектантских или конфессиональных и деноминационных групп, крые могут рассчитывать на лояльность и поддержку лишь небольшой доли населения своей страны.
Истоки тех характерных особенностей, крые мы обычно связываем с понятием гражданской религии, прослеживаются вплоть до античной эпохи,когда у греческих полисов были свои боги, догматы и культ. Уже Платон в "Государстве" наметил (хотя и в самых общих чертах) представление о гражданской религии. В Древнем Риме императоры одновременно осуществляли функции главного жреца в государственном культе и были объектом всеобщего поклонения. Однако термин " гражданская религия" возник только в XVIII в. Его ввел Ж. Ж. Руссо в сочинении "Об общественном договоре" (1762). Под гражданской верой Руссо понимал такую сферу общественного сознания, внутри крой можно было разрешить проблему многообразия религиозных верований и, вместе с тем, создать прочный фундамент для доверия людей к гражданскому обществу, тем самым обеспечивая общественный мир после эпохи долгих и разрушительных религиозных войн. Однако основной темой теологических дискуссий гражданская религия стала только в 195060е гг. Своего рода катализатором, благодаря к-ром у понятие гражданской религии оказалось в центре общественного внимания, был доклад социологаР.Н. Белла(1965), вк-ром онсмелоутверждал: "Мало кто в наши дни осознает, что, наряду с многочисленными церквями и независимо от них, в Америке существует вполне институционализованная гражданская религия". После выступления Белла в академических кругах разгорелась жаркая полемика о природе гражданской веры и о научной обоснованности самого этого понятия.
Ключевой проблемой гражданской религии была и остается проблема определения этого понятия, поскольку непрекращающиеся споры только еще больше запутывают научный поиск. Р. Ричи и Д. Г. Джонс пытались разрешить эту проблему путем схематичных построений на основе пяти обобщенных, сущностно взаимосвязанных значимых элементов, взятых из работ различных авторов, особенно тех, кто исследовал специфические феномены мироощущения американцев. Назовем их. (1)Народная религия религия, края для данного общества имеет всеобщий характер. Она возникает из этоса и истории общества и соперничает с той или иной конкретной религией. (2) Трансцендентная универсальная религия нации, всеобщая вера, края служит критерием оценки нравов и обычаев нации и корректирует идолопоклоннические тенденции в некрых формах христианства и иудаизма. (3) Религиозный национализм, крый выражается в том, что нация приобретает черты сверхценности. В рамках этого представления нация преодолевает собственные пределы в процессе самотрансценденции и становится объектом поклонения и прославления. (4) Демократическая вера. Человеческие ценности равенства, свободы и справедливости, существующие без необходимой зависимости от трансцендентного божества, а также одухотворенная нация наилучшим образом представляют гражданскую религию. (5) Протестантская гражданская набожность сплавление протестантизма и национализма в американском этосе, к-рое проявляется в морализме, индивидуализме, активизме, прагматизме и миссионерской деятельности в мире.
Альтернатива, крую предложил М.Э. Марти, предполагает наличие двух видов гражданской религии для одного ориентиром в социальном процессе служит объективное трансцендентное божество (нация, края "ходит под Богом "), а другой делает акцент на национальной самотрансценденции. В рамках этих двух подходов "священнического" (он носит торжественный, утвердительный характер и способствует развитию культуры) и "пророческого" (он имеет диалектический характер, но движется в направлении "нормативносудейского ") в первую категорию Марти включает Дуайта Эйзенхауэра в качестве священника, а Дж. Эдвардса, Авраама Линкольна и Райнхольда Нибура в качестве пророков. В группу, края ориентирована на национальную самотрансценденцию, он помещает Р.Уэлча, Р. Никсона и Дж.П. Уильямса в качестве священников, а С. Мида и Р. Белла в качестве пророков. Дж.М.Каддихи утверждает, что американская вера не более чем "религиозная учтивость", сложный код ритуалов, крый учит людей проявлять религиозную терпимость и уважать верования других людей. Дж.Ф. Уилсон считает, что отсутствие ясности и определенности в полемике по поводу гражданской религии обусловлено тем, что "в различных интерпретациях некритически смешиваются способы и модели анализа". Он обрисовал четыре главные "конструкции", каждая из крых зиждется на определенном наборе предпосылок и укоренена в той или иной интеллектуальной традиции. Назовем эти модели: (!)общественная здесь делается акцент на сакральном характере всякого коллектива или социальной единицы; (2) культурная она ориентирована на анализ того способа, крым определенный набор ценностей функционирует в терминах взаимодействия между членами данного социального порядка, т.е. символическое единство и согласованность в обществе; (3) политическая наблюдает за ролью религиозного поведения и верований в рамках политического сообщества; (4) теологическая помещает содержание общественной религии во всеобъемлющую смысловую структуру, края обеспечивает нормами для сохранения и поддержания политического порядка, культуры и общества как целого.
Хотя очевидно, что понятие гражданской религии имеет крайне расплывчатый и противоречивый характер, ее апологеты усматривают ее проявления во многих обществах и странах, особенно в Великобритании, Юж. Африке, Японии и США. Особое внимание уделяется ситуации в США, родине гражданской религии, края позволила нации достигнуть самопонимания в трансцендентном смысле в то самое время, когда в стране процветал религиозный плюрализм. В силу реальной потребности в общих символах общенационального устремления, крыми американцев не могла обеспечить ни одна из существовавших церквей, а также в силу того, что люди, независимо от своей принадлежности к той или иной церкви, свободно обращались с религиозными символами, преобладающую роль в гражданской религии стали играть т. н. секулярные институты и их персонал. Идеология, края лежала в основе такого альянса между политикой и религией, укладывается в следующую схему: (1)существует Бог; (2) Его волю можно узнать посредством демократических процедур; (3) Америка важнейший посредник Бога в истории; (4) нация главный источник самоидентификации для американцев. Они видели себя избранным народом Божьим Бог привел их в лежащую за океаном землю обетованную, и, пребывая в доме на холме, они несут свет народам, распространяя весть о демократии в качестве спасительного учения, к-рое приведет человечество к свободе, процветанию и счастью. Признаки гражданской веры включают в себя библейские образы, обращение ко всемогущему Богу и упование на Его промысел (эти элементы с самого начала широко представлены в речах и письменных документах американских общественных лидеров), демонстрацию национального флага в процессе торжественного обряда погребения, включение слов "под Богом" в текст Клятвы верности и сверх всего национальный девиз " Уповаем на Бога ".
Приверженцы гражданской религии утверждают, что идеи трансценденции и завета внушают чувство ответственности, обеспечивают монолитность обществу, к-рое без гражданской религии останется гетерогенным, побуждают страну к осуществлению своих самых возвышенных идеалов, а в руках мудрых политических лидеров (таких, как Линкольн и Мартин Лютер Кинг) служат инструментом, вдохновляющим людей на все более высокие достижения. Критики гражданской религии обвиняют ее в том, что она из нации делает кумир; эксплуатирует патриотические чувства в целях искажения и даже фальсификации национальной истории, чтобы она соответствовала предрассудкам гражданской религии; унижает достоинство Бога, низводя Его до уровня племенного божка; обеспечивает политических лидеров средством, к-рое позволяет им получать поддержку для сомнительных политических акций; не уважает нужды и чаяния угнетенных меньшинств, составляющих часть общества. Многие считают библейскую веру евангельских христиан несовместимой с гражданской религией, но в консервативном направлении протестантизма на этот счет нет единого мнения.
R. V. P1ERARD (пер. В. Р.) Библиография: R. V. Pierardand R.D. Linder, Twilight of the Saints: Biblical Christianity and Civil Religion in America; R.N. Bellah,Beyond Belief and The Broken Covenant: American Civil Religion in Time of Trial; R.N. Bellah and P. E. Hammond,Varieties of Civil Religion; C. Cherry,Gods New Israel; R.T. Handy,A Christian America; D.G. Jones and R.E. Richey, eds.,American Civil Religion; M.E. Marty,A Nation ofBehavers; S.E. Mead,The Nation with the Soul of a Church; J. Moltmannetd., Religion and Political Society; T. D.Moodie, The Rise of Afrikanerdom: Power, Apartheid, and the Afrikaner Civil Religion; M. Henry, The Intoxicatiton of Power: An Analysis of Civil Religion in Relation to Ideology; J. M. Cuddihy,/VoOffense: Civil Religion and Protestant Taste ; J. ? Wilson, Public Religion in American Culture; R.J. Neuhaus,Time Toward Home: The American Experiment as Revelation; E. A. Smith. The Religion of the Republic; E.L. Tuveson,Redeemer Nation: The Idea of Americas Millennial Role.
Истоки тех характерных особенностей, крые мы обычно связываем с понятием гражданской религии, прослеживаются вплоть до античной эпохи,когда у греческих полисов были свои боги, догматы и культ. Уже Платон в "Государстве" наметил (хотя и в самых общих чертах) представление о гражданской религии. В Древнем Риме императоры одновременно осуществляли функции главного жреца в государственном культе и были объектом всеобщего поклонения. Однако термин " гражданская религия" возник только в XVIII в. Его ввел Ж. Ж. Руссо в сочинении "Об общественном договоре" (1762). Под гражданской верой Руссо понимал такую сферу общественного сознания, внутри крой можно было разрешить проблему многообразия религиозных верований и, вместе с тем, создать прочный фундамент для доверия людей к гражданскому обществу, тем самым обеспечивая общественный мир после эпохи долгих и разрушительных религиозных войн. Однако основной темой теологических дискуссий гражданская религия стала только в 195060е гг. Своего рода катализатором, благодаря к-ром у понятие гражданской религии оказалось в центре общественного внимания, был доклад социологаР.Н. Белла(1965), вк-ром онсмелоутверждал: "Мало кто в наши дни осознает, что, наряду с многочисленными церквями и независимо от них, в Америке существует вполне институционализованная гражданская религия". После выступления Белла в академических кругах разгорелась жаркая полемика о природе гражданской веры и о научной обоснованности самого этого понятия.
Ключевой проблемой гражданской религии была и остается проблема определения этого понятия, поскольку непрекращающиеся споры только еще больше запутывают научный поиск. Р. Ричи и Д. Г. Джонс пытались разрешить эту проблему путем схематичных построений на основе пяти обобщенных, сущностно взаимосвязанных значимых элементов, взятых из работ различных авторов, особенно тех, кто исследовал специфические феномены мироощущения американцев. Назовем их. (1)Народная религия религия, края для данного общества имеет всеобщий характер. Она возникает из этоса и истории общества и соперничает с той или иной конкретной религией. (2) Трансцендентная универсальная религия нации, всеобщая вера, края служит критерием оценки нравов и обычаев нации и корректирует идолопоклоннические тенденции в некрых формах христианства и иудаизма. (3) Религиозный национализм, крый выражается в том, что нация приобретает черты сверхценности. В рамках этого представления нация преодолевает собственные пределы в процессе самотрансценденции и становится объектом поклонения и прославления. (4) Демократическая вера. Человеческие ценности равенства, свободы и справедливости, существующие без необходимой зависимости от трансцендентного божества, а также одухотворенная нация наилучшим образом представляют гражданскую религию. (5) Протестантская гражданская набожность сплавление протестантизма и национализма в американском этосе, к-рое проявляется в морализме, индивидуализме, активизме, прагматизме и миссионерской деятельности в мире.
Альтернатива, крую предложил М.Э. Марти, предполагает наличие двух видов гражданской религии для одного ориентиром в социальном процессе служит объективное трансцендентное божество (нация, края "ходит под Богом "), а другой делает акцент на национальной самотрансценденции. В рамках этих двух подходов "священнического" (он носит торжественный, утвердительный характер и способствует развитию культуры) и "пророческого" (он имеет диалектический характер, но движется в направлении "нормативносудейского ") в первую категорию Марти включает Дуайта Эйзенхауэра в качестве священника, а Дж. Эдвардса, Авраама Линкольна и Райнхольда Нибура в качестве пророков. В группу, края ориентирована на национальную самотрансценденцию, он помещает Р.Уэлча, Р. Никсона и Дж.П. Уильямса в качестве священников, а С. Мида и Р. Белла в качестве пророков. Дж.М.Каддихи утверждает, что американская вера не более чем "религиозная учтивость", сложный код ритуалов, крый учит людей проявлять религиозную терпимость и уважать верования других людей. Дж.Ф. Уилсон считает, что отсутствие ясности и определенности в полемике по поводу гражданской религии обусловлено тем, что "в различных интерпретациях некритически смешиваются способы и модели анализа". Он обрисовал четыре главные "конструкции", каждая из крых зиждется на определенном наборе предпосылок и укоренена в той или иной интеллектуальной традиции. Назовем эти модели: (!)общественная здесь делается акцент на сакральном характере всякого коллектива или социальной единицы; (2) культурная она ориентирована на анализ того способа, крым определенный набор ценностей функционирует в терминах взаимодействия между членами данного социального порядка, т.е. символическое единство и согласованность в обществе; (3) политическая наблюдает за ролью религиозного поведения и верований в рамках политического сообщества; (4) теологическая помещает содержание общественной религии во всеобъемлющую смысловую структуру, края обеспечивает нормами для сохранения и поддержания политического порядка, культуры и общества как целого.
Хотя очевидно, что понятие гражданской религии имеет крайне расплывчатый и противоречивый характер, ее апологеты усматривают ее проявления во многих обществах и странах, особенно в Великобритании, Юж. Африке, Японии и США. Особое внимание уделяется ситуации в США, родине гражданской религии, края позволила нации достигнуть самопонимания в трансцендентном смысле в то самое время, когда в стране процветал религиозный плюрализм. В силу реальной потребности в общих символах общенационального устремления, крыми американцев не могла обеспечить ни одна из существовавших церквей, а также в силу того, что люди, независимо от своей принадлежности к той или иной церкви, свободно обращались с религиозными символами, преобладающую роль в гражданской религии стали играть т. н. секулярные институты и их персонал. Идеология, края лежала в основе такого альянса между политикой и религией, укладывается в следующую схему: (1)существует Бог; (2) Его волю можно узнать посредством демократических процедур; (3) Америка важнейший посредник Бога в истории; (4) нация главный источник самоидентификации для американцев. Они видели себя избранным народом Божьим Бог привел их в лежащую за океаном землю обетованную, и, пребывая в доме на холме, они несут свет народам, распространяя весть о демократии в качестве спасительного учения, к-рое приведет человечество к свободе, процветанию и счастью. Признаки гражданской веры включают в себя библейские образы, обращение ко всемогущему Богу и упование на Его промысел (эти элементы с самого начала широко представлены в речах и письменных документах американских общественных лидеров), демонстрацию национального флага в процессе торжественного обряда погребения, включение слов "под Богом" в текст Клятвы верности и сверх всего национальный девиз " Уповаем на Бога ".
Приверженцы гражданской религии утверждают, что идеи трансценденции и завета внушают чувство ответственности, обеспечивают монолитность обществу, к-рое без гражданской религии останется гетерогенным, побуждают страну к осуществлению своих самых возвышенных идеалов, а в руках мудрых политических лидеров (таких, как Линкольн и Мартин Лютер Кинг) служат инструментом, вдохновляющим людей на все более высокие достижения. Критики гражданской религии обвиняют ее в том, что она из нации делает кумир; эксплуатирует патриотические чувства в целях искажения и даже фальсификации национальной истории, чтобы она соответствовала предрассудкам гражданской религии; унижает достоинство Бога, низводя Его до уровня племенного божка; обеспечивает политических лидеров средством, к-рое позволяет им получать поддержку для сомнительных политических акций; не уважает нужды и чаяния угнетенных меньшинств, составляющих часть общества. Многие считают библейскую веру евангельских христиан несовместимой с гражданской религией, но в консервативном направлении протестантизма на этот счет нет единого мнения.
R. V. P1ERARD (пер. В. Р.) Библиография: R. V. Pierardand R.D. Linder, Twilight of the Saints: Biblical Christianity and Civil Religion in America; R.N. Bellah,Beyond Belief and The Broken Covenant: American Civil Religion in Time of Trial; R.N. Bellah and P. E. Hammond,Varieties of Civil Religion; C. Cherry,Gods New Israel; R.T. Handy,A Christian America; D.G. Jones and R.E. Richey, eds.,American Civil Religion; M.E. Marty,A Nation ofBehavers; S.E. Mead,The Nation with the Soul of a Church; J. Moltmannetd., Religion and Political Society; T. D.Moodie, The Rise of Afrikanerdom: Power, Apartheid, and the Afrikaner Civil Religion; M. Henry, The Intoxicatiton of Power: An Analysis of Civil Religion in Relation to Ideology; J. M. Cuddihy,/VoOffense: Civil Religion and Protestant Taste ; J. ? Wilson, Public Religion in American Culture; R.J. Neuhaus,Time Toward Home: The American Experiment as Revelation; E. A. Smith. The Religion of the Republic; E.L. Tuveson,Redeemer Nation: The Idea of Americas Millennial Role.
Источник: Теологический энциклопедический словарь