ГРАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГРАЦИЯ
(от лат. gratia — прелесть, изящество) — разновидность прекрасного, заключающегося в красоте движения или в движении красоты.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГРАЦИЯ
(Anmut) — с точки зрения эстетики поведение, наблюдая за которым мы испытываем в душе простую, непосредственную радость и симпатию. Сартр утверждает, что за грациозными движениями тела скрывается, по-видимому, эстетическая необходимость, свидетельствующая об их полной согласованности с целью.
Schiller. Über Anmut und Würde, 1793 (рус. пер.: О грации и достоинстве, 1957).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГРАЦИЯ
лат. gratia — прелесть, изящество) — разновидность прекрасного, заключающаяся в красоте движения или в движении красоты. Грациями в римской мифологии (в древнегреч. мифологии — харитами) называли олицетворенные в виде прекрасных женщин божества цветущей юности, прелести, изящества (Изящное), живущие по соседству с музами и близкие Аполлону. В эстетической мысли понятие «Г.» прежде всего связывалось с изящностью движений, положений, поз. В эстетике Возрождения Г.— то, что одухотворяет формальные начала прекрасного, делая его прелестным, милым. Англ. философы и эстетики XVIII в. подчеркивали в Г. естественность и непринужденность движений и поступков человека, различая внешнюю Г. и духовно соответствующую ей «моральную Г.» (Шефтсбери, Ф. Хатчесон). В нем. просветительской эстетике Г. противопоставляется возвышенному и проявляется в действиях и движениях, сосредоточиваясь в позах (Винкельман). По Шиллеру, Г. есть «всегда лишь красота движимого свободою облика». Она — выражение в явлении прекрасной души, в к-рой гармонически сочетаются чувственность и разум, долг и склонность. В позитивистской эстетике Г. движения объясняется экономностью затрат мышечной энергии (Спенсер). Т. обр., в истории эстетики обращалось внимание на существенные особенности Г. как эстетической характеристики движения и его результатов: связь внешнего и внутреннего, вещественно-предметного и духовного, проявление свободы и творчества, выражение целесообразности. Говорят о грациозности, присущей семейству кошачьих, ланям, газелям. Но осн. сфера Г.— движения, действия, поведение человека. В иск-ве понятие «Г.» может быть приложимо к движению звуков в музыке, мысли и образов в поэзии, линий в графике, человеческого тела в хореографии.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Грация в зеркале греческого мифа, рецепции античности Ф. Шиллера и философии жизни

Бажанова Р. К.
В статье рассматривается грация и грациозность как концептуальный элемент артистизма в постнеклассической философии культуры. Прослеживается вклад в развитие грации и грациозности античного мифа, Ф.Шиллера, А.Бергсона.
Читать PDF
0.00 байт

99. 03. 005. Грациа Дж. Текстуальная идентичность. Gracia J. J. e. textual identity//sorites: an Int

Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Грациан «О покаянии», канон IV Латеранского собора «Все обоего пола» (Omnis Utriusque) и каноники: з

Атриа Ларсон
21-е постановление IV Латеранского Собора (1215) «Все обоего пола» (Omnis utriusque), предписывавшее ежегодную исповедь для христиан, было в значительной степени укоренено в трактате Грациана «О Покаянии» (De penitentia), датируем

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ГРАЦИИ

    лат. наименование греч. богинь - харит.