ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ»
бурж.-реформистская концепция, в к-рой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения. В понятии Г. с., по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинно социалистич. смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 35, с. 140); оно возникло как результат бурж. фальсификации, называвшей «социализмом» любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию, и, с др. стороны - как плод мелко6урж. иллюзий утопич. социалистов, ожидавших от пр-ва и господств, классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Энгельс указывал на систему гос. колон. эксплуатации, созданную на основе общинного строя голл. пр-вом на о. Ява (см. там же, т. 36, с. 78-79, 96-97).
В истории социальной мысли концепции «Г. с.» выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствление средств произ-ва, усиление экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его «социалистич. трансформация», были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в катедерсоциализме. «Г. с.» прусского пр-ва явился «...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих» (Энгельс Ф., там же. т. 35. с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую сущность идей «Г. с.», охарактеризовали имевшие мес
то в герм, социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «...одну из детских болезней пролетарского социализма...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепции «Г. с.» в империалистич. эпоху как орудия апологетики монополистич. и гос.-монополистич. капитализма (см. IICC, т. 33, с. 68). Понятие «Г. с.» используется теоретиками «демократического социализма» для подкрашивания социалистич. фразеологией гос.-монополистич. регулирования совр. капиталистич. произ-ва. «Левой» разновидностью «Г. с.» выступает «военно-казарменный» социализм, в основе к-рого лежит мелкобурж. иллюзия, будто единств, источник социалистич. организации труда - власть, исполнение команд «сверху». Противники науч. социализма, особенно анархисты, не..оставляют попыток изобразить его как одну из систем «Г. с.», предполагающего бюрократич. организацию произ-ва по полувоен. образцу. Подобные попытки лишены всякого основания. Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казеннобюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистич. общества показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он невозможен без широкого участия трудящихся масс в управлении произ-вом, гос-вом и обществом.

Источник: Советский философский словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Гоцзя шэхуэйчжуи. Национал-реформистская концепция, подразумевавшая самобытную отечеств, модель развития Китая, один из вариантов теории "третьего пути". Возникла как тенденция обществ, мысли в первом десятилетии 20 в., эволюционировала во втором и получила концептуально-теоретич. завершение в 30 - 40-е гг. Элементы концепции "Г.с." присутствовали во взглядах большинства крупнейших кит. мыслителей-немарксистов всех поколений и направлений: либеральных реформаторов (Лян Цичао), революц. демократов (Сунь Ятсен, Чжу Чжисинь, Чжан Тайянь, Фэн Цзыю, Минь И, Ху Ханьминь), теоретиков Гоминьдана в период после 1927 (Дэн Яньда, Чан Кайши, Дай Цзитао, Чэнь Мифу), этатистов из Младокит. партии (Цзэн Ци, Ли Хуан, Цзо Шуньшэн, Чэнь Цитянь), социал-демократов, лидеров малых партий, входивших в Демократич. лигу * (Чжан Цзюньмай, Чжан Дунсунь, Ло Лунцзи. Хуан Яньпэй, Чжан Боцзюнь). Представителям "старой" интеллигенции импонировала идея гос. вмешательства в экономику и др. сферы обществ, жизни, корреспондировавшая с традиц. кит. политич. доктринами. "Новая" интеллигенция Китая, с одной стороны, сохранила приверженность традиции, а с другой - осознавала необходимость определенных реформ перед лицом экономич., политич. и культурной экспансии Запада, сделав вывод о необходимости ассимиляции зап. доктрин в контексте нац. специфики. Концепция "Г.с." в трактовке ее родоначальников (К.И. Родбертус-Ягецова, Ф. Лассаля, Л. Блана), теоретиков катедер-социализма (Г. Шмоллера, А. Вагнера, А. Шеффле) и правых лидеров нем. социал-демократии (Ф. Шейдеманна) открывала для этого широкие возможности, поскольку ее исходная посылка о гос-ве как попечителе всего об-ва предполагала обязательное социальное партнерство, надклассовый характер гос. механизма, что отвечало традиц. кит. представлениям об об-ве и гос-ве как "одной семье". Практич. воплощение концепции "Г.с." в кит. публицистике тех лет часто отождествлялось с политикой О. Бисмарка по созданию централизованного прусского юнкерско-бурж. гос-ва как образцом быстрого достижения совр. нац. государственности. Для подобных трактовок понятия "социализм" было характерно наполнение его конфуцианско-казенным ("государственным" и в какой-то степени бюрократич.) содержанием. Кроме того, в них сказывалось представление о том, что в экономически неразвитых странах, где не сложился развитый капиталистич. рынок и отсутствует монополизация производства, легче осуществить переход к социализму, приняв превентивные меры против имущественной и социальной поляризации об-ва и минуя этот этап. В социально-политич. области концепция "Г.с." подразумевала создание "гос-ва нации" на принципах духовного единства всех китайцев, где каждый трудится на общее благо, вдохновленный общими внеклассовыми идеями. Отрицалась идея гос-ва как "простой суммы индивидов", подчеркивалось (в духе теорий Т. Гоббса и И. Бентама), что в качестве его рациональной основы выступают "интересы большинства населения" или "обществ, природа человека". В области экономики синкретизм концепции "Г.с." нашел проявление в идеях синтеза положительных сторон капиталистич. орг-ции производства с элементами социалистич. системы, т.е. рынка и плана, допущения среднего и мелкого частного предпринимательства при передаче ключевых отраслей экономики (сталелитейной и горнодобывающей, электроэнергетич. и текстильной промышленности, транспорта и коммуникаций и др.) в ведение гос-ва. Постулировалось плановое развитие как гос., так и частного сектора. Политич. система "Г.с." предполагала своеобразный вариант зап. доктрины демократии, "китаизация" к-рой заключалась в тезисе о необходимости сочетания сильной центр, власти (вэйцю-ань), или "диктатуры", с духовной свободой (цзыю), или "демократией". Т.о., имелось в виду создание в результате реформистских усилий нац. гос-ва-маклера, способного примирить интересы всех социальных слоев и выполняющего не только властно-исполнительские, но и планирующие, посреднические функции. В нем апологеты концепции "Г.с." видели единственно возможную альтернативу и капитализму (англо-амер. образца), и социализму (советского образца), соединяющую достоинства обоих и исключающую их недостатки. В Китае 20 - 30-х it. концепция "Г.с." воплотилась в формулу "среднего политич. курса" (чжунцзянь лусянь), лежавшего между линиями Гоминьдана (как олицетворения капитализма) и КПК (как олицетворения социализма, но "без демократии") и ведущего к режиму, охарактеризованному как "демократия кит. типа", "демократизм в политике, социализм в экономике" (или "демократия, но без монополистич. капитализма", "социализм, но без диктатуры пролетариата"). Концепция "третьего пути" развития Китая осталась умозрительной конструкцией - немногочисленные и не обладавшие реальной военно-политич. базой "промежуточные" силы не могли всерьез конкурировать с Гоминьданом и КПК. *Пипань чжунго цзычаньцзецзи чжунцзянь лусянь цанькао цзыляо (Справочные материалы по критике среднего курса кит. буржуазии). Т. 1 - 4. Пекин, 1958; **Меликсетов А.В. О традиционности гос. регулирования экономим, жизни в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Русинова Р.Я. Ху Ханьминь и кит. традиц. мысль // Гос-во и об-во в Китае. М., 1978; Ефимов Г.В. Сунь Ятсен. Поиск пути (1914- 1922). М., 1981; Сухарчук Г.Д. Социально-экономич. взгляды политич. лидеров Китая первой пол. XX в. М., 1983; Белоусов С.Р. Бурж. либерализм в Китае: политич. история и идеология "третьего пути" развития // ПДВ. 1985. №2; Его же. Кит. версия "Г.с." (20 - 40-е годы XX в.). М., 1989; Чжунго сяньдай чжэн-чжи сысян ши, 1919-1949 (История политич. мысли Китая в новейшую эпоху). Харбин, 1984; Tan Chi С. Chinese Political Thought in the Twentieth Century. Garden City (N.Y.), 1971. C.P. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"
бурж. теория, проповедующая возможность постепенной ликвидации социальных противоречий капиталистич. общества посредством проведения "социальных реформ" и регламентации экономич. отношений бурж. гос-вом, рассматриваемым как надклассовая сила. Первоначально, в 40-х гг. 19 в., идеи "Г. с." выражали иллюзорные стремления пролетаризующейся мелкой буржуазии улучшить свое положение при сохранении частной собственности на средства произ-ва. Типичным представителем мелкобурж. "Г. с." был Луи Блан, призывавший к созданию рабочих ассоциаций и обществ. мастерских с целью постепенного вытеснения ими частных предпринимателей. Для успешной конкуренции с частным капиталом он предлагал субсидирование этих ассоциаций со стороны гос-ва, основанного на коалиции рабочих с либеральной буржуазией. Практич. попытка "организации труда" на этих началах потерпела неизбежный крах в деятельности т.н. "Люксембургской комиссии", созданной в период революции 1848–49 во Франции. С распространением марксизма в рабочем движении и возникновением самостоят. пролет, партий теория "Г. с." претерпевает изменения. Предпринимаются попытки сочетать марксизм с идеями "Г. с.", с одной стороны, а с другой – появляется открыто бурж. форма "Г. с.", выражающаяся в прямой апологетике бурж. гос-ва, прикрываемой требованием нек-рых реформ. В Германии непоследовательность нем. буржуазии, традиционное обожествление гос-ва в нем. идеалистич. философии породили ту особую форму "Г. с", к-рую Энгельс назвал "прусским государственным социализмом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 179). Одним из первых идеологов такого "Г. с." был Родбертус-Ягецов, к-рый утверждал, что социализм должен наступить лет через 500 в результате все большего участия рабочих в нац. доходе и по мере роста производительности труда. Наступление социализма не повлечет сокращения доходов собственников. Гл. регулятором в экономич. борьбе классов должна была выступить т.н. "социальная монархия" – надклассовое монархич. гос-во. Сторонниками этой формы "Г. с." были также представители историч. школы в политич. экономии и катедер-социалисты (Вагнер, Зомбарт, Шмоллер, Брентано, Штейн и др.), к-рые выступали так прямые апологеты бурж.-юнкерского гос-ва, выдавая за социализм превращение в гос. собственность отд. отраслей капиталистич. экономики. В 1872 в Германии был основан "Союз социальной политики". В его задачу входила разработка принципов "социальной политики" бурж. гос-ва, направленной на умиротворение классовых антагонизмов (поддержка мелкого ремесла, возрождение ср.-век. цехов, полицейская регламентация труда, национализация отд. отраслей пром-сти). Идеи "Г. с." явились составной частью лассальянства. Исходя из понимания гос-ва как некоей самостоят. сущности, обладающей своими собств. "духовными, нравственными, свободными основами", Лассаль на место марксистского требования революц. разрушения бурж. гос. машины выдвинул задачу превращения прусского гос-ва в "свободное народное государство". Этого превращения он предполагал достичь путем завоевания и использования всеобщего избират. права и считал возможным проведение социалистич. мероприятий с помощью организации производит. ассоциаций под покровительством прусского пр-ва. Маркс и Энгельс подвергли критике лассальянскую программу, указав на ее бурж. характер. "Вместо процесса революционного преобразования общества, – писал Маркс, – "социалистическая организация совокупного труда" "возникает" из "государственной помощи", оказываемой производительным товариществам, которые "вызываются к жизни" г о с у д а р с т в о м , а не рабочими. Это вполне достойно фантазии Лассаля, будто с помощью государственных субсидий можно так же легко построить новое общество, как новую железную дорогу!" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 21). В эпоxy империализма проповедниками "Г. с." становится значительная часть бурж. социологов и экономистов. Сращивание гос. аппарата с крупнейшими монополистич. объединениями наряду с расширением гос.-капиталистич. форм ведения х-ва, в связи с переводом пром-сти ряда стран на военные рельсы, изображается как начало новой эры классового мира и сотрудничества, а империалистич. гос-во рассматривается как некий арбитр в отношениях между трудом и капиталом. Даже рус. самодержавие попыталось использовать "Г. с." в демагогич. целях, что нашло свое выражение в зубатовщине. После победы Октябрьской революции "Г. с." в той или иной степени берется на вооружение правосоциалистич. лидерами Австрии (О. Бауэр, Реннер), Германии (Шейдеман и др.), Франции (Блюм), Англии и др. стран. Проповедь "Г. с." сочеталась у них с превознесением бурж. демократии и клеветой на диктатуру пролетариата и социалистич. строительство в СССР. Реакц. сущность "Г. с." особенно рельефно проявилась в использовании этой теории фашизмом в целях социальной демагогии. В наст. время, когда идеология и политика империалистич. буржуазии характеризуется прежде всего борьбой против социалистич. стран, пропаганда идей "Г. с." наряду с теориями "народного капитализма", "демократизма" и др. приобрела в бурж. печати широкий размах и используется в различных сочетаниях и оттенках всеми бурж. идеологами начиная с откровенных апологетов империализма и кончая правыми социалистами и ревизионистами. Совр. империалистич. гос-во рассматривается ими как "государство всеобщего благосостояния", а бурж. демократия "как наиболее целесообразное и наиболее справедливое устройство государства и общества, в рамках которого наиболее безболезненно могут преодолеваться политические и экономические противоречия" (Проект программы Австрийской социал- демократич. партии, "Arbeiter Zeitung", 1957, 23 ноября). Для полного осуществления социализма, по мнению этих "социалистов", достаточно перенести "демократию из области политики и права на экономику и жизнь" (там же). Подобные взгляды пропагандируют Дж. Коул в Англии, Ф. Штернберг в Германии, Н. Томас в США, и др. "Если внимательно просмотреть программные документы современных правых социал-демократов, нетрудно обнаружить, что они, рисуя свой "социализм", по сути дела лишь копируют контуры существующего государственно-монополистического капитализма" ("Основы марксизма-ленинизма" 1959, с. 291). Совр. ревизионисты также выступают в поддержку теории "Г. с.". Они утверждают, что совр. гос-во из органа господства класса капиталистов превращается в орган примирения классовых противоположностей (Биттелмен, США) и имеет своей задачей "ослабить вредные социальные последствия (безработица, пауперизм) и тяжелые нарушения равновесия" (A. Giolitti, Riforme e rivoluzione, Torino, 1957, p. 21). Рост гос.-монополистич. тенденций в капиталистич. мире ревизионисты расценивают как "внедрение социализма", "трансформацию", "мутацию" капиталистич. гос-ва в социалистическое. В. И. Ленин показал, что в условиях империализма сращивание монополий с гос. аппаратом и попытки планирования экономики не ослабляют, а усиливают эксплуатацию рабочего класса. При империализме продолжают действовать гл. закономерности капитализма, в т.ч. и закон относит. и абс. обнищания рабочего класса. Совр. бурж. гос-во выражает интересы монополистич. капитала. И никакие реформы не в состоянии превратить существующий государственно-монополистич. капитализм в какую-либо прогрессивную систему, а тем более в социализм. Поэтому переход к социализму возможен только на путях социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата в той или иной форме. В противоположность правым с.-д. и ревизионистам, спутывающим гос.-монополистич. капитализм с немонополистич. гос. капитализмом, марксисты считают, что между ними есть существ. различие. В то время как первый представляет собой сугубо антинародную и реакц. систему, второй может иметь либо реакц., либо прогрессивный характер, в зависимости от того, какие обществ. силы за ним стоят. Гос. капитализм играет прогресс. роль в нек-рых слаборазвитых странах, освободившихся от ига колониализма. Даже в империалистич. странах, где гос. собственность в основном включена в систему гос.-монополистич. капитализма, возвращение национализир. предприятий капиталистам было бы шагом назад. Коммунистич. партии во многих странах гос.-монополистич. капитализма поддерживают требование последовательной национализации крупной пром-сти с тем, чтобы эта национализация была направлена против господства монополий и в этом смысле приобрела бы прогрессивный характер. Коммунисты требуют осуществления национализации в такой форме, чтобы она действительно ограничивала всевластие капиталистич. монополистов и облегчила положение трудящихся. Трудящиеся вовсе не за устранение всякого вмешательства гос-ва в экономику, но они за такое вмешательство гос-ва, к-рое ограничивало бы произвол и безраздельное хищничество монополий. Огромную роль в разоблачении идей "Г. с." и нацеливании трудящихся на решительную борьбу против империалистич. монополий сыграли Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1957) и XXI съезд КПСС, обобщившие историч. опыт перехода от капитализма к социализму и вскрывшие закономерности перехода от социализма к высшей фазе коммунизма. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1951; его же, Капитал, т. 1, М., 1955 (см. Послесловие ко второму изданию); его же, Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, [Письмо] Л. Кугельману (23 февраля 1865 г.), в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 19, с. 263–68; т. 22, с. 173–290; т. 24, с. 15–18; т. 25, с. 353–462; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Против современного ревизионизма, Сб. статей, опубл. в газетах и журналах коммунистических и рабочих партий, М., 1958; Блан Л., Организация труда, [Л.], 1926; Родбертус, К познанию нашего государственно-хозяйственного строя, Л., 1935; Зомбарт В., Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Вагнер ?., Социальный вопрос, СПБ, 1906. См. также лит. к ст. Демократический социализм. Б. Пышков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.