Госала, Маккхали

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Госала, Маккхали
ок. VI-V вв. до н.э.), аскет из северной Индии, современник Будды, основатель секты адживиков. Полностью отрицал существование свободной воли. Против его доктрины выступили как буддисты, так и джайны.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Маккхали Госала


основатель школы адживиков, сложившейся во времена Будды и Махавиры, в Магадхе, Вост. Индия. Приписываемые ему тексты сохранились во фрагментах в сочинениях буддистов и джайнов, с к-рыми он полемизировал. У адживиков дравидского юга Г. был позже отождествлен с Буддой в махаяне.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ГОСАЛА МАККХАЛИ
в нек-рых источниках – Гошала Маскарин, Гошалипутра, или Гошаликапутра) – др.-инд. философ-материалист 6 в. до н.э., основоположник учения адживика. Наиболее полное изложение его взглядов содержится в раннебуддийском источнике "Дигха Никая". Г. М. выступал против религ. догм о карме, самсаре и мокше. Будучи детерминистом, считал, что все вещи и явления имеют свою внутр. неизменную природу, в соответствии с к-рой происходит их развитие. "Все, что рождено, имеет дыхание и жизнь, не обладает (самостоятельной) силой, способностью или достоинством, а движется судьбой, случаем и внутренней природой" (D?gha nik?ya, v. 1, L., 1890, p. 53). Поведение людей обусловлено объективными принципами, изменить к-рые не может ни религиозность, ни добродетельность поведения. "Подобно тому, как брошенный клубок веревки разматывается до конца только на величину своей длины, точно также верующий и неверующий одинаково подвергнутся своей судьбе и придут к своему печальному концу" (там же, с. 54). Н. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАККХАЛИ ГОСАЛА
пали MakkhaU Gosala) — лидер адживиков, странствовавший, согласно джайнской «Бхагавати» (гл. 15), шесть лет с основателем джайнизма, но ставший опаснейшим соперником и джайнов, и буддистов. Маккхали построил модель мира в духе законченного детерминизма. Согласно основному фрагменту «Саманнапхала-сутты» (Дигханикая 1.53—54), он считал, что нет места для действия, энерпш и усилия бесчисленных живых существ. Все они являются «превращениями» Необходимости (см. Нияти-вада}, а также «окружающей среды» (сангати) и «собственной природы» (см. Бхава), из которых второе начало предопределяет их место в общей экологии мира, а третье — индивидуальные характеристики. Каждые 8 400 000 мировых периодов все существа автоматически освобождаются от страданий, подобно тому как брошенный моток пряжи разматывается до конца. Маккхали построил иерархию живых существ исходя из того, сколькими способностями чувств они обладают, и людей — каждая из ступеней обозначалась цветом (высшие — «белобелые» — последователи самого Маккхали). На последующую индийскую философию Маккхали оказал влияние как последовательный панпсихист и инициатор натурфилософских калькуляций, а также самой «объемностью» своей системы, включавшей модели механицизма, органицизма и телеологизма. Тем не менее эти составляющие не были согласованы друг с другом и даже с самими собой (телеологизм при отсутствии целеполагающего начала в мире), наибольшая же логическая лакуна была связана с неразрешимым противоречием между теорией детерминизма и практикой аскетизма.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия