ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
категория социальной культурологии — особый тип территориальной, материальной и социокультурной общности, результат дифференциации бытия людей и разделения труда на различных этапах истории цивилизации. Г. к. представляет собой одну из важнейших сфер, в пределах которой развивается современная цивилизация и происходят процессы становления и социализации человека. Существенный вклад в современное понятие города и Г. к. внес немецкий социолог М. Вебер (1864—1920), который видел в развитии городов результат сложных перекрещивающихся экономических, социальных, политических и военных явлений. Исторические формы Г. к. связаны с существованием различных типов городов и выполнением ими различных функций в рамках той или иной цивилизации. В связи с этим принято выделять древнегреческий город — государство или полис, в котором принципы античной демократии оказали свое неповторимое влияние на развитие культуры. Говоря о римском античном городе, Вебер, в частности, видел одну из причин гибели римской цивилизации в неразрешимом противоречии между Г. к., основанной на свободной инициативе людей, разделении труда и товарообмене, с рабовладельческими принципами общественной и хозяйственной жизни. В средние века Г. к. характеризовалась процессами тесного взаимодействия официальных и народных форм культуры, в городах происходило становление раннекапиталистических отношений, города имели все возрастающее значение в развитии религиозной культуры и светской образованности. По наблюдениям Вебера именно в эпоху средневековья города приобрели самодостаточный характер как корпоративные и общинные поселения, основанные на союзе потребителей и производителей с тенденцией рассматривать другие территории как объект своей культурно-хозяйственной экспансии. В эпоху Возрождения наступил новый этап развития Г. к. Города превратились в выдающиеся центры духовной и художественной культуры, и поэтому Н.И. Конрад (1891—1970) считал оформление Г. к. важнейшим признаком развития Возрождения в любой стране мира. Город и Г. к. являются наиболее характерными явлениями современной цивилизации, что дало основание немецкому философу О. Шпенглеру (1880—1936) рассматривать проблемы города с точки зрения всеобщего кризиса западной цивилизации. Шпенглер назвал западную цивилизацию нач. ХХ в. «мировым городом», чья экспансия и мощь истощают окружающие территории, превращая их в безжизненную провинцию. «Мировой город» характеризуется исчерпанностью духовных порывов и творчества, что должно составлять живое начало культуры. Он населен гражданами, лишенными традиций, растворяющимися в громадных массах себе подобных, живущими практическими стремлениями к комфорту и богатству. Всеобщий критицизм Шпенглера в отношении к Г. к. был впоследствии учтен и даже развит современной культурологической мыслью, а его критика города как воплощения многих отрицательных черт современной капиталистической цивилизации открывала глубокую реальную противоречивость современной Г. к. В нынешних условиях Г. к., по существу, интегрирует практически все стороны духовной и материальной культуры и жизнедеятельности человека.