ГОРОД

Найдено 1 определение
ГОРОД
символ цивилизационного центра. Символика города определялась в древности и Средневековье как модель мироздания. Центр города, как правило, располагался на горе или на холме, где возводилось главное культовое сооружение, — «эта дорога ведет к Храму?». Города строились на перекрестье путей — «все дороги ведут в Рим». Перекресток являлся знаком выбора, но вместе с тем и опасности. Его олицетворением у римлян был Янус, у индусов — слоноголовый Ганеш. Улицы, как главные городские артерии, служили знаком пространственной ориентации. Площади символизировали общественный аспект городской семиосферы. Тупики раскрывали архетип лабиринта в городах. Мосты воплощали созидательную энергию человеческого духа. Архитектурная карта средневековых христианских городов соответствовала чаще всего форме креста. Идеомиф об идеальном городе лег в основу утопической мысли. Платон назвал свою утопию «Прекрасный город». Томмазо Кампанелла именовал свою утопическую систему «Городом солнца». В других случаях идеальный город относили не к временам будущего, а к иному пространственному ракурсу. Историческому Иерусалиму противопоставлялся Небесный Иерусалим. Такой же небесный аналог был у Вавилона, вернее говорить, земной являлся его искаженным подобием. К мифологическим городам относился скандинавский Асгард. У русских старообрядцев популярностью пользовалась легенда о затонувшем граде Китеже, символизирующем утраченную веру. Особо сильная тенденция к сакрализации городов обнаруживается в античной полисной культуре. Культ величия Рима как вечного города был идеологемой римского имперостроительства. В Средние века в символизме городов наряду с сакральными проявляются и инфернальные черты. Считалось, что на городах лежит «печать Каина». Поэтому они обречены на социальные катаклизмы. Города произвели на свет революции. Процесс урбанизации породил метафору города как большого муравейника. В рамках коммунистического движения в 1950—1960-е популярностью пользовалась «теория гверильи», согласно которой «мировой Город» противостоит «мировой деревне». У большинства городов имелись свои покровители. Так, заступницей Византии была богиня случая и судьбы Тихе. Она носила корону, по форме напоминающую крепостную стену. Зачастую сами города изображались в персонифицированном облике. С XV в. Венеция преподносилась в образе коронованной женщины, сидящей на троне и держащей меч. Источ.: Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Багдасарян В. Э. Языческая география Москвы // Проблемы истории Московского края. М., 2002.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Город как «Топос»

Туркина В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Город как виртуальный феномен

Туркина В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Город как феномен культуры: когнитивный подход

Пирогов Сергей Владимирович
Рассматривается проблема социокультурной гетерогенности городской жизни и вытекающая отсюда задача поиска методологических средств организации знаний о городе различной природы.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Город» в аспекте философии культуры

Горнова Г. В.
В статье осуществляется попытка дать определение понятия «город» в философско-культурном аспекте, для чего реализуется возможность описания города через «человеческое измерение» и поиск его координат в мире культуры.
Читать PDF
0.00 байт

99. 02. 013. Ефимов И. "город Солнца" и "Левиафан" // звезда. - Санкт-Петербург, 1998. - №9. - С. 23

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Заполярный город сквозь призму социологии воображения

Сауткин А.А.
Анализируются возможности использования идей Жильбера Дюрана (т.н.«социология воображения») в социально-антропологических исследованиях городов.
Читать PDF
0.00 байт

Зодчие утопического: «Город без имени» В. Ф. Одоевского

Филимонова Ольга Федоровна
Теоретическая значимость утопии не утрачивает своего проективного значения, поскольку неизменная потребность кардинальных перемен, желание выйти за пределы действительности, совершить невозможное есть всегда узнаваемый признак уто
Читать PDF
0.00 байт

Город как «Естественное» и природа как «Искусственное» в экзистеции современногочеловека

Даренский Виталий Юрьевич
В статье рассматривается проблема «естественного» и искусственного» как базовых констант человеческой экзистенции.
Читать PDF
0.00 байт

Город: вкус к празднику

Филимонова Ольга Федоровна
В статье исследуется феномен переоценки жизни в духе праздничности, который актуализируется в качестве социальной проблемы и культурного аспекта современного жизнеотношения.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и малый город: специфика взаимодействия (философский аспект)

Балюшина Юлия Львовна
В статье рассматриваются особенности субъект-субъектного взаимодействия города и человека. Город характеризуется как обладающий относительной самостоятельностью субъект, состоящий в диалектических взаимосвязях с горожанами.
Читать PDF
0.00 байт

Еще один «Город» Макса Вебера по-русски

Олег Кильдюшов
Читать PDF
0.00 байт

Лес и город: территориализация и коммуникация

Азаренко Сергей Александрович
Рассматривается топологическая связь леса (гиле) и города. Это отношение«территориализации детерриториализации ретерриториализации» (Делёз Гваттари).
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия: Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербург

Борис Степанов
Читать PDF
0.00 байт

ПАРИЖ - НЕЗРИМЫЙ ГОРОД: ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РЕЦЕНЗИИ

Климанова Анастасия

Похожие термины:

  • ГОРОД СОЛНЦА

    соч. Кампанеллы, в к-ром изложено его утопическо-социалистич. учение.
  • ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

    исторически сложившиеся формы расселения людей, возникшие при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому на основе общественного разделения труда. В городах сосредоточиваются