ГОРОД
ГОРОД
символ цивилизационного центра. Символика города определялась в древности и Средневековье как модель мироздания. Центр города, как правило, располагался на горе или на холме, где возводилось главное культовое сооружение, — «эта дорога ведет к Храму?». Города строились на перекрестье путей — «все дороги ведут в Рим». Перекресток являлся знаком выбора, но вместе с тем и опасности. Его олицетворением у римлян был Янус, у индусов — слоноголовый Ганеш. Улицы, как главные городские артерии, служили знаком пространственной ориентации. Площади символизировали общественный аспект городской семиосферы. Тупики раскрывали архетип лабиринта в городах. Мосты воплощали созидательную энергию человеческого духа. Архитектурная карта средневековых христианских городов соответствовала чаще всего форме креста. Идеомиф об идеальном городе лег в основу утопической мысли. Платон назвал свою утопию «Прекрасный город». Томмазо Кампанелла именовал свою утопическую систему «Городом солнца». В других случаях идеальный город относили не к временам будущего, а к иному пространственному ракурсу. Историческому Иерусалиму противопоставлялся Небесный Иерусалим. Такой же небесный аналог был у Вавилона, вернее говорить, земной являлся его искаженным подобием. К мифологическим городам относился скандинавский Асгард. У русских старообрядцев популярностью пользовалась легенда о затонувшем граде Китеже, символизирующем утраченную веру. Особо сильная тенденция к сакрализации городов обнаруживается в античной полисной культуре. Культ величия Рима как вечного города был идеологемой римского имперостроительства. В Средние века в символизме городов наряду с сакральными проявляются и инфернальные черты. Считалось, что на городах лежит «печать Каина». Поэтому они обречены на социальные катаклизмы. Города произвели на свет революции. Процесс урбанизации породил метафору города как большого муравейника. В рамках коммунистического движения в 1950—1960-е популярностью пользовалась «теория гверильи», согласно которой «мировой Город» противостоит «мировой деревне». У большинства городов имелись свои покровители. Так, заступницей Византии была богиня случая и судьбы Тихе. Она носила корону, по форме напоминающую крепостную стену. Зачастую сами города изображались в персонифицированном облике. С XV в. Венеция преподносилась в образе коронованной женщины, сидящей на троне и держащей меч. Источ.: Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Багдасарян В. Э. Языческая география Москвы // Проблемы истории Московского края. М., 2002.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия