ГОРИЗОНТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Горизонт
край перцептуального поля актов восприятия, который обрамляет тематическую сердцевину сферы интенционального сознания; этот термин используется также и для характеристики определенной последовательности интенциональных действий

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ГОРИЗОНТ
понятие в феноменологии Гуссерля, обозначающее перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания. Гуссерль различает внешний и внутренний Г. Внутренний Г отсылает к восприятию одного непосредственно данного предмета, а внешний указывает на связь с сопутствующими предметами. Внешний и внутренний Г. необходимо пересекаются. Сознание "творит" мир, конституирует предметности. .Соответственно необходимым фазам конституирования предметов, его сопровождает нетематизируемый подвижный горизонт образующих вокруг него сферу принадлежащих ему самому потенций. Непосредственная данность предмета и потенциальная содержательность предмета, открываемая во внешнем Г., необходимо связаны. Цель феноменологического анализа сводится к тому, чтобы от восприятия предмета в его непосредственной данности переходить ко всему смысловому Г. предмета, в итоге образующим единство интенциональных импликаций, представляющих собой не что иное, как потенциальные возможности его конституирования. Т. е., цель феноменологического анализа заключается в слиянии всех возможных потенциальных Г. предмета. В пределе в качестве Г. любого предмета выступает "мир" как универсальное основание. Но поскольку "мир" как таковой не схватываем в непосредственном интуитивном акте, историческая реконструкция его может продолжаться до бесконечности. Отсюда хайдеггеровское понимание временности как Г. для эксплицитного понимания бытия. Временность как Г. для понимания бытия является непосредственным следствием из гуссерлевского интенционального анализа.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ГОРИЗОНТ
в феноменологии Гуссерля обозначает подвижный, зависящий от изменяющихся интенций сознания, нетематический "фон" (то, к чему сознание актуально не обращено, что переживается неявно), существующий для всякой актуальной данности воспринимаемого предмета. Горизонт определяется соприсутствием в восприятии того, что не дано в действительности (аппрезентация) - с тем, что действительно дано (презентируется). Изначальный Г. - это собственная внутренняя временность Я, поскольку всякое данное в актуальном восприятии находится в потоке, на пересечении прошлого и будущего. Временной Г. пересекается с внешним Г., где актуально и имплицитно соприсутствуют все "фоновые" данности, неявно имеющиеся в виду относительно явно воспринятого предмета. Актуально человек всегда видит только одну "сторону" того, что рассматривает. Другие "стороны" соприсутствуют в Г. и актуализируются посредством телесной подвижности субъекта. Предметно-конституирующая деятельность Я связана со слиянием различных Г. В пределе в качестве Г. всякого предмета выступает "мир" как конкретное априори, как универсальная основа того, "где" мы "всегда-уже" находимся. В фундаментальной онтологии Хайдеггера понятие Г. вводится при анализе времени. В отличие от "внутри-мирового" (оптического) времени экзистенциальное время является более изначальным, отнесенным к способу существования того сущего, которое есть мы сами ("временность"). Г. обозначает открытость временных "экстазов", т.е. экзистенциально интерпретированных "прошлого", "будущего" и "настоящего". В Г. обнаруживает себя ускользание времени, а интенциональность "здесь-бытия" обладает экстатически-горизонтным характером. Временность выступает как Г. для эксплицитного понимания бытия, как такового, и в таком качестве называется "темпоральностью".

Источник: Современная западная философия: словарь

ГОРИЗОНТ
Термин-метафора, характеризующий одну из основных черт интенциональной жизни сознания. В самом широком смысле горизонт символизирует перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета, изменяющуюся в зависимости от подвижности сознательных интенций. Сознание, направленное на предмет, имеет дело не только с его сиюминутной актуальностью, но и с полнотой потенциальных свойств, представляющих собою не пустые возможности, а целый пленум содержательных симптомов и предзнаменований. Такова, по Гуссерлю, природа любого переживания; в каждой фазе его сознательной фиксации и собственного протекания его сопровождает подвижный горизонт, образующий вокруг него неопределенную атмосферу принадлежащих ему самому потенций восприятия. Восприятие как бы отсылает от непосредственно воспринимаемых сторон своего предмета к сторонам еще не воспринятым, соразумеющимся, ожидаемым и предугадываемым. Более того, сама "видимая сторона является стороной лишь в том случае, если она имеет и невидимые стороны, которые, как таковые, предугадываются, определяя данное значение" [1]. При этом горизонт охватывает не только стадию "протоимпрессии" (Urimpression), связанную с моментом непосредственного восприятия, но также и "ретенциональные" и "протенциональные" содержания (см. "ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯ"). Таким образом, цель интенционального анализа сводится не просто к предмету в его актуальной данности, но ко всему смысловому горизонту предмета, на котором он воспринимается не в модусе "здесь и теперь", а как полюс идентичности (Identitatspol), или магнит, притягивающий к себе всю сумму собственных интенциональных импликаций, которые суть не что иное, как "предначертанные потенциальные возможности" его конституирования [2]. Горизонт, строго говоря, и есть сам предмет, взятый в смысловом пределе и телосе его сущностных характеристик. "Каждая данность, принадлежащая к миру, – пишет Гуссерль, – есть данность в "как" некоего горизонта, в котором имплицитно наличествуют все новые горизонты, так что, в конечном счете, любая данность влечет за собою мировой горизонт и лишь через это осознается в качестве принадлежащей к миру" [3]. Здесь, между прочим, и следовало бы искать чисто оптический источник всякого философского ????????? (удивления), побуждающего мысль не застывать на готовой данности восприятия, а изживать себя в разомкнутой цепи непрекращающихся вопросов, толкований, прояснений и открытий (ср. у Мерло-Понти: "Мыслить, не значит обладать объектами мысли, это значит: очерчивать ими область мысли, которую мы еще не мыслим") [4]. Гуссерль различал внутренний и внешний горизонты. Первый связан с антиципацией перспектив в восприятии одного объекта, второй указывает на связь с другими вещами. "Это значит, что каждая вещь, данная в опыте, обладает не только внутренним горизонтом, но и бесконечно открытым внешним горизонтом совместно наличествующих объектов" [5].
Небезынтересно было бы отметить в этой связи одну параллель, тем более удивительную, что принадлежащую не к научной, а к художественной сфере поиска и совершенно самостоятельную. Речь идет о творчестве Поля Валери, в частности, о его работах, посвященных Леонардо да Винчи. "То, что наиболее истинно в индивиде, – говорит Валери, – то в чем он больше всего является Самим Собой, есть его возможное, выявляемое историей его весьма неопределенно... Моя попытка сводилась скорее к тому, чтобы постигнуть и описать на свой манер Возможное некоего Леонардо, чем Леонардо Истории" [6]. Гуссерль подписался бы здесь под каждым словом.

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Смысловой горизонт логической процедуры доказательства

Рыльцев Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Предпосылки и смысловой горизонт понятия «Вовлечение» в философии Э. Мунье

Кузнецова О. С.
В философии персонализма понятие «вовлечения» («engagement») является ключевым и вместе с тем наиболее трудным для понимания и историко-философской интерпретации.
Читать PDF
0.00 байт

Генезис постижения социума: горизонт и созерцание

Пигров Константин Семенович
Дискурсивные процедуры постижения социального базируются на интуициях, которые отсылают мыслящее социум сознание человека к созерцаниям, задаваемым базовыми горизонтами, определенным архаическим мировосприятием.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностный горизонт культуры и смысл образования

Стрелец Юрий Шлемович
Статья посвящена исследованию современной парадигмы культуры, ее ценностно2мировоз2 зренческих и идеологических оснований.
Читать PDF
0.00 байт

Онтология «я» как источник проблематизации знания и горизонт познавательных возможностей человека

Ардашкин Игорь Борисович
Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления оснований познавательных возможностей человека в контексте уточнения происхождения последних.
Читать PDF
0.00 байт

Болезнь как новый антропологический горизонт: критическая антропология Ивана Иллича

Власова Ольга Александровна
Статья обращается к проблеме болезни в критической антропологии Ивана Иллича.
Читать PDF
0.00 байт

Время как горизонт понимания бытия в фундаментальной онтологии

Паткуль Андрей Борисович
Статья посвящена понятию времени в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. В ней проведено концептуальное различие между обыденным пониманием времени и научно-онтологическим его пониманием.
Читать PDF
0.00 байт

Социосемиотика М. Фуко: феноменальный горизонт конструирования дискурсивного пространства социо-поли

Шуталева А.В.
Данная статья посвящена анализу социосемиотической теории Мишеля Фуко, которая позволяет прояснить феноменальный горизонт в социо-политическом пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Евразийский горизонт русской истории

Соколов Алексей Михайлович
Статья посвящена проблеме ценностных оснований и ориентиров развития российского общества. Автор исходит из того, что история России состоит из двух периодов. В IX-XVI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологический горизонт человеческого тела

Карпицкий Н.Н.
В статье дается феноменологический анализ тела. Человеческое тело может иметь разные феноменологические горизонты. Автор предлагает систематизацию различных горизонтов тела.
Читать PDF
0.00 байт

«Пространство опыта» и «Горизонт ожиданий» - две исторические категории

Козеллек Райнхарт
Читать PDF
0.00 байт

Незамкнутая проекция на горизонт будущего

Билалов Мустафа Исаевич
Статья посвящена выдающемуся советскому дагестанскому философу А.Г. Агаеву. Показан вклад ученого в теорию наций, отмечена ограниченность его научных подходов марксистской методологией.
Читать PDF
0.00 байт

Аутопойезис «Эпистемических вещей» как новый горизонт построения социальной теории

Ивахненко Евгений Николаевич
В статье предпринимается попытка рефлексии социальной теории, вырастающей из аутопойезиса сложных объектов фондовых рынков, интернет-сетей, социальных коммуникаций.
Читать PDF
0.00 байт

Жизненный мир как практический горизонт

Пульезе Аличе
Статья представляет оценку гуссерлевского понятия Lebenswelt на основе его поздних рукописей, посвященных генетическому анализу.
Читать PDF
0.00 байт

От редактора "жизненный мир" как новый горизонт исторической науки

Юрганов Андрей

Похожие термины:

  • Горизонт событий

    граница черной дыры.
  • ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ

    срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • ГОРИЗОНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

    срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

    - две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас
  • Горизонтная схема

    ориентация экстаза по направлению, “куда” экстаза. Горизонтная схема будущего – “ради себя”, здесь присутствие наступая, настает для себя. Горизонтальная схема бывшести – это “перед чем” брош
  • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (ПРОИЗВОДСТВА)

    расширение состава выпускаемой продукции за счет производства новых изделий, отличающихся от уже выпускаемых.
  • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные т