(Horatius Flaccus), Квинт (8 дек. 65 до н.э. – 27 нояб. 8 до н.э.) – римский писатель и поэт. Образование получил в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне, был воен. трибуном в респ. армии. После поражения республиканцев в 42 до н.э. вернулся в Рим, где занялся писательской деятельностью. Произведения Г.; 4 кн. "Од", "Юбилейный гимн", 1 кн. "Эподов", 2 кн. "Сатир" и 2 кн. "Посланий", в т.ч. трактат "Наука поэзии", к-рый представляет собой письмо к Пизонам; его назв. не принадлежит самому автору. В отличие от "Поэтики" Аристотеля, соч. Г. содержит не теоретич. идеи, а ряд практич. советов начинающим поэтам. Трактат не имеет строго выдержанного плана и условно делится на 3 ч.: общее учение о поэтич. иск-ве (1–152), вопросы трагедии (153–294) и учение о поэте (295–476). Осн. идея послания заключается в требовании единства, простоты, ясности, цельности, последовательности и непротиворечивости лит. произведений (стихи 1–37). Г. является сторонником уравновешенности, гармонии, противником фантастичности и неправдоподобия. Поэт, по Г., должен соблюдать порядок и строй (series iuncturaque), умело сочетать начало, середину и конец (125–135, 148–152). Слова должны соответствовать данному характеру, а характеры – данному возрасту и положению, отличаться единообразием, отсутствием противоречий и последовательностью своего развития (156–178). Поэт должен быть от природы достаточно талантлив, и ему необходима соответствующая поэтич. школа. Цель поэзии не только наставлять и поучать, но и доставлять читателю наслаждение (333, 343–346). Поэт обязан обладать мудростью и филос. образованием (309–312), но в то же время избегать всяких излишних теорий, чтобы создавать правдоподобные образы, основанные на точных жизненных наблюдениях (317–322). Вдохновение может довести до сумасбродства (453–475), оно должно сопровождаться постоянным и неуклонным трудом (289–301, 388 сл.). Благоразумие (sap?re) является "началом и источником" правильного творчества писателя (309). Одновременно Г. решительно против всякой надуманности, напыщенности и ходульности (136–147). Римская драма не удовлетворяла Г., и он требовал восстановления древнегреч. мифологич. трагедии. Для римской лит-ры того времени поэтика Г. была попыткой реставрации невозвратимого прошлого греч. классики. Осн. положения поэтики Г. – идейная и эмоцион. насыщенность, обобщенно-жизненное правдоподобие, подчеркнуто-рациональная разработка художеств. образности – оказали значит. влияние на теорию и практику классицизма, особенно на франц. классицизм. Буало, к-рый был близок к идеям Г., в нек-рых местах одноименного трактата является простым его переводчиком. Соч.: Carmina, rec. F. Vollmer, В., [1948]; Opera, геcogn. F. Klingner, Lipsiae, 1959; Arte poetica. Con commento di A. Rostagni, Torino, 1930; в рус. пер. – Полное собр. соч., М.–Л., 1936. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1957 (см. Именной указатель); Hетушил И., Темы и планы Горациевой Ars poetica, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1901, июль – август; Mиллер Л. ?., Жизнь и сочинения Горация. СПБ, 1880; Immisсh О., Horazens Epistel ?ber die Dichtkunst, Lpz., 1932 (Philologus, Suppl. Bd 24, H. 3); Кlingner F., Horazens Brief an die Pisonen, Lpz., 1937; Steidle W., Studien zur Ars poetica des Horaz, B. – W?rzburg, 1939 (Diss); Сupaiuоlо F., L´Epistola di Orazio ai Pisoni, Napoli, 1941; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957. А. Лосев. Москва.