в биологии) - взаимодополнительные понятия натурфилософии, классифицирующие сходства органов. Гомология обозначает основные (сущностные) сходства. Согласно С. В. Мейену (1978), гомологизация объектов—это классификация их частей. Если критерии гомологии приняты, то все не подпавшие под них свойства оказываются в рамках этих критериев акциденциями и объединяются понятием аналогии. В систематике гомология служит основой классификации организмов по таксонам, тогда как аналогия не учитывается или ей отводится вспомогательная роль. Но в принципе гомология и аналогия могут меняться местами. Так, для зоологов, относящих енотовидную собаку к псовым, все ее сходства с енотами — аналогия, а для относящих ее к енотовым — гомология.
Термин «гомология» ввел Э. Жоффруа Сен-Илер (1824) для повторяющихся органов одной особи (напр., гомология руки и ноги). По Р.Оуэну (1843), гомология—это «один и тот же орган у различных животных при любом разнообразии его формы и функции», т. е, функциональный инвариант (напр., гомология руки и крыла), С победой эволюционизма гомология стала толковаться как общность происхождения, а аналогия—как независимое приспособление различных организмов к сходной среде обитания (Э. Геккель, 1866). Развивая точку зрения Геккеля, К. Гегенбаур (1898) считал, что аналогия для физиолога то же, что гомология для морфолога, т. е. построенные ими системы окажутся во всем различны. Начиная с К. Бэра (1835), делались попытки обосновать гомологию через сходства зародышей. Распространилось понимание гомологии как существенного сходства в строении, эмбриональном развитии и относительном положении между соответствующими друг другу органами (Э. Бойден, 1947). Однако и этот путь ведет в тупик: так, по ранним стадиям развития зародыша (дроблению) млекопитающие ближе к плоским червям, чем к рыбам. Ныне намечается отказ от противопоставления гомологии и аналогии. Построение систематики осуществляется путем многократного попеременного обращения к упорядочению организмов и упорядочению их частей. Гомология понимается как общность строения, не обязательно унаследованная от общих Предков, но всегда являющаяся следствием общего архетипа. Лит.: Чайковский Ю. В. История науки и обучение науке (на примере дарвинизма).— «Вопросы истории естествознания и техники», 1987, № 2; Михайлов К. Г. Типология и практическая систематика.—В кн.: Теоретические проблемы экологии и эволюции. Тольятти, 1995. См. также лит. к ст. Систематика.
Ю. В. Чайковский