ГОЛУБЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Голубь
Христианский символ Святого Духа – третьего Лица Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына. Личные свойства Святого Духа изображены еванг. Иоанном (15, 26): «Он от Отца исходит и Сыном посылается».

Источник: Православный церковный словарь.

ГОЛУБЬ
символ духовной чистоты. В христианстве выступал в качестве эмблемы Святого Духа. У язычников — знак Иони. Являлся священной птицей в культах Астарты, Кибелы, Исиды, Венеры, Юноны, Афродиты. Из-за преданности потомству символизировал материнские чувства. Иногда интерпретировался как знак мудрости. Голубями называли оракулов и пророков. В неоплатонизме олицетворял силу, которой утвердились низшие миры. Долгое время голубь считался посланником богов. Он символизировал божественную активность и провиденциализм. Священным именем голубя у древних евреев было «Ионах» или «Ионас». Мистический голубь служил символом всех состоящих под сенью иудаизма. Пророк, посланный Богом в Ниневию, носил имя Ионах, или голубь. М. П. Холл доказал происхождение имени Иоанн от священного голубя. В масонстве голубь — символ чистоты и невинности. В Китае голубь — знак долголетия и старости. Голубь Венеры был распят на четырех спицах великого колеса. Голубь с оливковой ветвью являлся атрибутом Афины. Знаком прощения людей было появление на Ноевом ковчеге голубя с листом оливкового дерева. Голубь помещался на плече у Мухаммеда, символизируя нисходящее на пророка Божественное вдохновение. Голубь изображался на скипетрах духовных и светских властителей, обозначая ниспосланную им Богом прерогативу управления. В средневековом христианском искусстве он был непременным символом при изображении Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы. Было распространено поверие, что дьявол и ведьмы способны принять облик любого существа, кроме голубя и овцы. Целующиеся голуби символизируют влюбленных. Иногда они выступают символом целомудрия. Голубь кисти П. Пикассо стал общепризнанным символом мира. В США политиков, борющихся за мир, традиционно называют голубями, тогда как сторонников военной партии — ястребами. Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

О некоторых аспектах жизни и философии протоиерея Ф. А. Голубинского

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье рассматриваются некоторые аспекты жизни и взглядов профессора философии МДА первой половины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема субъективности в философии Ф. А. Голубинского: критическое восприятие идей И. Канта

Мачкарина Ольга Дмитриевна
В статье раскрываются основные черты религиозно-идеалистической философии Ф.А.
Читать PDF
0.00 байт

Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье дается историко-философский и богословский комментарий к ряду мест из лекций по метафизике и умозрительному (естественному) богословию профессора философии Московской духовной академии первой половины XIX в. прот. Ф. А.
Читать PDF
0.00 байт

Голубой дискурс в философии или как возможна мужская-женская гомософия

Некрасов С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

К постижению Бесконечного: верующий разум Ф. А. Голубинского

Корнилов Сергей Владимирович
Рассматривается философская концепция Ф.А.

Похожие термины:

  • ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович

    (22 дек. 1797 – 22 авг. 1854) – рус. философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный проф. (с 1842) Моск. духовной академии. Критикуя Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. пытался построить собств. идеалистич
  • ГОЛУБИНСКИИ Евгений Евстигнеевнч

    (1834 - 1912) - историк рус. правосл. церкви. Окончил Моск. духовную академию, в к-рой преподавал с 1861. С 1882 - член кор. Петерб. АН, с 1903 - академик. Осн. труд - «История русской церкви» (т. 1 - 2, 1901 - 1917), охватывающ