(Holbach, 1723—1789) - выдающийся франц. философ-материалист и Воинств. атеист, идеолог рев. буржуазии XVIII в. Род. в нем. г. Эдесхейме. Образование получил в Лейденском ун-те. В конце 40-х гг. приехал во Францию, ставшую его второй родиной. В историю материалистич. и атеистич. мысли Г. вошел прежде всего как автор знаменитой «Системы природы» (1770; русск. пер. - М., 1940), где он обобщил и систематизировал взгляды франц. материалистов XVIII в. «Систему природы» современники называли «библией» материализма и атеизма.
Ему принадлежит также целый ряд глубоких по содержанию и замечательных по форме атеистич. произв.: «Здравый смысл» (1772; М., 1956), «Галерея святых» (1770; М., 1962), «Карманное богословие» (1768; М., 1961); «Свящ. зараза» (1768; М., 1936): «Письма к Евгении» (1768; М., 1956), «Разоблачённое христианство» (1761; М., 1936) и др. Безоговорочно отвергая религию в любой ее форме, Г. в своих произведениях резко критиковал ее с т. зр. просветительского «здравого смысла». Он доказывал несостоятельность идеи бога, опровергал миф о божеств, сотворении мира из ничего. Критикуя гл. аргумент теологов, по к-рому существование бога вытекает из якобы царящей в мире гармонии, Г. показал, что, во-первых, гармония обусловлена законами самой природы и, во-вторых, в мире есть и дисгармония. Г. резко выступил против учения церкви о бессмертии души и существовании загробной жизни. Наша душа, писал он, не что иное, как тело. Со смертью тела прекращает существование и дута. Зло и остроумно высмеивал Г. религ. таинства и обряды. Он разоблачал мораль религиозную, к-рую считал противоречащей человеч. природе.
Религ. мораль, писал он, делает людей малодушными трусами, лишает их достоинства, мужества, заставляет их презирать себя и свое счастье на земле. Она идет вразрез с интересами общества. Г. считал причиной происхождения и существования религии страх и бессилие человека перед силами природы, невежество, а также обман народа духовенством. «Незнание естеств. причин заставило человека создать богов, обман превратил их во что-то грозное», - писал он в «Системе природы» (с. 198). Г. не был материалистом в объяснении явлений обществ, жизни и потому не мог правильно решить вопрос о социальных корнях религии, о путях ее преодоления. Однако, несмотря на истор. ограниченность своих взглядов, он сумел ярко и правдиво показать реакц. обществ, роль религии, разоблачить церковь как орудие угнетения народа феод. гос-вом, дворянством и духовенством. «Вампирами, сосущими кровь народа», называл Г. духовенство. Д. Дидро сравнивал атеистич. произведения Г. с бомбами, «градом сыплющимися на дом божий». Церковь и королевская власть относились к Г. с резкой враждебностью. «Система природы» сразу же после выхода в свет была приговорена франц. парламентом к сожжению, а католич. церковь занесла ее в «Индекс запрещенных книг», где она значится по сей день. Филос. и атеистич. работы Г. сыграли выдающуюся роль в идеологич. подготовке франц. бурж. революции. Они не потеряли своего значения в борьбе с религией и в наши дни. Высокая оценка, данная Я. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным произведениям атеистов XVIII в., в первую очередь относится к работам Г.