ГОБОЗОВ ИВАН АРШАКОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОБОЗОВ ИВАН АРШАКОВИЧ
(р. 1938) - отечественный философ, специалист в области философии истории и политологии. Выступает против низведения социального знания до обыденного уровня, уделяет значительное внимание историческому методу. Гобозов И.А. Философия политики. М., 1998.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ГОБОЗОВ Иван Аршакович
(р. 10.11.1938) — спец. по соц. филос, философии истории и политологии; д. филос. н.,проф.Р.вс.ЕлтураЮго-Осетинской автономной обл. В 1967 окончил филос. ф-т МГУ, в 1970 — асп. того же ф-та. С 1970 по 1972 - асе. филос. ф-та МГУ, с 1972 по 1982 — ст. н. с. филос. ф-та, с 1982 — проф. кафедры соц. филос. Канд. дисс. — «Теория "единого индустриального общества" и ее роль в современной идеологической борьбе» (1970). Докт. дисс. — «Критический анализ современной французской буржуазной философии истории»(1980). Г. гл. ред. ж. «Философия и общество». Акад. РАЕН. Общая направленность научных иссл. — филос. истории, зап. философско-ист. концепции и течения, марксизм, проблемы цивилизации (общее и особенное в цивилизации, генезис цивилизации, фундамент цивилизации и др.), проблемы смысла и направленности ист. процесса, ист. познания и ист. сознания, диалектика рационального и иррационального в об-ве, типология об-ва, соц. филос. постмодернизма и др. Г. стал изучать «забытую» еще с 1920-х филос. истории как науку, исследующую универсальную характеристику ист. процесса, закономерности его развития и функционирования. Провел демаркационную линию между филос. истории и соц. филос, что дало возможность изучать соц. и ист. процессы под разным углом зрения. Г. подчеркивает, что, с одной стороны, развитие человеческого об-ва носит объективный, независимый от людей характер. Но, с другой стороны, обво есть продукт взаимодействия людей, действующих сознательно и преследующих сознательно свои цели. Поэтому без онтологии нет гносеологии, но и без гносеологии нет онтологии. В плане эпистемологии Г. указывает на необходимость изучения парадигм в соц. филос, играющих важную методол. роль. Одну из причин кризиса совр. обществознания, усугубляемого постмодернизмом, он видит в том, что в нынешнюю эпоху не признается никакая парадигма, сами соц. знания низводятся до обыденного уровня и тем самым теряют всякую научную ценность. В политол. Г. показал необходимость ист. подхода к полит, вопросам. Важное место в творчестве Г. занимают переводы. Он перевел с франц. ряд статей и монографии: Французские марксисты о диалектике. М., 1982; Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993; Денкен Ж. М. Политическая наука. М., 1993; Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.; СПб., 2000; Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. М., 2004.
Соч.: Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987; Социальнофилософский анализ бюрократии и бюрократизма // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 1; Философский портрет Р. Арона // Там же. 1992. № 1; Введение в философию истории. М., 1993 (2-е изд. - 1999); Политика и мораль // Социально-политический журнал. 1996. № 2; XX век и формирование нового политического пространства // Вестник МГУ. Сер. 12. «Политические науки». 1996. № 4; Политика и предвидение // Политология. Курс лекций. М., 1997; Единство и многообразие исторического процесса // ФО. 1998. № 1; Философия политики. М., 1998 (2-е изд. — 2002); Социальное познание // ФО. 1999. № 2; Парадигмальный характер материалистического понимания истории // Карл Маркс и современная философия. М., 1999; Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // ФО. 2000. № 2; Гражданское общество: сущностные характеристики // ФО. 2001. № 2; Постмодернизм и марксизм // Маркс и современность. М., 2001; Глобализация, стандартизация и шоу // ФО. 2002. № 3; Социальная философия. Уч. М., 2003; Сосуществование культур: история и современность // Толерантность. М., 2004; Глобализация и «этическая политика» // ФО. 2004. № 3; Информация и социальное познание // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004; Проблема объекта и предмета в обществознании // Армагеддон, книга пятнадцатая. М., 2005; Социальная философия: диалектика или синергетика? // ФО. 2005. № 2; Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу (Философский очерк). М., 2005; Сартр и марксизм // ФО. 2006. № 2; Охлос и демократия // ФО. 2006. № 4; Осевое время К. Ясперса: единство и многообразие мировой истории // Философия и психопатология: научное наследие Карла Ясперса. М., 2006; Социальная философия. Уч. М., 2007; Обществознание. (В соавт.). М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009