(1812, Виль-д’Авре – 1882, Турин) – философ, писатель и дипломат, один из родоначальников идеологии расизма, апеллирующей к авторитету науки. В своем главном сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» (т. 1–4, 1853–1855), опираясь на принципы расовоантропологического детерминизма, Г. стремился доказать, что расовые различия играют основную роль в развитии социальных институтов и культуры. Будучи противником всех форм равенства, он подчеркивал решающее значение расового неравенства в историческом развитии и обосновывал фундаментальное превосходство «белой» («высшей») расы над «желтой» и «черной». Стремясь решить старую проблему причины вырождения и смерти цивилизаций, к которой с древнейших времен обращались мыслители, он утверждал, что трагизм диалектики истории состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, является источником возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой – выступает как причина их последующей деградации и гибели. Хотя для обоснования собственных идей Г. ссылался на авторитет науки, характеризуя свой подход как «моральную геологию», в действительности его теория представляет собой весьма далекое от науки романтико-мифологическое истолкование истории, являясь, как и большинство других подобных теорий, рационализацией изначально присущего ее автору сословного и расового предрассудка. При этом расистский элитизм сочетался у Г. с нетипичной для такого рода теорий критикой европоцентризма: с его точки зрения, европейская цивилизация не выше остальных и, подобно всем другим цивилизациям, обречена на гибель. Обосновывая принцип культурного релятивизма, он выступал против популярной в его время идеи социального прогресса. Г. отрицал цивилизующую роль христианства и был противником колониализма, поскольку последний, как он полагал, способствует расовым смешениям, а тем самым деградации цивилизации и человечества. Во Франции идеи Г. не пользовались особой популярностью, зато в Германии они были с энтузиазмом встречены Р. Вагнером, Ф. Ницше и другими идеологами пангерманизма. Хотя Г. не был антисемитом и считал немцев еще более смешанной расой, чем другие народы Европы, его туманные рассуждения о германцах были взяты на вооружение идеологами германского национал-социализма. Идеи Г. предшествовали наиболее значительным теориям XIX–XX вв., рассматривавшим всемирную историю как смену эквивалентных, целостных и самодовлеющих цивилизаций: Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Задолго до Шпенглера Г. пророчествовал о «закате Запада». Кроме того, в его сочинениях можно обнаружить истоки критико-аристократических теорий массового общества XX в.
Соч.: Век Возрождения. М., 1913; Кандагарские любовники. Пг., 1923; Великий чародей. М.; Л., 1926; Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001; Essai sur l’inégalité des races humaines. V. 1–2. P., 1853. V. 3– 4. P., 1855; Les religions et les philosophies dans l’Asie centrale. P., 1865; Histoire des Perses. V. 1–2. P., 1869; Oeuvres. P., 1983. Лит.: Гофман, А.Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии. М., 2003; Тагиефф, П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма. М., 2009; Лепетухин, Н.В. Теория расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX – начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.С. Чемберлен. Иваново, 2013; La vie et les prophé- ties du comte de Gobineau. P., 1905; Biddiss, M. Father of Racist Ideology. N.Y., 1970. А.Б. Гофман