Речи царств», «Рассказы о царствах», «Поучения царям») — первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли; содержит высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах («владениях» — го) эпохи Чжоу (в 10—5 вв. до н. э.). Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун, Вэй Чжао — 7 в.) определяли «Го юй» как «Чунь цю вай чжуань», т. е. как «внешний», вспомогательный, комментарий к каноническому конфуцианскому тексту «Чунь цю»— хронике древнекитайского царства Лу, родины Конфуция. «Го юй» приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (кон. 6—5 вв. до н. э.), который считается также автором типологически и хронологически близкой «Цзо чжуани» (являющейся «внутренним», т. е. основным, комментарием к «Чунь цю»), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в «Го юй» события. По современным данным, трактат составлен в 4—3 вв. до н. э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э.—lB. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня («свитка»), восходит к печатному изданию 1033. В «речах» «Го юй» высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ—конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и других. Существует также мнение, что в «Го юй» представлена гл. о. конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок «пневм (ци) Неба и Земли», т. е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ) разнородных факторов, подобных инь и ян, противопоставлена бесплодному единству «однородного» (тун). В «Го юй», как и в «Цзо чжуани», отражена одна из ранних форм учения о «пяти элементах» (у сия) — почве, металле, дереве, воде, огне,—лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, «трех светоносах» (солнце, луне и звездах), «пяти элементах» И т. п. синтезированы в образе «культуры» (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: «осторожности» (си), «верности» (чжун), «благонадежности» (синь), «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (в), «мудрости» (чжи), «мужества» (юн), «просвещенности» (мин), «сыновней почтительности» (сяо), «великодушия» (шу), «уступчивости» (жан). В «Го юй» подчеркнута роль людей как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее «небесное предопределение» утверждается, что «Небо следует за людьми, совершенномудрый — за Небом». В целом, чтобы быть успешными, «человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей». В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли) и «добродетели» (дэ).
Лит.: Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 295—302; Го юй («Речи царств»), пер., вступление и примечания В. С. Таскина. М., 1987; Го юй, кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Koue yu. Discours des royaumes, tr. С. de Hartez.—«Journal Asiatique», 1893, ser. IX, t. 2; t. 3. 1894; ImberA. Kuo yu. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stoekh., 1975; dHoman A. Guoyu. Propos sur les principautes Zhou-yu, compiled by R. Mathieu. P., 1985.
A. И. Кобзев
ГО ЮЙ
«ГО ЮЙ»
Источник: Новая философская энциклопедия
ГO ЮЙ
Речи царств" ("Рассказы о царствах", "Поучения царям"). Первый в Китае неофиц. историч. трактат, отразивший процесс зарождения филос. мысли и содержащий высказывания гос. деятелей о природных явлениях и обществ, событиях в восьми древнекит. царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей дин., Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10 -5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд др. кит. историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали "Г.ю." как "внешний", т.е. вспомогат., коммент. к "Чунь цю": "Чунь цю вай чжуань". Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину, к-рый считается также автором типологически и хронологически близкой "Г.ю." "Цзо чжуани" (являющейся "внутр.", т.е. основным, коммент. к "Чунь цю"), где тем не менее иначе трактуются отд. упомянутые в "Г.ю." события. По совр. данным, трактат составлен в 4 - 3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в ред. Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Совр. текст, состоящий из 21 цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изд. 1033. В "речах" "Г.ю." высказаны положения, лежащие в основе учений различных филос. школ - конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и др. Существует также мнение, что в "Г.ю." представлена гл. обр. конф. политич. теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для кит. философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм (ци [1]) Неба и Земли", т.е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ [1]) разнородных факторов, подобных инь [ 1 ] и ян [1], противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун [1]). В "Г.ю.", как и в "Цзо чжуани", отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у син [1]) - почве, металле, дереве, воде, огне, лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п. синтезированы в образе "культуры" (вэнь), к-рая мыслится и в качестве совокупности гл. человеч. достоинств: "осторожности" (си), "верности" (чжун [2], см. Чжун шу), "благонадежности" (синь (21), "гуманности" (жэнь [2]), "должной справедливости" (и [1]), "мудрости" (чжи (11), "мужества" (юн [1]), "просвещенности" (мин [3]), "сыновней почтительности" (сяо 111, см. Сяо ти), "великодушия" (шу [3D, "уступчивости" (жан). В "Г.ю." подчеркнута роль людей (народа - минь) как важнейшей общекосмич. силы и наряду с верой во всемогущее "небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеч. дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В об-ве и гос-ве гл. условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли [2]) и "добродетели" (дэ [11). *Г.ю. Кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 295 - 302; Т.ю." ("Речи царств"). Пер. с кит., вступление и прим. B.C. Таскина. М., 1987; Koue уп. Discours des royaumes. Тг. С. de Harlez // Journal Asiatique. Ser. IX. T. 2. 1393; T. 3. 1894; Imber A. Kuo yii. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stock., 1975; dHorman A. Guoyu. Propos sur les principautes Zhou-yu. Сотр. by R. Mathieu. P., 1985; **Карапетьящ A.M. Лингвисгич. анализ древнекит. памятника "Речи царств" // НАА. 1968. №6; Васильев К. В. Нек-рые вопросы изучения памятников древнекит. историографии // Письменные памятники Востока. Историко-филологич. исследования. 1975. М., 1982; Инь Мэнлунь. "Г.ю." чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. идей "Г.ю.") // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. №1. А. И. Кобзев