ГНОСТИЦИЗМ
Источник: Религиоведческий словарь
Мы находим гностическую мысль в эллинистическом гер-метизме, иудаизме Филона Александрийского и Каббалы, христианстве первых веков, исмаилизме ислама.
Источник: Философский словарь
Источник: Религиозные термины
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Источник: Философия политики: глоссарий
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Новые религиозные движения.
Источник: Человек и общество. Культурология
Источник: Краткий философский словарь 2004
- "совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии" (Вл.Соловьев). Гностики отрицали подлинность Воплощения и объявляли Иисуса Христа высшим посвященным, который принес на землю особое тайное знание. Гностицизм нападал на церковное христианство, породил ряд ересей и был отвергнут древней Церковью. Н.Бердяев симпатизировал гностикам как "аристократическому духовному типу", но признавал, что Церковь имела глубокие основания бороться: если бы они восторжествовали, то христианство никогда бы не победило в истории, а "превратилось бы в аристократическую секту". Их неправота - в духовной гордыне, они не захотели жертвенно служить одухотворению тех, кого считали ниже себя. От демонолатрии они так и не освободились.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Вслед за ап. Павлом гностики отстаивали модель троичности человека: человек состоит из духа, души и плоти. Душа - особое начало, исходит из надкосмической сферы (Василид), а плоть сотворена темными силами мира; так что по своей божественной субстанции человек не от мира сего. Суть гносиса (знания), по Феодоту, - в ответах на вопросы о том, кто мы, кем стали, где мы, куда заброшены, куда стремимся, как освобождаемся, что такое рождение и возрождение. Познавая свое "я", мы начинаем познавать и мир, но всеобъемлющее знание, дарующее спасение, доступно немногим. В гносисе человек преодолевает свою двойственность; через человека как средоточие мирового процесса бытие преодолевает свою расщепленность и восстанавливает распавшуюся гармонию. Теософы ценят Г. за сохранение им духа "тайной доктрины", а церкви осуждают его как ересь.
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь
от греч. ????????? – познавательный) – религ.-филос. течение, возникшее в 1–2 вв. на почве объединения христ. идей о божеств, воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистич. построений языческих религий – античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей историч. предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение рим. владычества на Восток и установление экономич. и культурных связей с отдаленными вост. частями империи. Г. явился формой связи новой христ. религии с мифологией и философией эллинизма. Поскольку соч. гностиков уничтожались христианами, источником изучения Г. являются отд. высказывания гностиков, приводимые в соч. враждебных Г. христ. богословов. После 2-й мировой войны в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностич. текстов (см. Я. Ленцман, Происхождение христианства, 1958, с. 252). В основе Г. лежит мистич. учение о знании, достигаемом путем откровения и указывающем человеку путь к спасению. Г. учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях – зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником к-рой является Демиург – особое творческое начало, лишенное, однако, божеств. полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с божеств. проявлениями гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологич. и филос. характера, носившие дуалистич. форму. Учению о мировом процессе соответствует и этич. система Г., согласно к-рой задачей человеч. духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигаются посредством аскетич. образа жизни и филос. познания, для чего гностики организовывали аскетич. союзы, филос. школы, религ. общины и т.д. Одной из ранних сект Г. являются офиты, т.н. поклонники библейского змия, учение к-рых представляет хаотич. смесь мифологич. и религ. представлений (напр., подвигов Геракла и учений об ангелах и т.д.). Гораздо яснее гностич. системы Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта). Ко 2 в. относятся менее крупные гностики: Карпократ Александрийский, Сатурнин (или Саторнил) из Сирии, Маркион из Понта и др. Христианская церковь выступила против недопустимого с ее т. зр. совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. Во 2 в. Г. был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде малозначащих и непопулярных сект и направлений. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935, с. 605–10; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 407–31; Иванцов-Платонов ?. ?., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч. 1, М., 1877; ?основ М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 веке, Киев, 1912; Ранович ?., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941, с. 111–30; Jonas ?., Gnosis und sp?tantiker Geist, Tl 1–2, 2 Aufl., G?ttingen, 1954; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951. А. Лосев Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Внутри Г. можно выделить три осн. течения: «христ. Г.» 1-3 вв., известный по соч. представителей раннехрист. ересей и произв. из НагХаммади; «языч. Г.» той же эпохи·; мандеизм (от арамейского манда - гносис), оформившийся, по-видимому, во 2-3 вв. и представ
ляющий самостоят. развитие Г. на семитсковавилонской почве; это единственная из гностич. сект, сохранившаяся до наст. времени (в Ираке).
В целом для Г. характерна концепция единого начала, развертывающегося в серии эманации, и иерархии, строения умопостигаемого мира; наряду с этим иногда предполагается существование мракаматерии, или хаоса (офиты, гностики у Плотина) - элементы дуализма при преобладании монистич. тенденции. Специфичным для Г. является антикосмич. дуализм: мир предельно удален от бога и есть его антипод. В противоположность иудейскохрист. традиции, гностики помещают между богом и миром серию ипостасей (у Василида, напр., число их доходит до 365), функция к-рых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как и неоплатонизме), а, наоборот, разделить их.
Центр. место в учении Г. занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью темных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божеств. субстанция часто принимает форму первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмич. сфере (Василид). Наряду с дуализмом души и тела в Г. существует и трихотомич. разделение человека на «духовное», «душевное» и «телесное».
Концепция знания, гносиса - ядро Г. В известной формуле гностика Феодота суть гносиса заключается в ответе на след, вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Познание человеком своего внутр. «Я» делает возможным и познание мира, того, «что есть, что было и что будет». Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует человеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою двойственность и разорванность, через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии.
Социальные умонастроения Г. характеризуются, с одной стороны, тенденцией к своеобразному духовному аристократизму (согласно Василиду и др., гносисом обладают немногие люди), а с другой - Г. выступает как своеобразная метафизич. утопия, провозглашающая братство, равенство и единство людей (соч. Епифания «О справедливости» и др.).
В целом учение Г. предстает как одна из форм кризиса рабовладельч. формации и как попытка найти новый мировоззренч. синтез. Оттесненный на задний план офиц. христ. идеологией, он служил питательной почвой мн. ср.-век. ересей и сыграл значит. роль в генезисе и развитии ср.-век. культуры как на Западе, так и на Востоке.
Источник: Советский философский словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
В концепции Г. творцом всего является высшее существо, называемое различными именами, выражающими его абсолютное могущество и несравнимость, самодостаточность и неопределенность. Однако поскольку мир сущего неустроен и лежит во зле, постольку этот мир нельзя признать творением Бога, иначе причину несчастий следовало бы искать в Нем. Поэтому основой этого мира может быть только материя, которую сирийские гностики представляли в виде самостоятельного злого существа, а западные – приписывали ей свойство призрачности. Но и сама материя, с точки зрения Г., не могла произвести этот мир, где несомненно есть частицы божества. Решая задачу происхождения мира, Г. говорит об истечении божественного существа мельчайшими частицами («эонами») и ослаблении божественного начала по мере их удаления и погружения в материю. Самое совершенное истечение из «полноты разума» («плеромы») – Демиург – сочетание света и мрака, силы и слабости; он сотворил мир, заключил в нем человеческие души и обременил их материей.
Существа, отпавшие от высшей жизни и погрузившиеся в материю, начинают тяготиться своим положением и стремятся вознестись и воссоединиться с высшей божественной жизнью. Своими силами это осуществить невозможно, спасение должно прийти от более могущественного существа. С точки зрения высшего существа также недопустимо, чтобы частица высшей жизни, заключенная в материю, страдала. Для спасения, то есть освобождения божественной искры из темницы материи, души из лабиринта зла, снисходит в мир один из высших эонов – Христос. Он принимает видимость человеческого тела (в другой версии – соединяется с человеком Иисусом при крещении и оставляет его при его страданиях), чтобы сообщить «все тайны гносиса и сокровенные святого пути» небольшому кругу избранных, стремящихся к божественной жизни, к полноте разума («плероме»). Так устраняется зло и неустройство мира и всё приходит к первоначальной гармонии.
Человек в представлении Г. есть микрокосм, состоящий из души и тела. Как микрокосм, он отражает и несет в себе принципы макрокосма (Бога, Демиурга и Материи), но их соотношение у каждого различно. Поэтому Г. подразделяет людей на три разряда: «соматиков», или «гиликов» – людей, в которых господствовало материальное начало; «пневматиков», в которых имеется перевес духовности; «психиков», у которых имело место смешение духовного начала с материей. Пневматики встречаются только среди христиан, хотя далеко не все из них пневматики, большинство является психиками. Этико-практические нормы и правила Г. обращены только к психикам, поскольку только неопределенность их положения позволяет приблизиться к плероме. Если пневматики по своей природе предназначены к спасению, то соматиков ждет неизбежная смерть.
В связи с проблемой спасения центральным в этике Г. является вопрос об отношении к материи, плоти и ее влечениям. Противоположные решения исходят из дуалистического воззрения на мир и на материю, на тело как источник зла и греха. Представители сирийского Г. (Сатурнил, Василид, Маркион), презирая тело, запрещали для человека всякие наслаждения и удовольствия, чтобы избежать смешения с греховной материей. Александрийские гностики (Карпократ, Валентин), отстаивая превосходство духа над материей, считали, что чувственность должна быть побеждена через ее удовлетворение чувственными же наслаждениями; нет ничего такого, что могло бы связать дух или победить его.
Христианство в целом негативно относилось к гностической философии. Однако элементы Г., синтезировавшего мифологию Востока и пантеизм, монотеизм и платоновские идеи, мистику числа Пифагора и учение Христа, развивались в философии Возрождения, в мистике немецкого романтизма, в русской религиозной философии (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов ).
Источник: Краткий философский словарь.
Генезис гностических идей, происхождение гностических сект, их взаимоотношения с церковным христианством, иудаизмом, различными языческими культами—проблемы, до сих пор не имеющие окончательного решения. В гностицизме видели результат «острой эллинизации христианства» (А. Гарнак), т. е. влияние греческой философии и мифологии, «ориентализацию» христианства (школа истории религии), особую религию, выступавшую основным соперником христианства во 2 в. (Г. Йонас и др.) и т. д. Христианские авторы считали гностиков еретиками-христианами, однако ряд гностических текстов из Наг-Хаммади не обнаруживает никаких следов христианского влияния. Вместе с тем все известные нам гностические учения относятся ко времени после рождения христианства, с которым так или иначе связано большинство из них, и большая часть сохранившихся гностических текстов в той или иной степени является интерпретацией христианского или еврейского Писания. Общим свойством гностических учений является их синкретический характер.
Расцвет гностических систем приходится на 2 в. Известны различные гностические секты: офиты, барбелогностики, карпократиане и др. Известны и многие имена учителей, творцов систем: Симон Маг («отец всех ересей»), Маркион, Феодот, Марк, Менандр, Саторнил, Карпократ, Валентин, Василид и др. Многие гностические учения восходят к схеме, которую можно назвать архетипическим прамифом гностиков, лежащим в основе разнообразных гностических тео- и космогонии. Особенно ярко он изложен в «Апокрифе Иоанна», созданном, возможно, в школе Валентина и входящем в собрание Наг-Хаммади. В этом мифологическом повествовании (а таково большинство гностических текстов) содержатся ответы на важнейшие вопросы, волновавшие гностиков: «Кем мы были? Кем стали? Где мы были? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение? Что возрождение?» (Климент Александрийский. «Извлечения из Феодота», 78, 2).
В ответах на эти вопросы проявляется отрицательное отношение гностиков к существующему миру и его демиургу (обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета), которому противопоставлен истинный Бог и Отец, Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому — полноту духовности, состоящую из соединенных попарно эонов (духовных сущностей), образующих иерархию. Последний из эонов, имеющий женскую природу (в разных текстах он именуется Пистис София, София Ахамот или София Пруникос), впадает в грех гордыни и желает уподобиться Богу-творцу. София порождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись его облику, «выталкивает» своего отпрыска за пределы Плеромы. Сыну Софии (во многих текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание — начало, противоположное гносису; он воображает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром демиург правит вместе с архонтами («правителями»), которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу подлинной Божественной субстанции, которая от него переходит к потомству. Человек поэтому является чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен. Оригинальным вариантом гностического прамифа является учение Валентина. В учении Василида разрабатывается монистический вариант гностицизма.
Содержание гносиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса само по себе спасительно. Образцом такого самопознания и освобождения от всего мирского и телесного является Христос.
Понятие гносиса, понимаемого как истинное богопознание, занимает значительное место в учениях таких христианских богословов, как Климент Александрийский, Ориген, Евагрий Понтийский и др. В то же время гносис— важнейшее понятие в таких типологически близких гностицизму религиозных движениях, как герметизм и религия мандеев.
Гностицизм как религиозно-философское течение исчезает к 5 в., но его идеи легли в основу манихейства (возникшего в 3 в.) и многих средневековых ересей (павликиане, богомилы, катары}. Гностические мотивы встречаются и в ряде разнообразных религиозно-философских учений Нового времени (розенкрейцерство, теософия, антропософия, софиология и т. д.).
Ист.: Haardt K. Die Gnosis: Wesen und Zeugnisse. Salzburg, 1967; Koptish-gnostische Schriften, Bd l, 4 Aufl. B., 1981; The Nag Hammadi Library in English, 4 ed. Leiden—N. Y.—Koln, 1996; Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1989; Пистис София (41—62), пер. М. К. Трофимовой.—В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1—14 веков. М., 1996, с. 37-47.
Лит.; Поеное М. Э. Гностицизм второго века и победа христианской религии над ним. К., 1917; Иокас Г. Гностицизм. СПб., 1998; Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). M., 1979; Сидоров А. И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии.—В кн.: Актуальные проблемы классической филологии, вып. 1. М., 1982, с. 91—148; Шабуров Н. В. Человек и мир в гностических учениях.—В кн.: Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии. М., 1986, с. 84—103; Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте: на материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997; Boussef W. Hauptprobleme der Gnosis. Gott., 1907; Leisegang H. Die Gnosis. Lpz., 1924; Quispel G. Gnosis als Weltreligion. Z., 1951; Grant R. M. Gnosticism and Early Christianity. N. Y., 1966; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. K. Rudolph. Darmstadt, 1975; Puech H.-C. Enquete de la Gnose, I—II. P., 1978; Petrement S. Le Dieu separe: Les rigines du gnosticisme. P., 1984; Rudolph K. Die Gnosis: Wesen und Geschichte einer spatantiken Religion, 3 Aufl. Gott., 1990; FiloramoG. Lattesa delia fine: Storia delia gnosi. Bari, 1990; Couliano J. P. Les gnoses dualistes dOccident. P., 1990.
H. В. Шабуров
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: История Философии: Энциклопедия
I. Происхождение гностицизма. Общие условия для возникновения гностицизма, как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами. Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов - с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором ?????????????, хотя в частности не все его сближения одинаково основательны. Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большей или меньшей силой и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ. Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, при том полемическому изложению. Это представляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания. В прошлом веке некоторые ученые (напр., ориенталист И. И. Шмидт) ставили гностицизм в специальную связь с буддизмом. Достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через нее и весь греко-римский мир сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого мира неведомой страной, и 2) что буддизм был последним словом восточной "мудрости" и доныне остается самой живучей и влиятельной из религий Востока. Но, с другой стороны, исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукой. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих до-арийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна. Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, по которым в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным. Таким образом, то, что в гностицизме приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте. Если внешняя историческая связь гностицизма специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений, несомненно, показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма. Достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм дает только отрицательное определение Нирваны, тогда как в гностицизме оно определяется положительно как полнота (плерома). Несомненную связь с гностицизмом имеет другая, ничтожная по своему распространению сравнительно с буддизмом, но во многих отношениях весьма любопытная религия мандейцев или сабиев (не смешивать с сабеизмом в смысле звездопоклонства), доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и дошедшие до нас в более поздней редакции, книги. Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя: но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Самое слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое ?????? (знание).
II. Основные черты гностицизма. В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение Божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает. Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов, и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу. Мир не спасается; спасается, т. е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы. Наиболее трезвый философский ум между ними - Василид - отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этой основной ограниченностью гностицизма логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума. Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так идея единосущной Троицы распадается у гностиков на множество гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное отношение к абсолютному первоначалу. Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом. Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира - для гностической теологии. Призрачному Спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря пришествию Христа, а, напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него. Гностицизм не знает "нового неба и новой земли"; с выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в гностицизме и единство человечества. Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной; - душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга, - и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.
Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу. Первое из этих направлений - аскетизм - более прилично для людей душевных, а второе - нравственная распущенность - более подобает совершенным гностикам или людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с полной последовательностью. Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
III. Классификация гностических учений. Указанный основной характер гностицизма по степени своего проявления может служить руководством и для естественной классификации гностических систем. Неполнота источников и хронологических данных, с одной стороны, и значительная роль личной фантазии в умозрении гностиков - с другой - допускают лишь крупные и приблизительные деления. В предлагаемом мною делении логическое основание совпадает с этнологическим. Я различаю три главные группы: 1) существенная для гностицизма непримиримость между абсолютным и конечным, между Божеством и миром является, сравнительно, в скрытом и смягченном виде. Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением или отдалением от божественной полноты, но так как результаты этого отпадения увековечиваются в своей конечности, и мир с Богом не воссоединяется, то основной характер гностицизма остается и здесь во всей силе. Творец неба и земли - Демиург или Архонт - является и здесь совершенно отдельным от верховного Божества, но не злым, а только ограниченным существом. Этот первый вид представляется гностицизмом египетским; сюда принадлежат как зачаточная форма гностицизма, в учении Керинфа (современника ап. Иоанна Богослова и "наученного в Египте", по свидетельству св. Иринея), так и самые богатые содержанием, наиболее обработанные и долговечные учения, а именно системы Валентина и Василида - Платона и Аристотеля гностицизма, с их многочисленными и разнообразно разветвленными школами; сюда же должно отнести египетских офитов, оставивших нам памятник своего учения, на коптском языке, в книге "Пистис София". 2) Гностическое раздвоение выступает с полной резкостью, именно в космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием противобожественных сил. Таков гнозис сиро-халдейский, куда принадлежат азиатские офиты или нахашены, ператы, сифиане, каиниты, элкесаиты, последователи Юстина (не смешивать со св. Иустином философом и мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона Волхва и Менандра. 3) Гнозис малоазийский, представляемый, главным образом, Кердоном и Маркионом; здесь гностические антитезы выступают не столько в космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность - не между злым и добрым творением, а между злым и добрым законом (антиномизм), между ветхозаветным началом формальной правды и евангельской заповедью любви.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
До первой пол. XX в. основными источниками нашей информации о гностиках были такие ересиологи (защитники христианства от ересей), как Ириней Лионский, Тертуллиан, Ипполит и Епифаний. Они резко обличали гностиков, ибо были убеждены, что посредством словесных манипуляций и ложной интерпретации библейских текстов те вводят христиан в заблуждение. Особенный интерес представляло для гностиков истолкование фрагментов Быт, Ин и посланий ап. Павла. Первыми интерпретаторами Ин были гностики Гераклион и Птолемей, однако Ириней уподоблял их человеку, крый разрезает прекрасную картину, изображающую царя, а потом составляет из ее фрагментов фигуру лисицы ("Против ересей", 1.8.1.).
Ересиологи видели в гностицизме сочетание элементов греческой философии и христианского учения. Тертуллиан после детального рассмотрения еретических взглядов гностиков провозглашает: "Что общего у Афин и Иерусалима? Какое может быть согласие между Академией и Церковью? Между еретиками и христианами? Необходимо пресекать все попытки превратить христианство в смесь стоицизма, платонизма и диалектики" ("Опрескрипции против еретиков ", 7). Такая оценка гностицизма считалась вполне приемлемой вплоть до кон. XIX в., когда А. Гарнак определил гностицизм как "решительную эллинизацию христианства".
Г. Ионас, один из представителей исторической школы (или школы истории религий), оспаривает эту точку зрения. Он утверждает, что гностицизм это религиозный феномен, общий для всего эллинистического мира и являющийся продуктом синтеза греческой культуры и религий Востока. Основой гностицизма он считает "греческую концептуализацию" восточных религиозных традиций еврейского монотеизма, вавилонской астрологии и персидского дуализма. P.M. Уилсон и Р. М. Грант отвергают столь обобщенное определение и предлагают считать фундаментом, на к-ром возник гностицизм, эллинистический иудаизм или иудейскую апокалиптику. Преимущество определения Ионаса в том, что оно указывает на широкий спектр внутри гностицизма, а его слабость в том, что под него можно подвести чуть ли не все религиозные течения, крые охватывает понятие эллинистических религий.
Такое расширенное толкование феномена гностицизма получило полное оправдание после того, как в 1945 г. в Верхнем Египте, в районе НагХаммади, было обнаружено собрание папирусов, к-рое назвали "гностической библиотекой". Тринадцать кодексовсборников включают пятьдесят два текста, причем шесть из них повторяются. Состав "гностическойбиблиотеки" весьма разнообразен. Большую ее часть составляют гностические тексты псевдохристианского характера. Среди них наиболее известны три т.н. валентинианских евангелия "Евангелие от Фомы" (составленное из кратких речений, приписываемых Иисусу), "Евангелие от Филиппа" (собрание речений, притч и выоказываний, связанных с эзотерической тематикой), "Евангелиеистины" (егоосновные темы Бог и единство; по языку и манере изложения оно напоминает Ин, однако насыщено гностическими представлениями и, вероятно, написано под влиянием "Евангелия истины", о к-ром упоминает Ириней). К-ром е того, к литературе этого рода относятся "Апокрифическое послание Иакова", "Деяния Петра и двенадцати апостолов ", " Трактат о воскресении ", объемистое собрание текстов, получившее название "Трехчастного трактата", и три копии "Апокрифа Иоанна" (история творения, к рая в гностическом ключе истолковывает соответствующие фрагменты из Быт).
Однако не все гностические тексты носят псевдохристианский характер. "Парафраз Сима" отражает гностические искания в рамках иудейской традиции. Самое объемистое сочинение (132 стр.), написанное якобы самим Зороастром, называется "Зострианос". Интересно отметить, что в " гностической библиотеке" есть две копии "Послания блаженного Евгноста", философского документа, никак не связанного с христианской тематикой, крый впоследствии был отредактирован в псевдохристианском ключе и получил название "Премудрость Иисуса Христа". И наконец, тот факт, что среди этих текстов присутствует отрывок из "Государства" Платона (588В589В), также свидетельствует о синкретизме гностической мысли. Поэтому исследователи гностических сочинений сталкиваются с тем, что определения основных гностических понятий имеют довольно расплывчатый характер.
Типология гностицизма. Несмотря на отмеченные выше черты гностицизма, Ионас различает в гностической мысли две основные мифологические структуры, с помощью крых гностики пытались разрешить проблему зла, связывая его присутствие в мире с процессом творения.
Персидский гностицизм. Эта форма гностицизма развивалась в Месопотамии. Дуализм, присущий построениям персидских гностиков, имеет горизонтальный характер (он связан с зороастрийским культом и позднее был усвоен манихейством). Два первичных принципа, или божества, Свет и Тьма, вовлечены в нескончаемую борьбу. Ее причина в том, что Свет, обладая способностью выходить за свои пределы и пребывать вне своей собственной сферы в виде светящихся частиц, попадает в плен к своему злейшему врагу, Тьме. Чтобы освободить эти частицы, Свет путем эманации порождает ряд подчиненных божеств, крые должны сражаться с Тьмой. Последняя также порождает из себя второстепенные божества и скрывает частицы Света в темнице сотворенного мира. Эта космическая сфера становится областью борьбы двух враждебных начал, цель крой завоевание человеческих существ, заключающих в себе частицы Света, и их освобождение из темницы этого мира, чтобы они могли вновь войти в сферу небесного Света.
Сирийский гностицизм. Для этой формы гностицизма, края зародилась в Сирии, Палестине и Египте, характерен более изощренный вертикальный дуализм. Поскольку здесь верховным принципом признавалось добро, то было необходимо найти объяснение тому, как из этого единого принципа проистекает зло. Сирийские гностики пытались ответить на этот вопрос, предположив, что в самом добре заложена возможность некой ущербности или ошибки.
Гностик Валентин предложил еледующее решение проблемы зла: благое божество (Глубина) вместе со своей супругой (Молчание) путем эманации порождают ряд подчиненных им парных божеств, илиэонов. Последнее божество в этом ряду (обычно его называют Софией, или Мудростью), презрев своего супруга, страстно желает соединиться с Глубиной. Но это желание как аболютно неприемлемое в высшей божественной сфере(р1еюта ) отторгается от Софии и исключается из божественной сферы, плеромы. Хотя София таким образом избавляется от своей страсти, высшая божественная сфера утрачивает часть своей божественной природы. Поэтому возникает необходимость в возвращении этого отпадшего света.
Однако отторгнутое и исключенное из плеромы желание (или нижняя София) не сознает своей падшей природы и производит из себя Творца (или Демиурга), а он путем эманации, края частично отражает процесс, имевший место в плероме, творит мир. Плерома с помощью божественного посланника (его часто называют Христом или Св. Духом) побуждает ТворцаДемиурга наделить человека дыханием жизни, в силу чего частицы света передаются ему и он становится светомчеловеком. Противодействие низшей божественной сферы (царство Демиурга) состоит в том, что светчеловек оказывается плененным в темнице тела смерти, к-рое под началом Демиурга создает низшие псевдобожества, воплощающие идею судьбы и отождествляемыесо сферой планет.
В гностическом истолковании дерево познания добра и зла из Быт становится средством познания (gnosis), к-рое предназначено человеку самой божественной сферой (плеромой). Но дерево жизни становится средством его порабощения и зависимости, навязанным царством Демиурга. Божественный посланник плеромы поощряет человека съесть плодов с дерева познания, и человек видит, что ревнивый ТворецДемиург (его часто называют искаженными формами имени Яхве Ялдабот или Яо) на самом деле не подлинный и благой Бог, но враг Бога. В результате божественной помощи человек обретает большее знание, чем у ТворцаДемиурга. Разгневанный Демиург бросает человека в земное тело забвения, а плерома вынуждена начать процесс духовного возрождения с помощью божественного посланника.
Этот последний часто отождествляется с Иисусом Христом, однако в соответствии с пониманием гностиков эта фигура не совпадает с тем образом Иисуса, крый рисуют канонические евангелия. Поскольку божественая сфера радикально противопоставляется творению, порожденному низшей сферой, то тела в лучшем случае представляют собой часть процесса творения, и в силу этого их еледует рассматривать лишь как средство, к-рое божественная сфера может использовать в своих целях. Божественный посланник Христос, осуществляя свою миссию, "усвоил" тело Иисуса в момент крещения и вознесся в момент, непосредственно предшествующий распятию. Воскресший "Иисус", или Христос, свободный от телесных ограничений, обладает силой, способной разбудить человека от сна забвения. Веру в "усвоение" тела Иисуса божественным посланником обычно обозначают термином "адопцианство", к-рое связано также с учением докетизма, утверждавшего, что Христос лишь казался человеком.
Гностики это те, кто обладает частицами света. В этом мире, среди прочих людей, они духовные существа (pneumatikoi), крым нужно лишь пробудиться, чтобы овладеть предназначенной им судьбой. К-ром е них, в мире есть люди душевного типа(psychikoi ), крые стоят ниже первых и должны трудиться, чтобы обрести спасение в том или ином качестве, смотря по их заслугам. Гностики нередко отождествляли людей психического типа с христианами, чем навлекали гнев таких ересиологов, как Ириней. Люди третьего типа плотские(hylikoi илиsarkikoi), у них вообще нет шансов на спасение, и они обречены на гибель. Итак, мы видим, что в основании гностической антропологии лежит жесткий детерминизм.
Целью валентиниан было возвращение в плерому, к-рое они часто символически называли "союзом", или "соединением". Так, напр., в "Евангелии от Филиппа" термин "брачный чертог", скорее всего, указывает на таинство такого соединения. Подобные выражения объясняют, почему многие гностические тексты изобилуют сексуально окрашенными образами и метафорами. При этом одни гностики использовали эротическую символику, чтобы сделать акцент на духовной альтернативе, они настаивали на необходимости аскетического образа жизни и предостерегали от дальнейшего пагубного дробления частиц света, заключенных в человеке. Напротив, другие гностики (напр., последователи Марка) утверждали, что состоянию пробужденности духа как нельзя более способствует сексуальная активность, не связанная узами брака.
Умирая, гностики, испытавшие духовное пробуждение, сбрасывали с себя обветшавшие одежды смертного тела и возносились ввысь, минуя подвластные року планетарные сферы. Пройдя через чистилище этих сфер, гностики в конце концов достигали предела (horos ), или края (иногдаего называли "крестом"), где их, освобожденных от всего, что производит зло, допускали в вечную обитель. Некрые исследователи усматривают связь между католическим учением о чистилище и представлениями, характерными для гностической мысли.
Все вышеизложенное поможет читателю гностических текстов усвоить структурные особенности сирийского типа гностицизма и послужит своего рода рабочей моделью в интерпретации текстов. Однако при этом всегда необходимо помнить о синкретической природе гностицизма и многообразии его форм. Так, напр., у сифиан бытовало представление о том, что непосредственную передачу знания осуществляет бог Сет, тогда как у офитов эта функция принадлежала змею. Широкие возможности для интерпретации и структурного анализа гностических мифов делают их исследование не только увлекательным занятием, но и способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Основными источниками, крыми пользовались гностики, были, конечно же, Платон, сего дуализмом, религиозная мысль Востока, а также некрые идеи, заимствованные из христианства. Однако пользование всем этим материалом нередко сопровождалось у них нападками и резкой критикой. Так, напр., понятие мудрости (венец стремлений греческой философии) становилось у гностиков причиной всего зла в мире. Столь резких обличений мудрости нет дажеу ап. Павла(1 Кор 1:222:16).
В дополнение к системе гностика Валентина и многих ее разновидностей сходный вертикальноструктурный дуализм мы находим в герметической литературе. Герметизм зародился в Египте, и большая часть его текстов, по всей видимости, не связана с христианством и иудаизмом, хотя круг идей " Поймандра", важнейшего трактата из т.н. "герметического корпуса" текстов, в чем-то близок теологическим представлениям Ин. Поэтому, задаваясь вопросом об истоках гностицизма, мы не случайно обращаемся к герметической литературе.
Проблема датировки. Поскольку в связи с вопросом об истоках гностицизма возникает ряд методологических проблем, будет уместно вкратце коснуться феномена мандеизма. В 1930е гг. многие ученые утверждали, что мандеизм имеет дохристианское происхождение, хотя тексты, на крые они опирались в своих теоретических допущениях, имели хождение среди членов небольшой современной секты в Иране. Нет никаких сомнений в том, что традиции секты мандеев (их называют также сабиями, или крестильниками, т. к. их учение связано с проповедью Иоанна Крестителя) гораздо древнее. Однако неизвестно, насколько мандеизм древнее ислама (мусульмане признают мандеев в качестве полноправной религиозной группы, имеющей свои священные книги и пророка, пришедшего до Мухаммеда). Вообще проблема датировки гностических сочинений представляет серьезную трудность. Большая часть текстов, относящихся к герметической традиции, по всей видимости, почти не затронута влиянием христианства, тогда как некрые сочинения, напр. "ПремудростьИисуса Христа", вполне могут быть христианизированными версиями более ранних нехристианских текстов. Все еще остается открытым вопрос когда возник гноетицизм? Очевидно, что сер. II в. до н.э. период его расцвета. Вопреки теории Шмитхальса (автора книги "Гностицизм в Коринфе"), оппоненты ап. Павла в Коринфе едва ли были гностиками. Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Павла, о крых он говорит в Еф и Кол? Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Иоанна, о крых говорится в его посланиях? Было бы большой натяжкой приписывать авторам НЗ полемические выпады против приверженцев гностицизма или языческой мифологии.
G.L. b0rchert(пер.в. р.) Библиография: D M. Scholer,Nag Hammadi Bibliography 19481969, plus annual supplementary bibliographies beginning in 1971 by the same author inNovT; J. Robinson, ed.,The Nag Hammadi Library in Englisch; R. M. Grant, ed.. Gnosticism: A Source Book of Heretical Writings from the Early Christian Period; W. Foerster, Gnosis: A Selection of Gnostic Texts, 2 vols.; B. Aland,Gnosis: Festschrift fur Hans Jonas; G.L. Borchert."Insights into the Gnostic Threat to Christianity as Gained Through the Gospel of Philip", inNew Dimensions in New Testaments Study, ed. R.N. Longenecker and M.C.Tenney; R.M.Grant,Gnosticism and Early Christianity; H. Jonas,The Gnostic Religion; E. Pagels,The Gnostic Gospels; G. Quispel, Gnosis als Welteligion; W. Schmithals,Gnosticosm in Corinth andPaul and the Gnostics; R.M. Wilson,The Gnostic Problem and Gnosis and the New Testament; E. Yamauchi,PreChristian Gnosticism.
См. также: Мандеи; Герметическая литература.
Источник: Теологический энциклопедический словарь