ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.
Источник: Философия науки и техники: словарь
оптимизм гносеологический
– направление философии, утверждающее принципиальную познаваемость объективного мира, отсутствие объективных пределов на пути познания. Нет непознаваемого, есть (в худшем случае) только еще непознанное. О.г. Является одним из двух (наряду с гносеологическим пессимизмом, обычно называемом агностицизмом) базовых решений гносеологической стороны основного вопроса философии. К о.г. Принадлежало большинство материалистов и объективных идеалистов. Центральным моментом для о.г. Является диалектика абсолютной и относительной истины. Причем если представители диалектического материализма полагают, что познание как таковое беспредельно (все познаваемо потенциально, не существует никаких принципиальных границ и препятствий на пути объективного познания, но абсолютное, полное знание о мире актуально недостижимо), то в панлогизме гегеля утверждается, что процесс самопознания мирового разума (субстанции мира), в том числе с помощью людей-философов, в которых он «воплощается», принципиально конечен (см. Диалектика) и этот конец (система самого гегеля) означает актуальное достижение абсолютного знания (ведь аподиктически доказанное знание о сущности мироздания априори таково).
Источник: Краткий философский глоссарий
Гносеологический оптимизм
направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.