ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ

Найдено 1 определение
Гносеологические корни религии
специфические моменты процесса познания, к-рые делают возможным появление религ. представлений. Г. к. р. как и сознание человека в целом, имеют социальную природу. В. И. Ленин указывал, что Г. к. р. и идеализма являются «прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота…» (т. 29, с. 322). Возможность возникновения фантастических представлений содержится уже в чувственном познании. При одностороннем субъективном подходе к данным чувственного познания возможно признание иллюзий сознания в качестве реально существующих объектов.
Возможность отлета фантазии от действительности содержится и в процессе логического познания. В. И. Ленин указывал: «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz [в последнем счете. — Ред.] = бога)» (там же, с. 330). Подобная возможность постоянно существует в сознании, однако в действительность она превращается при субъективном и метафизическом подходе к явлениям объективного мира и к самому познавательному процессу. Игнорирование (не всегда сознательное), объективной диалектики познавательного процесса, преувеличение, одностороннее раздувание одного момента, одной стороны познания и превращение этого момента в абсолют является непосредственной гносеологической причиной религиозных и идеалистических идей и взглядов. Г. к. р. в отличие от корней идеализма существуют не только на уровне теоретического мышления, но и на уровне обыденного сознания. Религ. представления возникают на основе субъективного и одностороннего подхода не столько к процессу познания, сколько к самой действительности. На уровне обыденного сознания ограниченность знаний, отсутствие системы научных абстракций и обобщений создают большие возможности для проявления субъективизма, для появления ложных, в том числе религ. взглядов и представлений. С изменением социальных условий жизни людей, с развитием образования и культуры возрастает объем подлинно научных знаний людей об окружающем мире. Это ведет к преодолению в массовом сознании односторонности и метафизичности мышления, к выработке диалектического подхода к явлениям природы и общества.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.