(Wrath of God). Гнев, ярость, возмущение непременные атрибуты библейских свидетельств об отношении живого Бога к греху. Естественное, непроизвольное чувство Бога по отношению к своему творению любовь; гнев же порождается греховноетью тварного мира. Тем самым гнев причиняет боль, ранит благодатную любовь; священный гнев реакция на отвергнутую милость Божью. Проявление гнева Божьего это Его " необычайное дело" (Ис 28:21). По удачному замечанию Ч. Г. Додда, "гневплод нашего греха; милость же не плод нашей благости ,она неотъемлемо присуща Богу ".
С другой стороны, тщательные исследования Фичтнера по НЗ и Штелина по ВЗ опровергают тезис о том, что гнев безличное возмездие, автоматическое проявление некоего абстрактного закона. В ВЗ гнев это выражение личной,субъективной свободной воли Яхве, Который карает за совершенный грех;и в НЗ это личная реакция самого Бога, а не некоей независимой силы. Перед лицом зла Святой Израилев не уходит от ответственности за исполнение наказания. Его гнев носит в высшей степени личный, неповторимый характер: "Я Господь каратель" (Иез 7:89). В ряде мест НЗ (Ин 3:36; Рим 1:18; Еф 5:6; Кол 3:6; Откр 19:15; 11:18; 14:10; 16:19; 6:16; ср. Рим 9:22) гнев определяется как "гнев Божий", "Его гнев", "Твой гнев", "гнев Агнца". Гнев Божий неизменно исходит с небес, осуждая грешников за нечистоту, за низменные страсти, за развратные мысли; наказание ожидает их в День гнева, им будет явлено откровение справедливого возмездия Божьего (Рим 1:182:6). Во 2 Фес 1:79 мы находим яркое описание тех наказаний, крым подвергнет Господь Иисус неповинующихся Ему.
В целом библейский образ гнева Божьего отражает не столько проявление эмоций или интеллектуальное неприятие, сколько заведомую противоположность святости Божьей злу. Соответственно, гнев Божий проявляется в результатах гнева, в Божьей каре за грех в этой и будущей жизни. Наказания Божьи включают мор, смерть, изгнание, разрушение безнравственных городов и народов, ожесточение сердец, извержение из народа Божьего за идолопоклонство и неверие. Наказания, по словам Иисуса, есть и в будущей жизни, где грешникам уготованы вечные муки, геенна огненная, где "огонь не угасает". В День гнева грех будет окончательно наказан; нераскаявшиеся грешники подвергнутся вечному осуждению.
В. з. описание "долготерпеливого и многомилостивого" Бога следует воепринимать как откровение, приводящее в трепет. Только тот, кто страшится гнева Божьего, способен оценить безмерность Его милости, как сказано в Ис 54:710 и Пс 30:5 (всинод, пер. Пс 29:6): "…на мгновение гнев Его, н??? всю жизнь благоволение Его…" В этих в. з. отрывках милость Божья всегда преобладает над гневом; окончательное слово НЗ это милость Христа; любовь Бога Отца вводит нас в братствоСв. Духа.
Соответственно, в обоих заветах много сказано о том, как можно избежать гнева Божьего. Слабые человеческие попытки недостаточны, любящее сердце Божье само приуготовляет пути спасения. Бог призывает людей покаяться, возвратиться к Нему, принять от Него прощение и возродиться. Бог принимает заступничество своих слуг Авраама, Моисея, Елеазара и Иеремии за свой народ и сам предлагает в.?з. систему жертвоприношений, благодаря крой можно избежать гнева Божьего.
В НЗ содержится призыв к вере, покаянию, крещению во имя Господа Иисуса, Который спасает нас от грядущего гнева (1 Фес 1:910). Если мы оправданы Его кровью и обрели примирение через Его смерть, мы будем спасены от гнева Божьего Его жизнью (Рим 5:910). Самое пронзительное слово о каре Божьей это слово о гневе Агнца, Который принял и нес на себе грехи мира.
W.S.Robinson (пер. ю.т.) Библиография: Н. Schonweissand Н. С. Hahn, NIDNTT, I, 105 ff.; G. Bornkamm,Early Christian Experience; A.T. Hanson,The Wrath of the Lamb; H.Kleinknecht ct a!., TDNT, V, 382ff.; R.V.G. Tasker,The Biblical Doctrine of the Wrath of God; L. Morris,The Apostolic Preaching of the Cross; G.H.C. Macgregor,"The Concept of the Wrath of God in the NT", NTS 7:101 ff.
См. также: Суд, Осуждение; Вечное наказание.