(Cardinal Virtues, Seven). Семь главных добродетелей, провозглашенных средневековой Церковью, вера, надежда, любовь, справедливость, благоразумие, умеренность и мужество. Это * главные " добродетели; остальные христианские добродетели "увязываются" (cardo) стой или иной из них.
Главные добродетели делятся на две группы. Первые три называются "теологическими" и представляют собой триадуап. Павла из 1 Кор 13:13 (ср. 1 Фес 1:3; Гал 5:56; Кол 1:45). Другие четыре "естественные" (или "нравственные") добродетели ведут свое происхождение от греческой философии. Четырехступенчатая классификация добродетелей разработана Платоном в соответствии с естественным строем души. Благоразумие соответствует рассудку, умеренность чувству, мужество воле. Справедливость социальная добродетель, направляющая все остальные.
Понятно, что языческая мораль не могла быть воспринята христианством, не претерпев значительных изменений. Этот процесс начинается с Августина, крый дал новое толкование добродетелей с христианской точки зрения и направил их к новой цели поклонению Богу. Три теологические добродетели стоят в одном ряду и образуют человеческий характер, являющийся основой внешних добродетелей. Т.о., когдаморальные принципы прошлого постепенно христианизируются, они созидаются заново. Хотя схоластика, теоретизируя по вопросам морали, возвращается к Аристотелю, в конечном итоге это Аристотель, прочитанный глазами Августина.
Теологические, как и естественные добродетели, можно соотнести с психологией. Вера соотносится с рассудком, надежда с желанием, любовь с волей. Т.о., добродетель это такое нравственное превосходство, к-рое правильно ориентирует целостного человека (в его внутреннем характере и внешнем действии) на его Творца.
R.H. M0UNCE(nep. А.К.) Библиография: HERE, XI, 43032; К. ?. Kirk, Some Principles of Moral Theology: J. Stalker,The Seven Cardinal Virtues. См. также: Добродетель, Добродетели.