(1901, Сент-Этьен – 1999, Париж) – философ, теолог, историк философии. После окончания ВысГиттон 119 шей нормальной школы преподавал в провинциальных лицеях (1924–1937), с 1937 – в университете Монпелье. В 1940–1945 находился в немецком плену; выйдя на свободу, продолжил преподавательскую деятельность – сначала в Авиньоне, затем в Дижонском университете (с 1949) и в Сорбонне (1955– 1968). Член Французской академии (1961). Свою концепцию Г. определял как попытку создания конкретной онтологии, которая, учитывая и развивая достижения философов различных эпох в этой сфере, обратилась бы и к интуициям из области художественного, научного, политического и религиозного мышления, равно как и к обыденному опыту человеческого существования, с целью изучения аспектов, общих разным формам бытия. Поэтому, оппонируя Ж.П. Сартру, он утверждал, что философия не может отказаться от рефлексии над науками, и всегда проявлял интерес к научной мысли в ее отношениях с метафизикой. Г. проводил идею иерархической структуры бытия, наличия в нем разных уровней: если прослеживать иерархию универсума снизу вверх, он предстанет как абсолютно дисконтинуальный, прерывный, но тот, кто, достигнув вершины, бросит взгляд вниз, увидит в нем континуальность. По признанию Г., его всегда особенно интересовали ситуации разрывов, мутаций, возникновения нового, хотя одна из ведущих тем его творчества – целостность универсума. Призвание философа, полагал он, – мыслить целое, стремясь из этого, пусть и несовершенного, синтеза вывести правило жизни, максимы поведения; в этом плане всякая мораль обусловлена концепцией бытия, онтологией. Переосмысливая учение А. Бергсона, Г. особое внимание уделял проблемам темпоральности человеческого существования, отношения времени и вечности. Рефлексия над этими вопросами подтолкнула его к исследованию имманентной диалектики мышления, выражающейся в тенденциях, с одной стороны, к диссоциации, т.е. к разграничению того, что в реальности существует в единстве, а с другой – к контаминации, т.е. смешению, синтезу того, что в действительности сохраняет свои структурные различия. Обе эти тенденции, по Г., чреваты опасностью искажения подлинного единства, а потому в философии необходимо их выявлять и преодолевать. Г. был также одним из инициаторов экуменических исследований, выступал за союз католиков и протестантов.
Соч.: Portrait de Monsieur Pouget. P., 1941; Justification du temps. P., 1941; Les fondements de la communauté française. Lyon, 1942; La pensée moderne et le catholicisme. P., 1947; L’Amour humain. P., 1948; Le Temps et l’Eternité chez Plotin et Saint Augustin. P., 1955; La vocation de Bergson. P., 1960; Regards sur la pensée française 1870–1940. P., 1968; La pensée et la guerre. Bruges, 1969; Profils parallèles: Pascal–Leibniz, Renan–Newman, Teilhard–Bergson, Claudel–Heidegger. P., 1970; L’Evangile dans ma vie. P., 1977; Nouvel éloge de la philosophie. P., 1977; Oeuvres complètes. V. 1–6. P., 1966– 1978; Crise dans l’Eglise. P., 1980; Un siècle, une vie. P., 1988; L’existence temporelle. Bégédis, 1989; Dieu et la science. P., 1991. Лит.: Calmels, N. Rencontres avec Jean Guitton. P., 1976; Gruau, M. Après Jean Guitton, Dieu? P., 1993; Antier, J.-J. La vie de Jean Guitton. P., 1999.