ГИРЕНОК Федор Иванович

Найдено 1 определение
ГИРЕНОК Федор Иванович
(р. 17.3.1948) — спец. по филос. онтологии, проблемам экологии; д. филос. н., проф. Р. на Алтае. В 1971-76 учился на филос. ф-те МГУ. В 1979 окончил асп. того же ф-та. С 1980 — мл. н. с. Центр, совета филос. семинаров при Президиуме АН СССР. С 1984 - ст. н. с, с 1989 - вед. н. с. этого совета. С 1990 по 1992 — вед. н. с. ИНИОН АН СССР, с 1992 - вед. н. с. ИФ РАН. С 1999 — проф. кафедры филос. антропологии и проблем комплексного изучения человека филос. ф-та МГУ. Докт. дисс. — «Экология как феномен самосознания цивилизации» (1989). Г. считает себя философом археоавангарда. Обосновывается это следующим образом. Филос. близка литературе. И это накладывает на философа дополнительные обязанности. Точность филос. мышления достигается разработкой не только спец. техн. языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, нац. идиом. Археоавангардисты ориентируют свои филос. тексты на чтение вслух, на голос. И поэтому тексты должны быть краткими и занимательными. Они должны не скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса. Идеальный филос. текст является, по мнению Г., бессловесным, а речь — немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри к-рого устанавливается сопряжение «архе» и авангарда. Реализация идей филос. археоавангарда привела к необходимости пересмотра всей системы филос. понятий, и прежде всего понятия «Бытие». Бытие — это не присутствие, не то, что связано со временем или местом, а то, что существует в режиме ускользания. А если бытие ускользает, то что же остается? Остается нечто временное, преходящее и в этом смысле условное. Во временном обнаруживаются следы присутствия слова. Решивший пойти по следам слова никуда не придет в силу ускользания бытия. Пути условного ведут в бесконечный тупик, в пространство пата. Это пространство создается обменом знаками между дуальными структурами. Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине — языка мышления. Но язык мышления, считает Г., неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентрирования этот язык образует самозамкнутое симулятивное пространство культуры. В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундаментальное тождество. Что же противостоит временному? Дословное. Бытие ускользает в быт. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному. Симуляции ума могут привести к безумию. Дословность чувства — к бесчувствию. От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия — задушевность, сердечность. В поисках сердечности зауми и состоит, по мнению Г., смысл филос. археоавангарда.
Соч.: Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987; Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление. М., 1988; Русский космизм. М., 1990; Судьба русской интеллигенции. М., 1991; Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. № 5; Новое язычество // Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992; Ускользающее бытие М., 1994; Метафизика мага. М., 1995; Картография дословности. Патология русского ума. М., 1998; Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001. № 1; Философия минималистских форм. М., 2003; Сознание с точки зрения археоавангардиста // Философия сознания: история и современность. М., 2003; Философская антропология // Человек в феноменологии Гуссерля. М., 2005; Пушкин и Чаадаев: Ум в поисках слова // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006, № 6; Удовольствие мыслить иначе. М., 2007; Сознание и самость // Философия сознания: классика и современность. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
463.68 кб

2012. 02. 001. Андреева И. С. Мысль ХХI В. : «Игра» на понижение. Федор Иванович Гиренок. (аналитиче