ГИПОТЕЗА ТРЕХ МИРОВ ПОППЕРА

Найдено 1 определение
ГИПОТЕЗА ТРЕХ МИРОВ ПОППЕРА
концепция, согласно которой в науке как целом взаимодействуют три универсума: 1) мир физических объектов; 2) мир состояний сознания; 3) мир объективного содержания мышления, прежде всего научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства [С. 439—440]. Г. т. м. была нужна К. Попперу (см.) для того, чтобы дать новое истолкование теории познания (эпистемологии). Традиционно эпистемология рассматривается как взаимодействие первых двух миров: сознания человека и физических объектов, отображаемых им. Критикуя психологизм, Поппер подчеркивал определяющую роль третьего мира, универсума объективного знания. Третий мир автономен и воздействует на второй, а также на первый. Это надо понимать следующим образом: решающую роль в процессе познания играет объективное знание, а не субъективные устремления людей. Читая Поппера после трудов философов-аналитиков, убеждается, что он порой ограничивался метафизическими декларациями там, где необходим детальный анализ. Ортодоксальный аналитический философ непременно выделил бы мир языка. Поппер прошел мимо этой возможности. Мир объективного содержания мышления скомпонован Поппером необычно: с научной точки зрения странно выглядит известное противопоставление объективного содержания научных идей и поэтических мыслей. Подобно любому творцу в гуманитарной области, поэт руководствуется ценностями-понятиями. В указанном контексте поэтические мысли не отличаются от научных идей. Что касается произведений искусства, то их, очевидно, можно рассматривать как объективное воплощение искусствоведческих ценностей.
Используемое Поппером противопоставление объективного субъективному имеет в науке многовековую традицию, но ее научная интерпретация неоднозначна. На наш взгляд, при попытке дать непротиворечивую интерпретацию сфере объективного следует обратиться к миру научных референтов, предметов науки. В таком случае выясняется, что независимыми от людей и в этом смысле объективными являются только законы природных явлений, а также те природные объекты, например звезды, которые не являются результатом деятельности человека. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.