ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гипостазирование
наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идей (например, числа в пифагореизме).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
от ипостась), наделение самостоят. бытием к.-л. отвлеченного понятия, свойства, идеи (напр., «числа» в пифагореизме и т. п.).

Источник: Советский философский словарь

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
греч. hypo-stasis—сущность, субстанция). 1. В общем смысле — возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением ч.-л. 2. В более распространенном значении — присуще идеализму приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
от греч. ????????? – сущность, субстанция) – превращение в процессе познания отд. свойств, сторон, отношений предметов в самостоят. сущность. Г. характерно для идеалистич. философии: "философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, ?berschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 330).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
греч. hypostasis - сущность, субстанция) - рассмотрение абстрактных объектов (см. Абстрактное), не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве непосредственных объектов человеческого мышления. Вневременность и внепространственность гипостазированных объектов отличает их от эмпирических объектов внешнего мира, обладающих пространственно-временными характеристиками. Г. есть процесс осмысления в заданной системе категорий объекта рефлексии, наделенного исключительным, несвойственным ему статусом (например, понятие "число" в пифагореизме, "диалог" в философии Левинаса и др.).
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

Гипостазирование
(от греч. hipostasis – существование) – в традиционном понимании - наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия. Такое понимание не выдерживает критики с позиций коррелятивной онтологии, так как и «бытие» и «самостоятельность» понимаются здесь не как всеобщие категории, но как физические существование и самостоятельность. В-первых, отвлеченные понятия обладают бытием на уровне субъективной реальности. Во-вторых, в объективной реальности за ними стоят либо определенные денотаты (свойства объектов), либо они представляют собой идеализации, которые, однако, вопреки традиционному подходу могут быть осуществлены (получить самостоятельное существование) в определенных условиях. Например, груз, подвешенный на пружине не «условно», а вполне реально существует как материальная точка, поскольку его колебания объективно не зависят от его формы и размеров, хотя в физическом пространстве выделить материальную точку из груза мы, конечно, не можем.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
от греч.— сущность, субстанция) — наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей — признаков и классов. Гипостазирование возникает при обсуждении современной проблемы универсалий— вопроса о том, чему в действительности соответствуют абстрактные термины («идея», «число», «равенство», «белизна») и предикатные переменные. Гипостазирование основано на игнорировании качественной разницы между предметами (индивидами, конкретами, партикулярами), способными к самостоятельному существованию в пространстве-времени, и их признаками (абстрактами, универсалиями), существующими лишь в составе предметов. Различают два вида гипостазирования. Первое характерно для платонизма и сводится к утверждению, что абстрактные сущности (универсалии) существуют самостоятельно—в реальном или «надмировом» пространстве. (Шуточный пример такого гипостазирования — улыбка Чеширского кота, остающаяся, когда кот исчезает.) Другой вид гипостазирования отождествляет предмет с одним из его признаков, при этом трактует его как признак только в границах интервала гипостазирования, задаваемого целями исследования. Гипостазированию противостоит номинализм, отрицающий не только реальность абстрактных сущностей, но и правомерность задающих их абстрактных терминов и предикатных переменных.
Г. Д. Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
от греч. hypostasis - сущность, субстанция)
- логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.
Эту ошибку допускает, напр., тот, кто считает, что наряду со здоровыми и больными людьми в реальном мире есть еще такие отдельные "существа", как "здоровье" и "болезнь". Или даже что есть особые предметы, обозначаемые словами "ничто" и "несуществующий предмет".
Опасность Г. существует не только в обыденном рассуждении, но и в научных теориях. Г. допускает, напр., юрист, когда говорит об идеальных нормах, правах и т. д. так, как если бы они существовали где-то наряду с лицами и их отношениями. Эту же ошибку совершает этик, считающий, что "справедливость", "равенство" и т. д. существуют в том же смысле, в каком существуют люди, связанные этими социальными отношениями.
Идея, что общим именам соответствуют не только обозначаемые ими отдельные предметы или лица, но и какие-то "общие предметы", восходит к Платону. Активные споры об объектах общих имен велись в ср. века. Сторонники реализма считали, что общее существует до предметов (в уме бога), в предметах и, наконец, после предметов (в уме человека, фиксирующем их общность в каких-то чертах). Их противники номиналисты протестовали против опредмечивания абстрактных сущностей. С точки зрения номинализма реальны только единичные вещи, общее же существует только в уме человека, но не в самом мире.
Возражение против Г. было связано также с требованием "не удваивать сущности", известным под названием "бритва Оккама". Если не только объекты, но и их общие свойства становятся самостоятельными предметами, это означает, что мир удваивается. Нельзя сомневаться в том, утверждали номиналисты, что существуют "круглые вещи", однако необходимо протестовать против существования в качестве особого объекта также "круглости". Признание существования такого объекта означало бы, что вещи, называемые "круглыми", дополняются новой вещью, именуемой "круглостью".
Г. недопустимо в строгом рассуждении, где "удвоение мира" ведет к путанице между реальными предметами и вымышленными. Но оно успешно используется в художественной литературе, где правда и вымысел могут переплетаться.

Источник: Словарь по логике

гипостазирование
(греч. Hypo-stasis – сущность, субстанция) – наделение статусом самостоятельно существующих сущностей (субстанций) абстрактных объектов – а именно, свойств («лошадность», «белизна», «цилиндричность» и т.д.), отношений («равенство», «любит» и т.д.), функций. Г. – это характерное для идеализма приписывание понятиям (т.е. С экстенсиональной точки зрения – множествам) самостоятельного существования. То есть существующими признаются не только и не столько, скажем, отдельные кошки или белые предметы, сколько (правда, в особом мире, в особой онтологической реальности) множество всех кошек или белых предметов как отдельные единичные сущности; не только и не столько пары эмпирических предметов, связанных между собой отношением, которое мы называем «отношением равенства», сколько равенство как таковое – как множество всех возможных таких пар вещей (как особая сущность). Такие объекты (Платон называл их идеями), очевидно, недоступны чувственному восприятию. Глазами можно увидеть объекты, существующие в эмпирическом пространстве и времени, т.е. Конкретных кошек, но не множество кошек как таковое – абстрактный интеллигибельный объект, существующий в «пространстве разума». Значительную роль понятие г. Играет в кантовской трансцендентальной диалектике. Когда рассудок переступает границы возможного опыта, пытаясь расширить сферу применения категорий (тогда этот рассудок становится разумом), в силу трансцендентальной иллюзии происходит г., приводящее к априорному образованию идей чистого разума – понятий бога, мироздания и души, предметы которых полагаются якобы познаваемыми. Но это, по канту, не так. Например, мы можем познать каждое эмпирическое явление мира (возможного опыта) по отдельности, но не можем познать их все сразу в качестве единого и единичного объекта (ср.: каждое натуральное число конечно, но все множество их как таковое бесконечно). Мы можем познать свои внутренние состояния (определения) по отдельности, можем говорить об отношении их единства (все они – мои состояния), но переход к объекту «я» («душа», «субъект») как онтологически существующему наряду со своими проявлениями есть незаконное г. Этого отношения их единства. См. Антиномии чистого разума. В философской системе гегеля также можно уловить проявление г., ведь его абсолютное понятие как абсолютный субъект есть с определенного угла зрения не что иное, как гипостазированное мышление. По мысли фейербаха и маркса на процедуре г. Основана любая классическая религия (ведь бог в таких религиях – это не что иное, как гипостазированные человеческие качества, человеческая сущность – любовь, сила, добро, красота, активность, творчество, бытие и т.д.). Осуществление г. Приводит при решении проблемы универсалий к доктрине крайнего реализма.

Источник: Краткий философский глоссарий

гипостазирование
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от лат. hypostasis — сущность, субстанция) — овеществление абстрактных сущностей, приписывание им свойств реальных предметов и реального существования. В древнем мире мифологическое мышление осваивало абстрактные понятия путем Г., что было неизбежно в силу конкретно-образного характера этого типа мышления. Анимистическое мировосприятие людей одушевляло весь универсум — животных, растения, камни, звезды и даже абстрактные понятия. Напр., в религии египтян имелось множество чистых абстракций, понимаемых как живые силы. «Воля», «разум», «энергия», «вечность» были представлены человекоподобными божками, которые олицетворяли силы, поддерживающие в мире гармонию и порядок. Абстракции наделялись антропоморфными чертами: в каждом абстрактном или конкретном явлении как бы присутствовала личность, и она проявляла свою волю.         Г. с успехом используется как художественный прием в литературе и искусстве. В виртуальных мирах все имеет право на существование и равно реально переживается как действительное, так и чистый вымысел. Напр., в стихотворении Федора Сологуба «свобода победы» уподобляется торжествующему народу: «Свобода победы ликует в чужой лучезарной дали, но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Гимны Родине, 1903).         Г. выполняет вполне объяснимую когнитивную функцию в научном познании. Когда разум человека впервые сталкивается с чем-то выходящим за пределы чувственного опыта, поневоле появляется желание объяснить неизвестное через понятно-чувственное, через освоенные уже образы реального. Конструируя в процессе творчества чувственный образ, человек воплощает в нем новые нарождающиеся смыслы, сводя непривычное к привычному. Напр., на заре квантовой теории Нильс Бор предложил модель водородного атома, которая воссоздавала образ зримой планетарной системы: положительный заряд в центре, в очень малом объеме, с электронами, вращающимися по круговым орбитам вокруг ядра в соответствии со вторым законом Ньютона и притягивающимися к нему согласно закону Кулона. Хотя в дальнейшем была осознана неуловимая процессуальность феноменов микромира, планетарный образ атома тем не менее способствовал возникновению новой физической парадигмы.         Г. может приводить к логическим ошибкам, когда с абстрактными понятиями обращаются как с конкретными предметами. Напр., понятие «кошка» обобщает в класс отдельных представителей кошачьей породы, указывая на общие отличительные признаки. Нередко невольно предполагают, что существует «кошка как таковая», и приписывают ей специфические признаки — сиамская, черная и пр. Известный софизм построен на противопоставлении абстрактного понятия «лошадь» конкретной лошади: «Китайский софист Гунсунь Лун на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью такого рассуждения: "Лошадь может быть рыжей, а моя лошадь не может быть рыжей, так что моя лошадь не есть лошадь". Начальник стражи, шокированный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна вместе с его лошадью».         Увлеченные исследователи могут совершать ошибки Г. по причине эмпатии — эмоционального вживания в образ абстракций. Ошибку совершает этик, рассуждая о добре и зле, как если бы они существовали в том же смысле, что и люди, совершающие добрые или злые поступки. Особенно часто «безответственным овеществлением» (по выражению У Куайна) грешат философы, когда абстрактные истины некритически применяют в прагматических ситуациях, смешивая идеал с его реализациями в конкретных ситуациях.         И.А. Герасимова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Похожие термины:

  • Гипостазировать

    Рассматривать что‑либо как ипостась или субстанцию. Чаще всего это слово употребляется в уничижительном значении: гипостазировать значит относиться как к абсолютной или независимой реальности