ГИПЕРЯЗЫК

Найдено 1 определение
ГИПЕРЯЗЫК
(hyperlanguage). Совокупность всех возможных преобразований данного языка, пространство его лексических и концептуальных возможностей, которые не противопоставляются наличному языку, а продолжают и углубляют его, как объемная панорама, уходящая в прошлое и будущее. Русский язык, каким мы его знаем и употребляем, – это лишь частный случай того гиперязыка, или «виртуального» русского, который относится к русскому, как потенциальное относится к актуальному. Гиперязык охватывает систему языка во всем объеме ее реализаций, в том числе отступающих от языковой нормы и узуса; это существующий язык вместе с его *импликосферой. Посредством проективного словаря и лингвистического творчества вообще гиперязык встраивается в «наличный» язык или, точнее, достраивает его до себя.
В будущем, очевидно, исчезнут словари как устойчивые, замкнутые компендиумы, рожденные эпохой бумажной печати. Виртуальный словарь будет автоматически составляться из суммы употребления всех слов в электронных сетях. Каждое новое слово будет автоматически добавляться в словарь и занимать свое место в общих алфавитных, тезаурусных, частотных списках. Собственно, уже сейчас Гугл и другие поисковые системы Интернета автоматически выполняют словарную функцию определения частотности каждого слова и ссылки на все контексты его употребления. Таким образом, гиперязык постепенно раскрывает стадии своего вхождения в язык через систему гипертекстов.
*Импликосфера, Потенциосфера, Проективная лингвистика, Семиургия, Текстоника
Неология. С. 1031–1076.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

О понятии аргументативного гиперязыка: прагма-аналитический подход

Шапиро Ольга Александровна
Представлены теоретические основания прагма-аналитического подхода к исследованию аргументации.