Гилозоизм

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГИЛОЗОИЗМ
философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого - чувствовать, ощущать.

Источник: Тематический философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ
(hyle — вещество, материя; zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, материи, космоса, природы.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ГИЛОЗОИЗМ
от греч. hyle -материя, zoe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.

Источник: Атеистический словарь

Гилозоизм
представление, согласно которому качества жизненности, одухотворенности присущи всем явлениям и объектам в мире («и камень мыслит»).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ГИЛОЗОИЗМ
философское учение об универсальной одушевленности материи: жизнь и чувствительность присущи всем вещам в природе, всем формам материи.

Источник: Тематический философский словарь

Гилозоизм
древнее учение, согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить. Ныне интерес к гилозоизму снова пробуждается на фоне активизации пантеизма.

Источник: Религиозные термины

Гилозоизм
философское представление о том, что вся материя является одушевленной: или сама по себе, или путем участия в функционировании Мировой души, или каким-либо подобным образом.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Гилозоизм
(греч. hylē – материя + zōē – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для древнегреческой философии, части натурфилософии Возрождения (Дж. Бруно), ряда французских материалистов (Д. Дидро).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Гилозоизм,
гр.: hile здесь – вещество + zoe – жизнь) возникшее в древнегреческой философии учение о всеобщей одушевленности материи; гилозоизм ошибочно приписывает всем формам материи чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить, свойственные только высокоразвитой материи.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ГИЛОЗОИЗМ

(греч. hyle - материал и zoe - жизнь) - миропонимание, согласно которому в глубинах любого вещества таится жизнь. Встречается во многих религиозно-философских концепциях в качестве сопутствующего их основным идеям. Религиозно окрашенный гилозоизм видит божественное начало в глубинах жизни во Вселенной.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Гилозоизм
 (греч. — вещество и жизнь) — учение, по к-рому жизнь и, следовательно, чувствительность присущи всем вещам в природе. Гилозоистами были первые греч. материалисты, Бруно, некоторые фр. материалисты (Робине) и др. Термин «Г.» был введен впервые в 17 в. Это учение приписывает способность ощущения и мышления всей формам материи. В действительности ощущение — свойство только высокоразвитой органической материи.

Источник: Философский словарь. 1963

Гилозоизм

(Греч. hyle u zoe - вещество и жизнь)
- учение об универсальной одушевленности материи, признающее за ней свойство, родственное духовности: чувственность и мышление. Идеи гилозоизма встречаются практически у всех античных философов ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), стоиков, Аристотеля. В эпоху Возрождения эти идеи развивал Д. Бруно. Они использовались как альтернатива учению о существовании божественной нематериальной духовной субстанции и как методологический прием, обеспечивающий монизм философских учений.

Источник: Философия, практическое руководство

ГИЛОЗОИЗМ
философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого, н прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию. Такой точки зрения придерживались древнегреческие материалисты (Фалес, Анаксимандр, Эмпедокл и др.), впоследствии Джордано Бруно, некоторые французские материалисты 18 в. (напр., Дидро). Г. противостоял механистическому материализму (Декарт, Гоббс и др.), считавшему, что материи присуща лишь механическая форма движения и что важнейшим ее свойством является протяженность. Диалектический материализм относит свойство живого лишь к определенным образом организованной материи — органическому миру.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ГИЛОЗОИЗМ
(Hylozoismus; от греч. hyle и zoe — «жизнь»; гилопсихизм, от греч. hyle и psyche — «душа») — философское направление, которое всю материю с самого начала рассматривает как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (Гёте). Гилозоистами были ионийские натурфилософы, позднее — Джордано Бруно, Дидро и др. Выражение «гилозоизм» впервые встречается в XVII в. у Кедворта и с XIX в. часто применяется в осуждающем смысле материалистическо-механистической философией по отношению ко всей нематериалистической.
Н. Spitzer. Über Ursprung u. Bedeutung des H., 1881; W. Jaeger. Die Theologie der frühen griech. Denker, 1953.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГИЛОЗОИЗМ
(от вещество, материя и жизнь) - термин, введенный в XVII в. для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материн во всех ее проявлениях, в результате чего материя обретает внутренний динамизм. Гилозоизм отличен от витализма, который помещает «жизненную силу» в косную материю. Предпосылкой философского гилозоизма явились анимистические представления древних. Предельный случай гилозоизма - наделение материи сознанием как высшей формой проявления жизни, что сближает его с пантеизмом.
Гилозоистские представления о космосе как живом организме характерны для античной философской традиции, присутствуют в натурфилософии Ренессанса, в учении о природе французских просветителей XVIII в. Гилозоизм близок к панпсихизму как учению о всеобщей одушевленности природы.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ГИЛОЗОИЗМ
филос. направление, рассматривающее бытие в целом или его материальные компоненты как живое, одушевленное. Согл. этим воззрениям Вселенная суть не просто «Космос, наполненный жизнью», но единое живое существо, организм. В нек-рых версиях Г. бытие есть процесс и результат сложного комплекса взаимной жизнедеятельности, коэволюции его компонентов. Идеи Г. характерны для антич. и ренессансной натурфилософии (ионийцы, Бруно, Парацельс). В классич. зап.европ. философии XVII—XIX вв. Г. представлен как учение о неразрывной связи и взаимопроникновении материи (природы) и духа (Спиноза, Лейбниц, Гете); сам термин был введен в XVII в. Дж.Кедвортом. В неклассич. философии XIX—XX вв. разл. мотивы Г. представлены концепциями философии жизни, теорией эмерджентной эволюции, холизма. Наиболее ярко эта филос. идея выражена представителями рус. религ. философии всеединства, а также в учениях рус. космистов (Федоров, Циолковский и др.). Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, в результате чего материя обретает внутренний динамизм. Г. отличается от витализма, который помещает «жизненную силу» в косную материю. Предпосылкой философского Г. явились анимистические представления древних, одухотворявших природные силы и отдельные природные явления. Предельный случай Г. – наделение материи сознанием как высшей формой проявления жизни, что сближает Г. с пантеизмом, растворявшим Бога в природе.
Гилозоистские представления о космосе как живом организме характерны для античной философской традиции, присутствуют в натурфилософии Ренессанса, в учении о природе французских просветителей XVIII в. Г. близок к панпсихизму как учению о всеобщей одушевленности природы, получившему развитие в трудах Г. В. Лейбница , немецкого психофизиолога Г. Фехнера, К. Юнга .

Источник: Краткий философский словарь.

ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - ошибочное филос. учение, по к-рому весь материальный мир рассматривается как живой, способный ощущать и даже мыслить. Г. был попыткой истолкования действительности в то время, когда наукой еще не были в достат. мере исследованы вопросы о происхождении жизни и человека, о строении и работе человеч. мозга. Г. часто служил борьбе против религии, т. к. на его основе было возможно отвергать религ.-идеалистич. учение о существовании особой нематериальной субстанции, доказывать отсутствие непроходимой пропасти между живой и неживой природой, человеком и животным, отбрасывать бога. К Г. в той или иной мере примыкали видные представители материализма - Б. Спиноза, Д. Дидро, Э. Геккель и др. Однако Г. не видит качеств, различия между органич. и неорганич. природой, качеств, своеобразия ощущения и мышления, он метафизичен в своей основе. Возникновение марксизма и мощное развитие биологии в XIX—XX вв. лишили Г. научного значения. а. д. Сухов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГИЛОЗОИЗМ
от греч. ??? – вещество, материя и ??? – жизнь) – филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков – в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. появился вновь в учениях итал. философов (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала всеобщую одушевленность материи. Точку зрения, близкую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил формой выражения материалистич. мировоззрения: гилозоисты утверждали, что ощущение, сознание есть неотъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, духовной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фундаменте же самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением, – свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический материализм, Материя и лит. при этих статьях.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГИЛОЗОИЗМ
от греч. вещество, материя и жизнь)—философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р. Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. «Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» («О природе, начале и едином», М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.
В Новое время галозоистические идеи наличествуют у Б. Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в философских воззрениях И. В. Гете, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты 18 в.—Д. Дидро, Д. Дешан, Ж. Робине. Признание «чувствительности как общего свойства материи» Дидро принимал в качестве «все объясняющего предположения» («Разговор дАламбера и Дидро», см. Дидро Д. «Атеистические произведения». М., 1956, с. 117). Дешан, признавая наличие двух первоначал—материального и духовного, утверждал, что вселенная, или Целое, представляет собой их взаимопроникающее единство («Истина, или истинная система», рус. пер. 1973, с. 311).
Достижения биологии в 19 в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ
от греч. hyle - материя, zoe- жизнь) - взгляд на жизнь как на атрибут материи; учение, согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить.
Это учение восходит к глубокой древности. В античной Греции его придерживались философы ионийской школы. Так, Фалес предполагал, что все веши происходят из воды, наделены через воду жизнью, душой, а Вселенная полна богов. Анаксимен усматривал в воздухе, первоначале всего сущего, источник жизни и психических явлений, а душу трактовал как "дыхание" воздуха. Склонялся к Г. и Гераклит из Эфеса: мир, с его т. зр., есть огонь, из которого происходят вещи и души. Эмпедокл развил теорию самопроизвольного происхождения растений и отдельных органов будущих животных - из этих органов через естественный отбор постепенно порождалось множество форм животных. Аристотель обосновал понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы; естественный отбор в мире животных он объяснил целесообразной деятельностью природы. Согласно пантеизму Зенона, Хрисиппа и других стоиков, божественная душа пронизывает всю материю, превращая мир в единое живое тело; космос есть рационально и целесообразно организованное живое существо.
Г. был характерен для философовпантеистов эпохи Возрождения и нового времени. Дж. Бруно был убежден во всеобщей одушевленности природы. Он учил, что мировая душа наполняет всю Вселенную и что все другие миры, как и наш мир, населены, обитаемы. Отождествляя Бога с природой, Спиноза приписал всей природе атрибут мышления. Во французской философии XVIII в. Г. был особо ярко выражен у Ж. Б. Робине, который в своем сочинении "О природе" утверждал, что вся материя является не просто органической, но также и животной. Д. Дидро доказывал, что вся материя обладает свойством, сходным с ощущением, но не приписывал органическим молекулам свойства быть живыми. Ныне интерес к Г. снова пробуждается на фоне активизации пантеизма и теизма.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ
греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа-лес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.
Е.В. Нетушкова

Источник: Новейший философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ
термин, введенный Кедвортом в 1678 для обозначения натурфилос. концепций (преим. ранних греч. философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума Г.- синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химич. материи. Г.- противоположность механицизма с его представлением о косной, «мертвой» материи, с одной стороны, и внеш. «силе» как источнике ее движения - с другой.
Г. ранней науч.-филос. традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистич. представления (см. Анимизм). Г. отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие - как «смерть». Существенность этой концепции для ранней греч. «науки о природе» уясняется уже из этимологии слова «природа», восходящего к праиндоевроп. корню *bheu/bhu - «быть», «существовать», «растя» (как и рус. «быть», «былинка»), выражающему идею «ставшего бытия» как результата произрастания на свет. Отсюда - название простейших онтологич. сущностей (элементов) «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде Г. засвидетельствован для Фалеев («все полно богов» со ссылкой на одушевленность магнита и янтаря), Анаксимена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному Г. платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистич. рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый Г., как правило, требует последоват. монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда - частая близость Г. к пантеизму. Додумывание гилозоистич. предпосылок до конца приводит к построению последоват. параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космич. организма оказывается естеств. мостом к телеологич. объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).
Предельным случаем Г. можно считать гилоноизм (греч.- «сознание, дух, разум»; термин предложен голл. ученым В. Вердениусом в 1977) - учение о наделенности праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») богауниверсума, засвидетельствованное, напр., для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевроп. панпсихизму (Фехнер и др.).

Источник: Советский философский словарь

Похожие термины:

  • ГИЛОЗОИЗМ, гилопсихизм

    от греч. hyle и zoe - жизнь) - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому "материя никогда не может существовать и быть де
  • гилозоизм (от греч. Материя + жизнь)

    учение о том, что жизнь имманентно («от века», «от природы») присуща материи, о том, что «все живое». В целом характерен для наивно-мифологического мировоззрения, склонного к антропоморфизму. Ср. Пан