ГИЛЬОТИНА ЮМА

Найдено 1 определение
ГИЛЬОТИНА ЮМА
концепция, согласно которой подлинная наука должна быть позитивной, а не нормативной, описательной, а не предписывающей, руководствоваться есть-, а не должен-предложениями, различать истинные и ложные, а не хорошие и плохие, предложения, опираться на факты, а не на ценности. Шотландский философ и экономист Д. Юм (см.) обратил внимание на то, что, как он полагал, в этических теориях неправомерно переходят от есть-предложений к должен-предложениям: «Я, к своему удивлению, нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой в предложениях, а именно есть или не есть, не встречаю ни одного предложения, в котором не было бы в качестве связки должно и не должно. Подмена эта происходит незаметно, но тем не менее она в высшей степени важна» [С. 229]. Аргумент Юма приобрел скандальную известность. Он стал стандартным средством опровержения научного характера всех т. наз. moral sciences, в число которых согласно нормам английского языка следует включать и общественные дисциплины. При ближайшем рассмотрении выясняется, что применительно к науке в целом вышеприведенные оппозиции несостоятельны. Их подлинный смысл выражается в подчеркивании специфики соответственно наук о природе и наук об обществе. Общественные науки, руководствуясь ценностями, проектами, используя должен-предложения и концепцию не семантической, а прагматической истины, не перестают быть в силу этого науками. Невыводимость должен-предложений из есть-предложений свидетельствует не против возможности аксиологических наук, а о их несводимости к наукам о природе. Некоторые из приведенных оппозиций, например, противопоставление фактов ценностям, несостоятельны. Мы их привели в справочном порядке. Юм Д. Трактат о человеческой природе. В 3 кн. Кн. 2—3. М., 1995.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.