р. в 80-х гг. Л в. - ум. ок. 1954 г. - франц. философ. В своих соч. «Философия мира» и «Драгматикон философии» возродил отд. взгляды антич. атомистики, подверг критике ортодокс. религ.-католич. философию. При решении естеств.-науч. вопросов Г. требовал аргументации, основанной на логических доводах, а не ссылок на св. писание. Подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского и др. теологов.
Гильом Конхезий
Источник: Атеистический словарь
Guillaume de Conches, Guilelmus de Conchis) (ок. 1080, Конш, Нормандия—ок. 1150)—средневековый французский философ и гуманист. Ученик Бернарда Шартрского, преподавал философию и теологию, возможно, в Шартре. Для Иоанна Солсберийского он уважаемый учитель, Еиднейший логик века и лучший после Бернарда грамматик. Компендий Гильома «Философия мира»—свод знаний эпохи, по-видимому, введение в лекционный курс; «Dragmaticon» («Вязание снопов»)—диалог о первосущностях природы; спорят, принадлежат ли ему «Учения нравственных философов». Обширные глоссы Гильома, которые он отличал от более вольных комментариев, включают детальное толкование «Тимея» (до 53с), «Утешения философии», «Комментария на «Сон Сципиона», грамматики Присциана, сатир Ювенала.
Чтение филосоЭфов было главным видом учебной работы у Гильома, во главу ставилось изучение «элоквенции»: в жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем навык аллегорического толкования священных текстов распространялся на античную классику, где Гильом учил заглядывать за символический покров (integumentum). К Библии он иногда подходил с мифологическим толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктринальных, но не в философских вопросах, Гильом рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб естественному познанию и «сжигать сомнения в огне веры» призывал лишь тогда, когда они безысходны.
В философию Гильом, называвший себя «физиком», т. е. натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус мыслимого знания: это «истинное понимание вещей, которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые существуют и кажут себя» («Philosophia mundi» l). От диалектики божественных начал мира Гильом переходил к космологии и астрономии, метеорологии, географии, к строению живых существ, человеческого тела, мозга и возвращался таким путем к познавательной способности. Все формулировки этой философии были открыты для символического и аналогического осмыслений. В основу природы полагались неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», но не совечные Богу атомы. Смелость философского синтеза Гильома навлекала на него упреки католических охранителей.
Соч.; Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41—102; Dragmaticon. Strasbourg, 1567; Glosae super Platonem, ed. E. Jeauneau.—Textes philosophiques de Moyen Age, n. XIII. P., 1965.
Лит.: Ромм Б. Гильом из Конша.—В кн.: Французский ежегодник. М., 1959, с. 37—75; Gregory Т. Anima mundi. La filosofia di Guglieim di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955; Garin E. Studi sul platonismo medievale. Firenze, 1958.
В. В. Бибихин
Источник: Новая философская энциклопедия
Гильом де Конш; Guillaume de Conches), или Вильгельм Конхезий (Guilelmus Conchesius) (р. в 80-х гг. 11 в. – ум. ок. 1154), – франц. философ, отразивший материалистич. тенденцию в ранней схоластике. Род. в Конш (Нормандия), учился в Шартре и в Париже, где позднее руководил основанной им школой. В соч. "Философия мира" ("Philosophia mundi") и диалоге "Драгматикон философии" ("Dragmaticon philosophiae", другое название: "Dialogus de substantiis physicis" – "Диалог о физических субстанциях") Г. подвергал критике ортодоксальную религ.-католич. философию. Понимая первичные элементы мироздания как мельчайшие невоспринимаемые частицы, Г. возродил в средние века отд. мотивы антич. атомистики. Иоанн Солсберийский (Ioannis Saresberiensis Metalogicus, см. Migne, PL, t. 199, col. 832–33; 853–56) утверждал, что Г. объявлял себя последователем Демокрита и Эпикура, а Готье из Сен-Виктора – что Г. заменял религ. учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах (Gualteri de S. Victore Libri contra IV labyrinthos, Migne, PL, t. 199, col. 1170–72). В "Драгматиконе" признавал правильным утверждение эпикурейцев, что мир состоит из атомов, хотя здесь же утверждал, что вечность и несотворенность атомов – басня. Г. считал, что общее количество материи во Вселенной остается неизменным, и проводил идею детерминированности материальных процессов. Не довольствуясь простыми ссылками на авторитет писания и божье всемогущество, Г. требовал при решении естеств.-науч. вопросов аргументации, основанной на логич. доводах. За свои филос. идеи, а также и нек-рые теологич. "еретич." мнения Г. подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского, требовавшего публичного осуждения Г. (см. В. Haur?au, Singularit?s historiques et litt?raires, P., 1861, p. 260), Готье из Сен-Виктора (в указ. выше соч.), Гильома из Сент-Тьерри, обвинявшего Г. в ереси и в том, что он следует Абеляру (см. Guillelmi abbatis Epistola ad Bernardum de erroribus Guillelmi de Conchis, Migne, PL, t. 180, col. 333–40). Под влиянием этой травли Г. к концу жизни вынужден был отказаться от своих взглядов. Произведения Г. послужили прототипом и отчасти источником для позднейших средневековых популярных энциклопедий (напр., "Луцидариус" – "Lucidarius", переведенный в России в 16 в.), стремившихся дать ответ на всевозможные вопросы, касающиеся бога, человека и природы. Лит.: Сидорова H. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953, с. 241–43; Flatten H., Die Philosophie des Wilhelm von Conches, Koblenz, 1929 (Diss.); Grabmann M., Handschriftliche Forschungen und Mitteilungen zum Schriftum des Wilhelm von Conches, "Sitzungsber. Bayerischen Akad. Wiss., Philosophisch-historische Abteilung", 1935, H. 10; Gregory T., Animo mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres, Firenze, [1955]; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен). В. Зубов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.