ГИЛЬОМ из Шампо
ГИЛЬОМ из Шампо
Гильом де Ш а н п о; Guillaume de Champeaux) (p. ок. 1068 – ум. 1121) – франц. философ и богослов, епископ шалонский (с 1113), наиболее крайний представитель реализма – реакц. идеалистич. направления в ранней схоластике, основатель сен-викторской школы. Друг Бернара Клервоского и противник Абеляра, по соч. к-рого "История моих бедствий" (см. рус. пер. 1959) можно судить о взглядах Г. (произведения к-рого не сохранились). Учение Г. утверждало абс. реальность универсалий как субстанции, полностью пребывающей во всех индивидах данного рода, к-рые различаются только по своим акциденциям. После возражений Абеляра, обвинявшего Г. в том, что его учение неизбежно ведет к пантеистич. выводам, Г. был вынужден, оставаясь на идеалистич. позициях, внести поправку в свою теорию и выработал учение о неразличимости (или "безразличии" – индиференции). "И это свое учение, – передавал Абеляр, – он исправил таким образом, что, наконец, сказал: одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу безразличия" ("История моих бедствий", М., 1959, с. 14). Т. о., Г. считал, что общее присутствует в равной мере, одинаково (и в этом смысле – неразличимо) в каждом из индивидов данного рода. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской философии, М., 1957, с. 35–36; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1940, с. 426–27, 430; Виндельбанд [В.], История древней философии, пер. [с нем.], СПБ, 1893 (см. Указатель); Mechaud E., Guillaume de Champeau et les ?coles de Paris au 12-?me si?cle, P., 1868; ?berweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928. П. Галанза. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ГИЛЬОМ из Шампо
Guiilaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна—1121, Клерво)— логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбахи, богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В начале 12 в.—архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех «наций», в т. ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113—епископ Шалон-сюрМарн, В главном споре своего времени учил, что универсалии существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма: человечность не тождественна (non est eadern) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского о «неином»). В малоизученных из-за интерференции Абеляра «Сентенциях» и «Вопросах» Гильома наметился стиль зрелой схоластики («обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково...»). Аргументируя, Гильом допускает «воздержное пользование разумом» и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем («О происхождении души», «О существе зла», «О различии добродетелей», «О супружестве») Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом, — «колыбель систематики схоластической теологии» (М. Грабман).
Соч.: Sententiae vel Quaestiones XLl.—Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Etude suivie de documents originaux. Lille, 1898; в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере.—«Человек», 1998, № 3-5.
Лит.; Абеляр История моих бедствий. М., 1959; Michaud E. Guillaume de Charnpeau et les ecoles de Paris au 12 siecle. P., 1867; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136-168.
S. b. Бибихин
Соч.: Sententiae vel Quaestiones XLl.—Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Etude suivie de documents originaux. Lille, 1898; в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере.—«Человек», 1998, № 3-5.
Лит.; Абеляр История моих бедствий. М., 1959; Michaud E. Guillaume de Charnpeau et les ecoles de Paris au 12 siecle. P., 1867; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136-168.
S. b. Бибихин
Источник: Новая философская энциклопедия