ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ
Guislebertus Porretanus) Жильбер из Порре (Пуаре) (1076, Пуаре, Вандея1154, Пуатье) — христианский философ и богослов, ученик Бернарда Шартрского, с 1124—канцлер Шартрской школы. В 1141 преподавал в Париже, с 1142—епископ Пуатье. Обвиненный Бернардом Клервоским в признании божественности Христа лишь человеческим понятием, объяснялся перед папой Евгением III в Париже (1147) и на Реймсском соборе (1148), но не был осужден. До 16 в. был в употреблении комментарий Гильберта к Боэцию, особенно «О Троице»; долго служила учебником упоминаемая Лейбницем интерпретация аристотелевских категорий «Книга о шести началах» (атрибуция спорная); известны комментарии Гильберта к Псалмам, к посланиям апостола Павла. Философия для Гильберта — инициация в таинства, намек на мистический опыт («не веруем, познав, а познаем, веруя»).
«Первое совершенство» Бога — единственное и простейшее бытие (essentia), безусловная данность, то, чем (quo) все существует. Натуральное (рациональное) познание неотделенных (материализованных) форм через математическое (disciplinaris) познание неподвижных типов восходит к теоретическому (в чистой интуиции) познанию первообразов, первоматерии и Бога.
Соч.: Commentana in Boethium, MPL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse. Munster, 1953; в рус. пер.: Комментарии к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория».—«ВФ», 1998, № 4, с. 105-121.
Лит.: Неретина С. С. Гильберт Порретанский: искусство именования.-«ВФ», 1998, № 4, с. 94—105; Rovighi S. Studi di filosofia medievale. Mil., 1978, p. 176—247 (библиогр.).
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ
, или Жильбер де ля Порре (Gislebertus Porretanus [Pictaviensis]; Gilbert de la Porrée) (ок. 1075/80, Пуатье – 1154, там же) – французский философ и теолог, близкий к Шартрской школе, канцлером которой он был в 1126– 1137. Учился в Пуатье, в Шартре у Бернарда Шартрского и в Лане у Ансельма Ланского и его брата Радульфа. Преподавал диалектику и теологию в Шартре (с 1124) и Париже (ок. 1141); с 1142 епископ Пуатье. Среди его главных работ – комментарии к трактатам Боэция: «О Троице»; «О предикации трех Лиц»; «Каким образом субстанции могут быть благими», или «О гебдомадах»; «Против Евтихия и Нестория», или «О двух природах и одном Лице Христа» (1135–1142). Г.П. приписывается также трактат «О различии между душою, умом и духом» (De discretione animae, mentis et spiritus); однако в отношении «Книги о шести началах» (Liber de sex principiis) его авторство сомнительно. Согласно Г.П., универсальные понятия формируются на основе опыта постижения конкретных единичных вещей, являясь результатом процесса абстрагирования их сходных существенных признаков, т.е. врожденных форм (formae nativae). При этом образуемые в уме понятийные схемы имеют корреляцию с метафизической структурой самой действительности, ибо именно реальное существование родовых и видовых форм – подобий (exempla), исходящих от божественных идей первообразов (exemplari), – служит условием формирования соответствующих им понятий в человеческом разуме. Во всякой сотворенной вещи различаются субсистенция (subsistentia) – «то, благодаря чему» (id quo est) вещь, во-первых, есть (обладает бытием), и, вовторых, есть то, что она есть, т.е. ее родо-видовая сущность (например, «человечность»), и субстанция (substantia) – «то, что есть» (id quod est), или само субсистирующее существо, являющееся носителем акциденций (например, конкретный человеческий индивидуум). Используя эту дистинкцию по отношению к божественной природе, Г.П. производит различение в ней божественности (deitas), т.е. божественной сущности, в силу которой Бог есть и есть то, что Он есть (id quo est), и непосредственно Бога (Deus), явленного в трех Лицах (id quod est). Данное различение применялось Г.П. в сфере тринитарного богословия лишь по аналогии, ибо одновременно он настаивал на том, что в божественной природе, абсолютно простой и единой, сущность и актуальное бытие, т.е. божественность и Бог, всецело совпадают. За эту концепцию, вызвавшую критику со стороны Бернара Клервоского, Г.П. привлекался к суду на соборах в Париже (1147) и Реймсе (1148), избежав, впрочем, официального церковного осуждения. Популярность Г.П. обеспечила возникновение школы его последователей – порретан; под его влиянием находились Иоанн Солсберийский, Оттон Фрейзингенский, Алан Лилльский, Николай Амьенский и др.
Соч.: Commentaria in Boethium [De Trinitate, De praedicatione, De hebdomadibus, Contra Eutychen et Nestorium] // Patrologiae cursus completus, Series latina. T. LXIV / J.-P. Migne. Lutetiae Parisiorum, 1847, col. 1255–1412; Liber de sex principiis Gilberto Porretano ascriptus / Hrsg. v. D. van den Eynde. Münster, 1953; De discretione animae, mentis et spiritus / Ed. N.M. Häring // Mediaeval Studies. 1960. T. 22. P.148–191; Комментарии к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» // Вопросы философии. 1998. № 4 [Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001]. Л и т.: Elswijk, H.C. van. Gilber Porreta, sa vie, son oeuvre, sa pensée. Louvain, 1966; Gammersbach, S. Gilbert von Poitiers und seine Prozesse im Urteil der Zeitgenossen. Köln; Graz, 1959; Maioli, B. Gilberto Porretano, Della grammatica speculativa alla metafisica del concreto. Roma, 1979; Неретина, С.С. Гильберт Порретанский: искусство именования // Вопросы философии. 1998. № 4. А.М. Шишков

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.