ГИЙОМ из Шампо

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГИЙОМ из Шампо
(Guillaume de Champeaux) — французский ранний схоласт, р. 1070—ум. 1121; епископ (с 1113) в Шалоне-наМарне, после занятий науками и преподавательской деятельности в Париже ушел в монастырь Св. Виктора. В вопросе о природе универсалий в противоположность своему учителю номиналисту Росцелину придерживался крайнего реализма, согласно которому общие понятия являются реальными субстанциями. Однако позднее под влиянием критики Абеляра его взгляды стали более умеренными. — Sententiae Quaestiones, 1898.
Н. Weisweiler. Das Schrifttum Anselms von Laon und W. v.C. in dt. Bibliotheken, 1936.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГИЙОМ ИЗ ШАМПО
(Guillelmus de Campellis [Campellensis], Willelmus Catalaunensis; Guillaume de Champeaux) (ок. 1068/1070, Шампо, Шампань – 1 1 2 1 , Шалон-сюр-Марн,Шампань), теолог и философ, заслуживший почетное прозвище «Столп учителей» (Columna doctorum). Став к 1103 архидиаконом в Париже, возглавил местную кафедральную школу НотрДам, где преподавал риторику, диалектику и теологию; его курсы слушал Петр Абеляр (1103– 1105). В 1108 под напором критики Абеляра Г.Ш. покинул указанную школу и удалился в аббатство Сен-Виктор, в котором организовал преподавание теолого-философских дисциплин, что послужило началом формирования там Сен-Викторской школы схоластического богословия; одним из его учеников был Гуго Сен-Викторский. В 1113 Г.Ш. был посвящен в сан епископа города Шалон-сюрМарн, после чего стал играть активную роль в церковно-государственной политике своего времени. Помимо работ церковно-канонического характера («Charta», 1120), перу Г.Ш. принадлежит трактат «О таинстве алтаря» («De sacramento altaris»), или «О Евхаристии» («De Eucharistia»), вероятно, являющийся частью его более обширной «Книги сентенций» («Liber sententiarum»). Принадлежность ему трактата «О происхождении души» («De origine animae»), «Диалога между Христианином и Иудеем о католической вере» («Dialogus inter Christianum et Judaeum de fide catholica», ок. 1096–1099), сокращенного варианта «Моралий» Григория Великого («Moralia abbreviata») и некоторых других сочинений является сомнительной. Решая вопрос об онтологическом статусе общих понятий (universalia), Г.Ш. изначально проявил себя как приверженец доктрины реализма, в соответствии с которой универсалии имеют действительное, т.е. «реальное» (in re) существование. Настаивая на «общности универсалий» (communitas universalium), он утверждал, что всякое общее сущее всецело (tota) и существенно (essentialiter) содержится в каждом из охватываемых им индивидов, благодаря чему между индивидами одного и того же вида нет никакого различия по сущности (nulla esset in essentia diversitas), но они различаются только вследствие обладания отличными друг от друга множествами привходящих признаков, т.е. по причине разнообразия их акциденций (sola multitudine accidentium varietas). Однако позднее – с учетом контраргументов Петра Абеляра – Г.Ш. откорректировал свои взгляды так, что стал учить о действительном различии индивидов не только по акцидентальным формам, но и по их сущностям: у индивидуальных вещей одного вида нет, таким образом, никакой общей сущности, или, другими словами, сущность одного индивида не тождественна (non est eadem) сущности какого-либо иного индивида. Но отдельные индивиды являются сходными между собой благодаря тому, что определяющие их сущности пребывают в них совершенно неразличимо (indifferenter), т.е. будучи реально разными и не содержа в себе ничего общего, эти сущности в то же время подобны друг другу до полного безразличия: так, Сократ и Платон, не являясь одной и той же вещью, каждый обладают своими собственными сущностями, которые, однако, не имеют между собой никакого отличия, благодаря чему оба этих индивида относятся к одному виду «человек».
Соч.: Opera // Patrologiae cursus completus, Series latina. T. 163, col. 1039– 1072; Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере // Человек. 1998. № 4–5 [Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001]. Лит.: Lefèvre, G. Les variations de Guillaume de Champeaux sur la question des universaux. Étude suivie de documents originaux. Lille, 1898; Michaud, E. Guillaume de Champeaux et les écoles de Paris au XIIeme siècle. P., 1867; Weisweiler, H. Das Schrifttum der Schule Anselms von Laon und Wilhelms von Champeaux in deutschen Bibliotheken. Münster-in-Westfalen, 1936; Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1959. А.М. Шишков

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.