ГИДДЕНС Энтони

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГИДДЕНС (Giddens) Энтони (р. 1938)
британский социолог и политолог. С 1961 - преподаватель социологии в университете Лестера, с 1970 - старший преподаватель социологии в Кембриджском университете, с 1985 по настоящее время - профессор социологии в Кинге Колледже, Кембридж (Великобритания). Автор многочисленных работ по социальной теории, исторической социологии. Известен как создатель социальной теории структуризиции. Г. начал свою научную деятельность с пересмотра работ классиков социальной теории ("Капитализм и современная социальная теория", 1971). На его теоретические взгляды сильно повлияла философия Хайдеггера, в частности, концепция интерпретации времени и бытия. Г. использует постулат Хайдеггера о том, что ни пространство, ни время не могут быть рассмотрены в современной философии и социальной теории и трактовке Канта, как "структура" (рамки) социальных объектов и их деятельности. Понятия пространства и времени могут интерпретироваться только как постоянное преемственное смешение присутствия и отсутствия. В первую очередь Г. выступает против ставших аксиоматическими теорий "функционализма" и "эволюционизма". По его определению "функционализм" является доктриной, которая: (1) постулирует наличие "потребностей" у социальных систем и обществ, а (2) обеспечивает определение путей, по которым общества удовлетворяют эти потребности, представляет как объяснение того, почему частные и конкретные социальные процессы происходят так, как они происходят. Подобную трактовку "функционализма", по Г., включает в себя как "нормативный функционализм" Парсонса, так и "конфликтный функционализм" Мертона. Г. утверждает, что функционализм основывается на ложном разделении социальной статики и динамики, синхронизации и диахронизации. Это приводит к ряду грубых логических ошибок. При изучении систем диахронически мы анализируем, как они изменяются во времени, что в рамках функциональной традиции неизбежно приводит к идентификации времени с социальными изменениями. Он активно возражает функциональной трактовке социальриваться только в контексте пространственно-временных отношений (понимаемых в соответствии с философской концепцией Хайдеггера) и пониматься как один из элементов среди других в устройстве социальной системы. Причем, полемизируя с Марксом, он утверждает, что понятия власти и свободы не являются оппозиционными. Напротив, власть лежит глубоко в основе природы человеческого агента и, следовательно, "в свободе действовать иначе". Власть, в соответствии с теорией структуризации, определяется как порождаемая в и через воспроизводство структур доминирования. Также Г. выступает против отождествления общества с национальным государством. Скорее следует говорить о "социальных системах и институтах, которые могут быть (а возможно и нет) ограниченными национальными границами". В настоящее время существует ряд вторичной литературы, продолжающей развитие теории структуризации Г. (например, И.Дж. Коген, "Теория структуризации", 1989). Критики Г. обвиняют его в изобретении велосипеда там, где социологические теории социального действия, структуры и изменений уже выработали достаточно ясные варианты ответов. Также, как и Парсонса, его обвиняют в отрыве от эмпирической реальности и научном обскурантизме (например: Дж.Кларк, "Э.Гидденс. Консенсус и полемика", 1990).
Е.А. Угринович

Источник: Новейший философский словарь

ГИДДЕНС Энтони,
барон (р. 1938) — англ. социолог, специалист в области методологии соц. познания и соц. структурации. Окончил ун-т в Халле (1959) и магистратуру Лондонской экон. шк.; д-р философии (Кембридж, 1974). Работал в ун-те Лейчестера (1961—69) и в Кембридже (с 1969), проф. экон. ф-та Кембриджского ун-та (с 1987). Содиректор изд-ва «Polity Press» (с 1985); дир. Лондонской экон. шк. (1997—2003); науч. консультант премьер-министра Великобритании Э.Блэра (1999— 2007). С 2004 г. — барон и пожизненный чл. палаты лордов. Осн. соч.: «Капитализм и современная социальная теория» (1971), «Новые правила социологического метода» (1976), «Центральные проблемы социальной теории» (1979), «Конституирование общества. Очерк теории структурации» (1984), «Социология: Учебник 1990-х» (1987), «Продолжение современности» (1990), «Современность и самоидентичность» (1991), «Трансформация интимности» (1992), «По ту сторону левых и правых» (1994), «Третий путь: обновление социальной демократии» (1998). Ранние работы Г. посвящены критике функционализма (Парсонс), эволюционизма (Спенсер) и марксизма в соц. теории. В конце 1970-х гг. выдвигает требование микро-социол. анализа повседневной жизни в противовес классич. макро-социол. подходу к об-ву. Отвергая позитивистскую парадигму (Дюркгейм), он критически оценивает и альтернативную «понимающую» социологию (Вебер), используя лишь ее герменевтические методы. Согл. Г., об-во суть форма, воздействующая на людей в их деятельности, но она сама производится и воспроизводится только взаимодействием индивидов; это есть «дуальность соц. структуры». Социолог интерпретирует соц. реальность уже после того, как она интерпретирована реальными акторами (агентами соц. взаимодействия); социол. исследование вплетается в структуру соц. взаимодействия, становясь частью соц. практики (см. Деятельность). Т.о., чел. деятельность и соц. исследование — это «двойная герменевтика» соц. реальности, в к-рой структурный и интерпретативный аспекты не противостоят, а взаимодополняют друг друга. Власть в об-ве не отделена от повседневной практики и соц. аналитики, она обретает четкую форму только в пространственно-временной структурации взаимодействия и в соц. теории; Г. явл. сторонником концепции «близкой» власти, источником к-рой явл. не полит. элита, авторитет и др. традиц. ресурсы, а сознание и деятельность конкретного индивида. Теория соц. структурации Г. основана на том же принципе дуальности структуры: люди ограничены в своих действиях соц. структурой, к-рая создается этими самыми действиями, след-но, анализ структуры и интеракции не могут производиться отдельно. Отсюда сам термин «структурация», соединяющий макро- и микроуровни соц. анализа, структурно-функциональный и деятельностный подходы к об-ву. В 1990-е гг. Г. выступает в дискуссиях по проблеме модернизма и постмодернизма; поддерживая концепции «длящейся современности» (Ю.Хабермас) и «текучей современности» (З.Бауман), он признает существенные трансформации всех уровней соц. системы. В его понимании общим определением ситуации совр. об-ва явл. «радикализованная современность». В центре его внимания — проблема самоидентичности (self-identity), к-рая рассматривается как постоянно обновляющийся «рефлексивный проект» в противовес ее классич. трактовке как объективированного комплекса соц. ролей и статусов индивида. В рамках исследования соц. трансформаций Г. разрабатывает методол. и теор. основания «обновленного гуманизма» как соц. демократии, развивающейся вне традиц. рамок противостояния левых и правых полит. сил и идеологий. «Третий путь» в соц.-полит. стратегиях сопряжен с принципом неопределенности, нарастание к-рой в общем развитии соц. процессов и есть признак современности в отличие от архаичных и традиц. соц. систем. С 1980-х гг. Г. входит в «большую пятерку» наиболее авторитетных социологов-теоретиков академ. плана (вместе с такими учеными, как Бергер, Бурдье, Луман, Хабермас). Соч.: Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995; Социология. Учебник 1990-х. М., 1998; Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. М., 1999; Центральные проблемы социальной теории: действие, структура и противоречие в социальном анализе (рефер. изложение). М., 2002; Конституирование общества. Очерк теории структурации. М., 2004. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь