(Hermetic Literature). Общее название ряда трактатов, приписываемых Гермесу Трисмегисту. В популярном рассказе, крый приводит Лактанций, Гермес Трисмегист сравнивается с пятым Меркурием (или Тотом, как его называли египтяне). Принадлежа к роду человеческому, он тем не менее прожил необычайно долгую жизнь; благодаря своей бесконечной мудрости он заслужил титул Трисмегиста ("Трижды величайший"). Автор множества книг о божественной сфере, Гермес, подобно христианам, называет единого Бога Отцом ("Божественные законы", i. 6). Со временем греческий Гермес стал отождествляться с египетским богом Тотом. В александрийском культе его имя связывалось с астрологией (Климент Александрийский. "Строматы", vi. 4); Фестюжьерпоказал, какое место занимал Гермес Трисмегист в магических писаниях Египта.
Из религиозных трудов Гермеса Трисмегиста сохранилось 18 греческих трактатов, включая широкоизвестный "Поймандр". Еще один трактат, "Асклепий ", дошел до нас в латинском переводе; М. Пью объявил, что в Хенобоскионе обнаружен коптский перевод вместе с двумя христианскогностическими трактатами и еще двумя небольшими герметическими работами (Coptic Studies in Honor of W. ?. Crum). Некрые авторы, среди них Стобей, цитируют фрагменты других герметических трактатов.
Большинство этих писаний относится, по общему мнению, приблизительно коИШвв. н.э. Они проникнутымистицизмом, находятся под глубоким влиянием платонической и стоической мысли, хотя и не всегда последовательны. Прослеживается несомненная связь герметических писаний с Септ.; космогония "Поймандра" опирается на Быт 12. Важное место отводится Логосу; обнаруживаются удивительные языковые параллели с Ин. Впрочем, прямое заимствование друг у друга крайне маловероятно,хотя вполне допустимо, что христианство повлияло на некрые герметическиеписания.
До нас не дошло сведений о " герметической " церкви. Герметическая литература представляет одно из течений гноетической персоналистической религии в период зарождения христианской миссии, поэтому она носит, по существу, синкретический характер. Чего бы общего ни нашлось у Иоанна и Гермеса, у них никогда не могло быть общей веры в распятого Логоса.
A. F.Walls (пер.Ю.Т.) Библиография: R. Reitzenstein,P0(>r!am/res; A. D. Nock and A.J. Festugiere, Corpus Hermeticum, 4 vols, (text and French translation); A.J. Festugiere, La revelation dHermes Trismegiste, I; C.H.Dodd, The Bible and the Greeks andThe Fourth Gospel.
См. также: Логос; Гностицизм.