ГЕРМЕНЕВТИКА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ГЕРМЕНЕВТИКА В КУЛЬТУРОЛОГИИ
(от греч. hermeneutikeЇ — разъясняющий, истолковывающий) — современный метод историко-культурной интерпретации и прикладная ее методика в отдельных гуманитарных науках. В области филологии Г. — «это наука, говорящая о целях, путях и правилах истолкования литературных произведений» (М. Хайдеггер). Как наука о понимании смыслов Г. стала универсальной дисциплиной, указывающей пути интерпретации письменных памятников, и, шире, методом истолкования исторического материала в гуманитарном аспекте на основе филологических данных. Задачей интерпретации в этом случае является обнаружение реальной полноты и единства значений в отдельных частях авторского текста, соотнося их с общим содержанием. Предметом прикладной Г. являются процедуры реализации определенных правил понимания текстов. Первоначально, в эпоху греческой античности, Г. называлось искусство разъяснения, истолкования, родоначальником чего считался бог Гермес, посланник Зевса к людям. В античные времена Г. рассматривалась как искусство раскрытия первоначального или иного смысла в толкованиях оракулов или в текстах древнейших поэтов (напр., Гомера). В средние века Г. целиком была посвящена разработке методов интерпретации библейских текстов, а в эпоху Возрождения Г. получила развитие в связи с идеями Реформации о преодолении догматической богословской традиции и открытии людям путей к истинной естественной вере через очищенный от наслоений текст Библии. В эпоху Возрождения с Г. также было связано мастерство перевода памятников античности на живые языки народов Европы. В Новое время, в условиях торжества идей рационального научного познания объективного мира, основной сферой Г. стало словесное искусство. Восстановление значимости Г. и окончательный ее выход за пределы прикладной методики произошел в начале ХIХ в., когда со значительным развитием гуманитарных наук (истории, теории литературы, критики и лингвистики) появилась необходимость в создании методологии гуманитарного знания, развивающейся самостоятельно от философии. Однако в эпоху романтизма обоснование Г. оставалось связанным с развитием религиозного направления в немецкой философии, представителем которого был, в частности, Ф.Д.Э. Шлейермахер (1768—1834), религиозный мыслитель, реформатор церкви и педагог. Как автор работы «Герменевтика» (1838) Шлейермахер почитается основателем современной философской Г. Он вывел Г. за пределы простого толкования священных текстов и разработал учение о понимании, в основе которого — разграничение между частной Г. наблюдений и общей универсальной Г. На уровне наблюдений Г. должна постигать предметносодержательное значение текста исходя из определенных правил, в то время как общая Г. ориентирована не только на открытие внутреннего смысла текста, но прежде всего на саму мыслящую индивидуальность. Поэтому Шлейермахер считал стержнем Г. репродуктивное воспроизведение первоначального замысла автора на основе духовного слияния между автором и интерпретатором. Но герменевтическая репродукция не означает простого повторения, а выражается в постулате Шлейермахера о том, что писателя нужно понять лучше, чем он понимал себя сам. Шлейермахер сформулировал центральное для всего учения понятие «герменевтического круга», трактуя его как удержание целостности объекта понимания, перехода к интерпретации частей, а затем вновь к целостности всего объекта как «жизненного момента определенного человека». Шлейермахер не отрывал понимание от конкретного состояния речевого и духовного общения, подчеркивая активный и творческий характер реконструкции. Шлейермахером были установлены каноны Г.: «1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей. 2. Смысл всякого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста». Таким образом, была подчеркнута первичность единой процедуры понимания при сохранении самостоятельной роли грамматической и психологической интерпретации. Значение учения Шлейермахера заключалось в том, что он дал широкую универсальную трактовку герменевтической процедуры, и проблема понимания, с его точки зрения, всегда присутствует в общественно-исторической и культурной жизни как способ постижения человека. В результате «древняя теологическая и филологическая вспомогательная дисциплина Г. в XIX веке пережила этап систематического развития, преобразовавшего ее в основу всего дела гуманитарных наук, наук о духе» (Х.-Г. Гадамер). Дальнейшее развитие Г. получила в работах (напр., «Происхождение герменевтики», 1908) немецкого философа В. Дильтея (1833—1911), который на основе своего фундаментального разграничения наук о природе и наук о духе признавал категорию понимания важнейшей для человеческого сознания и общества, живущего в состоянии динамических духовных отношений, отличных от тех причинно-следственных связей, которые существуют в природе. Дильтей обосновал теорию понимания на основе интуитивного постижения в противовес рациональному освоению реальности, что должно открыть путь для познания современных духовных явлений и духовного наследия прошлого. Дильтей рассматривал понимание как метод «вживания» исследователя в мир другого человека, произведения или целой исторической эпохи. Вслед за Шлейермахером, жизни и деятельности которого он посвятил отдельный труд, Дильтей разработал Г. как науку о межличностных отношениях и межкультурном взаимодействии. В дальнейшем, рассмотрение проблем культуры в русле Г. было характерно для М.М. Бахтина (1895—1975), который считал понимание важной частью всеобщего диалога культур. Он выдвинул идею о скрытых смысловых явлениях и ценностях, заложенных в культурном контексте эпохи и не актуализированных на протяжении исторической жизни данной культуры. Бахтин обосновал познавательное значение категории «вненаходимости понимающего», задающего важные для него вопросы «чужой» культуре. «В области культуры вненаходимость — самый могучий рычаг понимания», обеспечивающий не только встречу двух культур, но их развитие и взаимообогащение. Одновременно возникновение процессов понимания превращает всю мировую культуру в открытую целостность для каждого человека. На Западе в духе философии экзистенциализма возраста-----ющее значение Г. было обосновано М. Хайдеггером (1889— 1976), который рассматривал понимание в качестве основы человеческого мышления и отмечал, что язык является не просто формой выражения значений, а непосредственно представляет историческое бытие сквозь призму индивидуального существования человека. В работе Х.-Г. Гадамера «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960) выражена мысль о том, что Г. важна своей способностью постигать истину, превышающую область естественнонаучной методики и философии. Кроме того, Гадамер считал, что современная цивилизация обезличила и обескровила зримые формы культуры и жизни, лишив их исторической ценности, и лишь Г., обратившись к языку и искусству, через процедуры понимания способна восстановить диалог человека со всей полнотой бытия и историей. Результат, достигнутый в процессе истолкования, всегда больше, чем простое постижение смысла, т.к. Г. предполагает процедуру аппликации, т.е. наложения нашего понимания события или предмета на переданное нам в произведении искусства или в языке. В то же время с современной точки зрения «Г. обязана своей центральной среди гуманитарных наук функцией становлению исторического сознания». Ведь «все, что уже не пребывает непосредственно в своем мире, а высказывается к нему и в нем, включая все традиции, искусство, наряду со всеми другими проявлениями духовного творчества прошлого, права, религию, философию и т.д., отчужденное от своего первоначального смысла», — все это постоянно требует нового прочтения и усвоения в качестве всеобщего текста (Х.-Г. Гадамер). В результате Г. указывает путь, посредством которого язык и культура как духовный опыт предшествующих поколений через собеседование, истолкование и диалог становятся достоянием современного человека и общества. В настоящее время Г. окончательно вышла за пределы филологии и психологии, став одним из распространенных методов в философии, логике, истории и социологии. Г. способствовала трактовке языка не только как посредника в мире людей и текстов, но и как совокупности всего человеческого опыта на основе общности разума, мировой истории и культуры. Таким образом, современная Г. претендует на ведущее положение среди гуманитарных наук. Современные теоретические проблемы Г. отражены, напр., в сб. Герменевтика: история и современность (М., 1985).

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.