ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гердер, Иоганн-Готфрид
1744 - 1803) - известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества". /Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
1744 ? 803) - нем. философ-просветитель. Г. с пантеистич, позиций критиковал традид. теологию, учение о нематериальности души, отрицал творение мира из ничего, первород. грех, релит, нетерпимость. Подходил к мысли о ес-теств. происхождении жизни и человека. Идейн. наследие Г. противоречиво: мотивы свободомыслия сочетались у него с апологией религии.

Источник: Атеистический словарь

Гердер Иоганн Готфрид
 (1744—1803) — нем. философ-просветитель, писатель, литературовед. В 1762—64 учился в Кенигсберге, где слушал Канта. Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей «физиологию» познавательных способностей и учение о первичности языка по отношению к разуму. Понятия о пространстве и времени Г. выводил из опыта, отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь на понятие- о прогрессе в природе, развивал учение о прогрессе в истории («Идеи к философии истории человечества», 1784—91) и о движении об-ва к гуманизму. Г. подчеркивал своеобразие духовной культуры различных народов, в частности южнославянских народов, поэзию к-рых он очень высоко ценил. Высказал ряд догадок о роли производства (ремесла) и науки о развитии об-ва. Предварил будущие учения Шеллинга и Гегеля о несовпадении между субъективными целями единоличных человеческих действий и их объективным историческим результатом.

Источник: Философский словарь. 1963

Гердер Иоганн Готфрид
1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Гердер представляет новый этап просветительства в Германии, подчеркивает роль чувства в человеческой личности, а в связи с этим - многообразие творческих проявлений человека и различных народов. Он был главным вдохновителем движения «Буря и натиск». Гердер в доступной форме сформулировал идею органического развития мира, прослеживая ее и в неживой, и в живой природе, в жизни общества и в человеческой истории. Резко отклонил философию позднего Канта, противопоставив ему основной принцип своего мировоззрения: «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и собранные им народные песни южных славян привлекли внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи. По мнению Гердера, в истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных условий в соответствии со строгими законами. Вещи не происходят друг из друга, а все развивается из Бога - вечного и бесконечного корня всех вещей. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма и к надисторической нравственной цели человечества, Гердер указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя.

Источник: Человек и общество. Культурология

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
немецкий философпросветитель, историк культуры. Отстаивал истинность следующих тезисов: высшая цель общественного развития состоит в гуманности, к которой человечество поступательно движется от менее совершенных состояний общественной жизни; общество — есть органическая система индивидов, вне которой человек ничего собой не представляет; связь, соединяющая людей в органическое единство общественной жизни, — это культура, важнейшие элементы которой составляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государство.
Даты жизни. Родился 25.9.1744 в Морунгене (Восточная Пруссия) в семье школьного учителя. После получения общего образования Гердер принял решение поступить на богословский факультет Кенигсбергского университета, что и сделал в 1762. После Кенигсберга Гердер переезжает в Ригу, где сочетает деятельность священника с педагогической работой и литературными занятиями. Спустя пять лет он поселяется в Париже. С 70-х гг. Гердер снова в Германии, где создает трактат «О происхождении языка», за который получает премию Берлинской Академии наук. По протекции Гете Гердер занимает должность генерал-суперинтенданта и первого проповедника в Веймаре. С 1784 по 1791 Гердер издаст свой основной труд «Идеи к философии истории человечества», принесший ему всемирную известность. Полное собрание сочинений Гер дера, изданное в Германии, насчитывает 45 томов. Умер Гердер в Веймаре.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
1744—1803) — нем. философ-просветитель, эстетик, писатель, участник движения «Буря и натиск», выросшего на почве нем. Просвещения, друг Гете. Систематического изложения эстетики не оставил, но в ряде работ сформулировал нек-рые основополагающие идеи в этой области. Г. внес в эстетику дух историзма, рассматривая иск-во в тесной связи с породившей его эпохой, жизнью народа и его мифологией. Впервые это было сделано в работе «Критические леса» (1769), представляющей собой отклик Г. на дискуссию между Винкельмаяом и Лессингом по поводу скульптурной группы «Лаокоон». Здесь же Г. показал специфику худож. литературы как иск-ва, основанного на условных знаках, созданных человеком (в отличие от живописи, знаки к-рой взяты из жизни) . Одним из первых Г. обосновал естественное происхождение языка путем межличностного и социального общения, определил красоту как «чувственный феномен истины». Выявляя специфику иск-ва, Г. отмечал неповторимую индивидуальность худож. образа: в драме всегда предстает «этот» человек. Шекспира он считал величайшим мастером иск-ва, раскрывающего человеческую индивидуальность. Г. привлек внимание образованной публики к народному творчеству, ввел понятие «народная песнь», трактуя его предельно широко: и как произв. глубокой старины, и как совр. фольклор, и как поэзию, доступную народу. Он был одним из первых собирателей фольклора. В работе «Каллигона» (1800) выступил с критикой эстетики Канта, обнаружив, однако, недостаточно глубокое ее понимание. Эстетические воззрения изложены также в таких его работах, как «Исследование о происхождении языка» (1772), «Пластика» (1773) и др.

Источник: Эстетика: Словарь

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
25.8.1744, Морунген - 18.12.1803, Веймар), нем. философ-просветитель. С 1770 генералсуперинтендант в Веймаре. Программа просветит.-филос. деятельности Г. была намечена в «Дневнике моего путешествия в 1769 году» («Journal meiner Reise in Jahre 1769», опубл. 1846). Г. представляет новый этап просветительства в Германии, он отказывается от одностороннего рационализма, свойственного еще Лессингу, подчеркивает роль чувства в человеч. личности, а в связи с этим - многообразие творч. проявлений человека и различных народов. Уже в нач. 70-х гг. Г. становится одним из наиболее влиятельных мыслителей Германии, гл. вдохновителем движения «Бури и натиска», оказавшим воздействие на Гете. Эта роль Г. стала возможна благодаря усвоению им англ. сенсуалистич. философии и эстетики 18 в. и идей Гамана, главного филос. учителя Г. В многочисл. работах Г. сумел синтезировать многогранные естеств.-науч. и филос. искания 18 в.; склонный не к систематич. изложению, но к вдохновенной рапсодии, Г. сумел в отчетливой и доступной форме сформулировать идею органич. развития мира, прослеживая ее и в неживой, и в живой природе, в жизни общества и в человеч. истории, как бы на разных уровнях единого мирового организма. В трактате «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. «Начало языка. Исследования о происхождении язы
ка», в. 1, 1906) Г. впервые выразил принцип своего мировоззрения, преодолевавшего теологич. картину истории: язык, по Г. - создание человеч. разума. После фрагментарной работы «И еще одна философия истории человечества» («Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774) Г. создает монументальные «Идеи к философии истории человечества» (Т11-4, 1784-91, рус. пер. 1977), где изложение начинается с картины постепенного формирования Земли и завершается очерком историч. развития человечества. Продолжением «Идей» явились «Письма для поощрения гуманности» («Briefe zur Bef?rderung der Humanitat», Bd 1-10, 1793-97). Поздний Г. вел острую полемику против Канта («Метакритика критики чистого разума» - «Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1799, «Каллигона» - «Kalligone», T 1 1-3, 1800, посвященная критике кантовской эстетики), в к-рой высказал ряд материалистич. идей. Проведенная Г. идея становления и развития мира как органического целого, равно как его философия культуры во многом определили последующее развитие всей нем. филос. мысли.

Источник: Советский философский словарь

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
25 августа 1744, Морунген — 18 декабря 1803, Веймар) — немецкий философ, просветитель и религиозный деятель. В 1764 окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, где слушал лекции Канта. Испытал влияние Г. Лессинга и особенно И. Гамана. Ученый-естествоиспытатель и протестантский пастор, он сочетал просветительский рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений личности, многообразия национальных языков и культур. Был другом Гете и оказал на него огромное влияние; идеи Гердера легли в основу движения «Бури и натиска». С 1776 суперинтендант протестантской церкви в Веймаре. Автор многочисленных работ, посвященных истории и современному состоянию языка, литературы, культуры. Гердер занимался также естественно-научными исследованиями, что позволило ему представить развитие мира как единого целостного организма. В его главном произведении «Идеи к философии истории человечества» (т. 1—4, 1784—91, рус. пер. М., 1977) всемирная история включает наряду с историей общества и предшествующие этапы эволюции неорганического и органического мира.
Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрестанное совершенствование форм организации, высшей ступенью которой и целью творения является человек. Бог—высшее, деятельное единство, первосила, его присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану, развитие природы и истории подчинено трем законам— сохранения, связи подобного и раздвоения противоположностей.
Происхождение языка Гердер связывал с первичными, неартикулированными звуками и поэзией, а генезис разума—с языком, с восприятиями и актами души. Критикуя Канта, Гердер отрицал саму возможность чистого разума и априорных структур («Метакритика критики чистого разума» — Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, 1799). Гердер выделяет четыре класса категорий, соответствующих уровням постижения мира: 1) категории бытия (бытие, существование, длительность, сила); 2) категории свойств (иное, род, вид); 3) категории силы (действующее само по себе, противодействие, содействие и др.); 4) категории меры (точка, пространство, время, сила). Четырем классам категорий соответствуют четыре области науки — онтология, описательное естествознание, естественные науки, математика.
Полемизируя с эстетической концепцией Канта, Гердер подчеркивал момент заинтересованности в восприятии прекрасного, который он отождествлял с совершенством вещей («Каллигона» — Kalligone, 1800). В целом труды Гердера внесли большой вклад в становление историзма 19 в.
Соч.: Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. B.-Weimar, 1978; в рус. пер.: Избр. соч. М.—Л., 1959.
Лит.: Гулыга А. В. Гердер. М., 1975; Adler H. Die Pragnanz des Dunklen. Gnoseologie, Asthetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamb., 1990; Schmiti M. I. G. Herder: Ahndung kunftiger Bestimmung. Stuttg.—Weimar, 1994.
P. А. Счастливцев

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
(1744—1803) — нем. философ, культуролог и историк. В 1762—64 гг. учился на теол. ф-те Кенигсбергского ун-та, где слушал лекции И.Канта и И.Г.Гамана. В 1764—69 гг. преподавал в церк. шк. г.Риги. В 1769 г. жил в Париже, где общался с Д.Дидро и Ж.Л.Д’Аламбером, в 1770 г. — в Страсбурге, где познакомился с И.В.Гете. В 1771—76 гг. — советник консистории в Бюккебурге, с 1776 г. — глава лютеранской церкви (генерал-суперинтендант) в Веймаре. Осн. соч.: «Трактат о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774), «Древнейший документ человеческого рода» (1774—76), «Бог. Несколько диалогов» (1787), «Идеи к философии истории человечества» (1784—92), «Письма для поощрения гуманности» (1793—97). В молодости испытал влияние идей Дж.Бруно, Дж.Локка, Б.Спинозы, Г.В.Лейбница, а также фр. просветителей, особенно Ж.-Ж.Руссо и Ш.Л.Монтескье; позднее все более склонялся к религии. В ранний период своего творчества развивал идеи естеств. происхождения и развития языка в его неразрывной связи с мышлением. Синтезировав науч. и филос. искания эпохи Просвещения, в поздний период творчества Г. пытался создать учение об органичном развитии мира, неживой и живой природы и чел. об-ва, а также индивидуальной души, к-рая после смерти человека переходит в более высокие сферы бытия (идея палингенесии). Всемирная история народов трактуется Г. по аналогии с чел. возрастами, как последоват. процесс роста и расцвета заложенных в бытии сил. В своей историософии Г. излагает историю и культуру древних азиат. народов, греков, римлян, германцев и славян, заканчивая их периодом Средних веков. Человечество в своем развитии устремлено к достижению конечной цели — гуманности, справедливости и счастья. В целом для воззрений Г. характерно колебание между деизмом, пантеизмом и атеизмом: с одной стороны, природа и человечество рассматриваются как самодостаточные и саморазвивающиеся начала, с др. — допускается вмешательство Бога. Вещи не происходят друг от друга, а все развивается из Бога — первой причины всех творений, мировая закономерность и мировой порядок являются выражением божественной силы и разума. Человек стоит на границе двух царств — царства природы и царства гуманности, а судьбы народов переплетаются друг с другом в общей цепи прогрессирующего совершенствования. Т.о., Г. пытается во всяком бытии и событии выделить тенденцию к высшей цели. Процесс воспитания, усвоения и применения всего созданного человечеством он называет культурой, т.е. «возделыванием почвы», или просвещением, если использовать «образ света». Решающую роль в развитии культуры Г. отводил языку, к-рый понимал как создание человеч. разума, и обществ. ин-там. Кроме того, он является отцом европейской славистики — науки о слав. языках. Проведенная Г. идея становления и развития мира как органич. целого и его философия культуры и языка способствовали развитию принципа историзма в нем. и евр. философии, культурологии и истории. Соч.: Herder J.H. S?mtliche Werke. Hildesheim, 1967— 1968. Bd. 1—33; Гердер И.Г. Избр. соч. М.; Л., 1959; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. Лит.: Гулыга А.В. Гердер. М., 1975; Бурханов Р.А., Парфенов О.В. Натуралистический антропологизм в философии культуры Иоганна Готфрида Гердера // Историко-философский ежегодник: 2004: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004; Парфенов О.В. Философия истории Иоганна Готфрида Гердера: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
философ; p. 25.8.1744 (Морунген, Восточная Пруссия) — ум. 18.12.1803 (Веймар), в должности суперинтенданта, которую он получил в 1776 благодаря содействию Гёте. В 1762—1764 изучал теологию в Кёнигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаман); в 1764—1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Голыитейн-Ойтина; в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте) в 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюкебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гамана, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования он называл «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием». Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка: «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и его собрание народных песен («Stimmen der Völker in Liedern», 1778—1779, мастерски переведенных им на немецкий язык) привлекли его внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи и свою природную силу языка. Таким образом, Гердер стал поклонником южнославянских песен (о южнославянских народностях Западная Европа до этого ничего не знала) и является отцом европейской славистики — науки о славянских языках. Он проложил славянским народам путь к собственному народному достоянию, которым они пренебрегали. Они обязаны Гердеру тем, что смогли войти в сферу интересов европейской культуры. В своей философии Гер дер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга. Вместо «критики разума» нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познается естествоиспытателем в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода; история представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не развиваются друг из друга, а всё развивается из Бога — вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя. Осн. соч.: Über den Ursprung der Sprache, 1772 (рус. пер.: Трактат о происхождении языка, 1959); Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit, 1774 (рус. пер.: Еще один опыт философии истории для воспитания человечества, 1959); Stimmen der Völker in Liedern, 1778—1779; Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, 4 Tie., 1784—1791 (важнейшее произведение, неоконченное; рус. пер.: Идеи к философии истории человечества, 1959, 1977); Briefe zur Beförderung der Humanität, 1793—1797 (рус. пер.: Письма для поощрения гуманности, 1959); Verstand und Erfahrung, Vernunft und Sprache, eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, 1799. Собр. соч.: Sämtliche Werke, 45 Bde., 1805—1820; Kritische Ausgabe, 33 Bde. (изд. Зупана), 1877—1913. Избр. произв.: Gesammelte Werke, 7 Bde. (изд. Ф. Шульца), 1938 ff. (На рус. яз.: Избр. соч., 1959.); Сб. «Mensch und Geschichte» (изд. В. Коха), 1957 (Kröners Taschenausgabe, Bd. 136); Sprachphilosophische Schriften (изд. Э. Хейнтеля), 1959. — Библиографию см.: G. Günther, А. А. Albina, S. Seifert. HerderBibliographie, 1978.
R. Haym, H., I — II, 1880 — 1885, 1954; T. Litt. Kant u. H. als Deuter d. geistigen Welt, 1930; A. Gillies, H., Oxford, 1945 (mit Bibi.), dt. 1949; C. Grawe. H.s Kulturanthropologie, 1967 (mit Bibi.); E. Adler. H. u. die dt. Aufklärung, 1968; W. Dobbek. J. G. H.s Weltbild, 1969; A. Gulyga, J. G. H. — Eine Einf. in seine Philos., 1978 (А. В. Гулыга. Гердер, 1963, 1975); G. Arnold. J. G. H., 1979; G. Sauder (Hg.). J. H., 1987; U. Gaier. H.s Sprachphilos. u. Erkenntniskritik, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
(1744–1803) – немецкий философ-просветитель, учился в Кёнигсберге, работал в Риге. Прослыл «горячим русским патриотом». Г. – главе протестантской церкви в Веймаре – пришлось услышать немало обвинений в атеизме со стороны лютеранских теологов. В своих сочинениях склонялся к материализму . Увлекался идеями Монтескье, Дидро , Лессинга; был одним из духовных вождей общественно-литературного движения «Буря и натиск». Г. был поклонником Канта , слушал его лекции, затем занял во многом критическую позицию по отношению к его идеям, критиковал априоризм Канта. По иронии судьбы всю жизнь оставался служителем церкви. Основные сочинения: «Исследование о происхождении языка», «О немецком характере и искусстве», «Познание и ощущение человеческой души», «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности» и др.
Основным принципом решения философских проблем для Г. был историзм. Переосмысливая раннего Канта, в первых своих работах Г. заявляет о необходимости исторического рассмотрения литературы, искусства, языка и культуры в целом. «Не один лишь человек меняется в различных возрастах, – нет, время меняет всё. Весь род человеческий и даже мертвая природа, любой народ и любая семья подчиняются одним и тем же законам изменения… Такова же участь всякого искусства и всякой науки: они зарождаются, зреют, цветут и отцветают».
По аналогии с историей развития человечества Г. рассматривает и историю происхождения и развития языка как естественного явления, проходящего этапы детства (образность, метафоричность поэзии), юности (художественная проза) и зрелости (абстракции языка философии). Возникновение языка связано с возникновением и развитием мышления. Благодаря языку разум обретает форму, с помощью языка люди объединяются для труда и общения, с помощью языка осуществляется «наследование» общественного достояния. Благодаря языку стала возможной единая история человечества. Фактически язык рассматривался Г. в качестве субстанционального начала человеческой культуры.
Единый процесс развития природы и общества для Г. был реализацией Божественного замысла, для него была очевидной гуманистическая направленность мировой истории. По мысли философа, мир как единое, непрерывно развивающееся целое в своем развитии проходит ряд ступеней: 1. Организация материи – теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, пыль, Вселенная, электрические и магнитные силы. 2. Организация Земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание. 3. Организация неживых вещей – камни, соли. 4. Организация растений – корень, лист, цветок. 5. Животные: тела, чувства. 6. Люди – рассудок, разум. 7. Мировая душа: всё».
Идею историзма, прогресса Г. развертывает на конкретном материале всемирной истории. С его точки зрения, общественное развитие есть естественный продукт человеческих способностей, которые зависят от условий места и времени. Развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено связано с предыдущим и последующим. Современное человечество является наследником всего того, что было выработано предшествующими поколениями. Причинами общественного развития являются взаимодействия внутренних и внешних (климат, географические условия) факторов. Главным стимулом развития являются «внутренне силы» – общество как совокупность индивидов. Не в государстве, но в «народе» как целостности видел Г. возможность реализации гуманистических идеалов.
Он явился одним из предшественников современных культурологических исследований. Культура для Г. – это не нечто доступное немногим, но продукт совокупной деятельности людей и одновременно ее стимул. Культура – это труд, наука, искусство, язык, это плод совместных усилий всего человечества. Культура должна равномерно и всеохватно пронизывать законы, воспитание, жизненный уклад всех стран и людей всех сословий. Культура – это характеристика общества, двигающегося по пути осуществления гуманистических идеалов. Отказываясь от традиционного европоцентризма в понимании истории культуры, Г. интерпретирует ее как историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. «Мне хотелось бы словом гуманность охватить всё, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами Земли». Гуманность соответствует природе человека. Если люди не достигли такого состояния – в этом они должны винить только себя.
Убежденный в поступательном характере исторического процесса, Г. предостерегает от наивной веры в прямолинейность прогресса и приходит к выводу о противоречивости общественного развития. Социально-философские взгляды Г., его философия культуры и языка оказали влияние на развитие последующей философской и общественной мысли. Идеи поступательного развития человечества были трансформированы Гегелем в идею исторической необходимости. Мысли Г. о народе как основе развития истории, о народности в искусстве с энтузиазмом были подхвачены русскими революционными демократами.

Источник: Краткий философский словарь.

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803)
немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г. Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность Г. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776 не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательной развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый европоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом, и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД

(25 авг. 1744 – 18 дек. 1803) – нем. философ, один из идеологов нем. Просвещения. Формирование взглядов. Г. происходило под влиянием "докритического" Канта, лекции к-рого Г. слушал, будучи студентом теологич. ф-та Кенигсбергского ун-та (1762–1764), а также Гамана, англ. сенсуалистов, позднее – Руссо и Спинозы. Преобладающее воздействие на все творчество Г. оказал Лессинг. В творч. эволюции Г. можно выделить три периода. В первый период (1764–71) для мировоззрения Г. характерно наличие материалистич. тенденций. В работе "Критические леса" ("Kritische W?lder", 1769) Г. выступал против попыток эстетики классицизма установить общие принципы художеств. творчества для всех времен и народов. Г. требовал исторически конкретного подхода к иск-ву, отстаивал принципы реализма. В работе "Исследование о происхождении языка" ("Abhandlung ?ber den Ursprung der Sprache", 1770, изд. 1772) Г. обосновывал идею единства языка и мышления, их естеств. происхождения и развития. Второй период (1771–76), совпадающий по времени со службой Г. в качестве придворного проповедника в Бюккебурге, отмечен постепенным усилением религ. настроений. В эти годы Г. выступал в качестве участника и теоретика первого общенем. лит.-обществ. движения "Буря и натиск", направленного против феод.-абсолютистского режима. Вместе с Гете он издавал сборник "О немецком искусстве" ("Von deutscher Art und Kunst...", 1773), в к-ром опубликовал статью "О Шекспире" ("?ber Shakespeare"), раскрывавшую значение реалистич. иск-ва, и "Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов" ("Auszug aus einem Briefwechsel ?ber Ossian und die Lieder alter V?lker"), где ставил проблему народности иск-ва. В иск-ве, по мнению Г., выражается "дух народа", его воззрения, чувства, характер; иск-во связано с нар. творчеством, одним из первых собирателей к-рого явился Г., положивший начало совр. фольклористике. Г. исследовал Библию, рассматривая ее как древнейший памятник нар. поэзии. Вскоре он, однако (на непродолжит, время), отказался от этой т. зр. и утверждал, что Библия есть результат божеств. откровения ("Древнейший документ человеческого рода" – "?lteste Urkunde des Menschengeschlechts", Bd 1–2, 1774–1776). Теологич. взгляд на происхождение человечества и движущие силы истории заметен и в первом общесоциологич. произведении Г. "Еще одна философия истории человечества" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774), где он говорил о закономерном характере историч. развития, противоречиях прогресса и бурж. цивилизации, критиковал механистич. миропонимание. Третий период творчества Г. начинается в 1776, после переселения в Веймар, куда он был приглашен на должность суперинтенданта протестантской церкви. В 80-х гг. Г. защищал от нападок Якоби учение Спинозы, к-рое пытался соединить с идеей развития (в диалоге "Бог" – "Gott. Einige Gespr?che", 1787). Бог для Г. – это сам мир, состоящий из действующих органич. сил, находящихся в постоянном изменении и развитии. Различные формы действительности (неорганич. вещества, растения, живые организмы, человеч. разум) представляются Г. ступенями единой лестницы все усложняющихся органич. сил. В пантеистич. миропонимании Г. в это время сильны материалистич. тенденции. Историю человечества, рассмотрению к-рой Г. посвятил свое важнейшее соч. – "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", Tl 1–4, 1784–91, сокращ. рус. пер. 1829, 1959), он понимал как продолжение развития природы. В 1-й части своего труда, соглашаясь с материалистич. учением Пристли, Г. утверждал, что существование духа вне и до материи невозможно, и высказывал догадки о самозарождении жизни и об эволюции живых организмов; наряду с этим в этом соч. встречаются утверждения о том, что человек был создан богом. Последнее, однако, явно противоречило всей его концепции, согласно к-рой развитие совершается естественно, без участия надмировых сил. Естеств. характер носят, по Г., и законы общества, к-рые он рассматривал во 2-й части труда. Развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим, носит поступат. характер и направлено к высшему состоянию – гуманности. Подвергая критике географич. детерминизм Монтескье, Г. все же признавал значение внешних факторов, но первенствующую роль в обществ. развитии отводил внутр. генетич. силам, природа к-рых была ему неясна. Общество он рассматривал как органич. систему индивидов, вне к-рой индивид – ничто; "Человек рожден для общества" – любимый афоризм Г. Определяющее значение в жизни общества имеет, по Г., культура, сплачивающая людей воедино; культура – результат и одновременно стимул развития общества; важнейшие ее элементы – язык, наука, ремесло, иск-во, семейные отношения, религия, гос-во. У Г. можно найти догадки об определяющей роли производств. деятельности (ремесла) и науки в обществ. развитии (Herders Werke, Weimar, 1957, Bd 5, S. 95–96), но в конечном итоге он оставался в пределах идеалистич. взгляда на историю. Самый древний элемент культуры он видел в религии, возникшей естеств. путем как следствие слабости людей перед лицом природы. Гос-во Г. определял как машину, появившуюся вследствии захватнич. войн; в дальнейшем гос-во должно исчезнуть (см. S?mtliche Werke, Bd 13, В., 1887, S. 452–54). Отмечал Г. и несовпадение конкретных целей и конечных результатов деятельности людей. В 3-й и 4-й частях книги Г. применял сформулированные им принципы обществ. развития к анализу истории человечества, к-рый доводил до 14 в., уделяя значит. внимание странам Востока – Китаю, Индии и др. В этом же соч. Г. высказал свои симпатии к славянству (см. тамже, Bd 14, В., 1909, S. 277–80), что в дальнейшем нашло широкий отклик у деятелей слав. возрождения 19 в. Политич. убеждения Г. выражали интересы нем. бюргерства и носили демократич. характер. К франц. бурж. революции 18 в. относился сочувственно, не приняв, однако, якобинской диктатуры. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Bef?rderung der Humanit?t", 1793–97) он вслед за Лессингом отстаивал идею нац. единства Германии, выступал противником нац. угнетения, колониальных войн и порабощения отсталых народов. В последние годы жизни Г. вел резкую полемику против агностицизма и дуализма Канта с позиций эмпиризма, вплотную приближающегося к материализму ("Метакритика критики чистого разума" – "Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft", 1799). Г. показывал объективность времени и пространства и опытное происхождение наших знаний, но он не понял элементов диалектики в философии Канта. В работе "Каллигона" ("Kalligone", Tl 1–3, 1800) Г. подверг критике кантианское понимание иск-ва как "незаинтересованного созерцания", "целесообразности без целей". Г. утверждал, что прекрасное имеет объективную основу, указывал на связь между красотой и пользой, иск-вом и познанием, высказал догадки о происхождении иск-ва в процессе практич. деятельности людей (см. "Kalligone", Weimar, 1955, S. 95–99). Произведения Г. оказали значит. влияние на духовную жизнь Европы конца 18 – нач. 19 вв. Под их воздействием формировалось мировоззрение Гете, с идеями Г. был знаком Радищев. Идеи Г. получили дальнейшее развитие в творчестве Гегеля и Фейербаха. Однако к 40-м гг. 19 в. Г. как философ был почти забыт. Возрождение интереса к философии Г. возникает лишь в конце 19 в. Для бурж. историографии (Дильтей) характерно истолкование пантеизма Г. в духе совр. философии жизни. Марксисты (Ф. Меринг) подвергли критике извращенную трактовку Г. бурж. авторами и дали правильное освещение его идей. Творчеству Г. уделяет большое внимание филос. общественность ГДР. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–33, В., 1877–1913; Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, В., 1955; Kalligone, Weimar, 1955; Herders Werke, Bd 1–5, Weimar, 1957; Briefe, Weimar, 1959; Соч. в рус. пер. – Избр. соч., M.–Л., 1959. Лит.: Меринг Ф., Иоган Готфрид Гердер. в его кн.: Легенда о Лессинге. Литературно-критические статьи, т. 1, [М.–Л.], 1934, с. 509–21; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; История философии, т. 2, М., 1957, с. 20 – 21; Гулыга ?., Материалистические тенденции в немецкой философии XVIII века, "Вопр. философии", 1957, No 4; его же, Гердер как критик эстетической теории Канта, там же, 1958, No 9; его же, О роли Гердера в формировании передовой немецкой идеологии, в кн.: Ив истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958, с. 3–31; его же, Проблемы культуры в философии истории Гердера, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 3; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750–1848, пер. с нем., М., 1959 (см. Именной указатель); Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1–2, М., 1888; Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. и психол.", 1896, кн. 2– 3; ?ыпин ?., Гердер, "Вестник Европы", 1890, No 3–4; Dоbbek W., Johann Gottfried Herder, Weimar, 1950; Clark R. T., Herder. His life and thought, Berk. – Los Angeles, 1955; Herder-Bibliographie 1916–1953, в кн.: Im Geiste Herders. Gesammelte Aufs?tze, hrsg. von E. Keyser, Kitzingen a/M., 1953, S. 268–305; "Weimarer Beitr?ge", Weimar, 1955, I/II; 1956, ?, II?; 1957, II, IV. А. Гулыга. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.