ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

немецкий философ и педагог (Ольденбург, 1776 — Геттинген, 1841). Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци, затем стал профессором в Геттингене (1805), сменил Канта на кафедре философии в Кенигсберге (1809) и, наконец, вернулся в Геттинген (1833). Все его творчество — попытка поднять психологию до уровня точной науки. Его «динамическая» психология представляет собой изучение психических «сил» и их взаимодействия. Его произведения: «Уточнение к введению в философию» (1813), «Психология как наука» (1824-1825), «Общая метафизика» (1828-1829) и «Философская энциклопедия» (1831). Гербарт основал школу «динамической психологии», основные представители которой — В. Дро-биш (1802-1896) и В. Виндельбанд.

Источник: Философский словарь

Гербарт Иоганн Фридрих
 (1776—1841) — нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал «реалы» — вечные, Неизменные, духовные (как «монада» у Лейбница) и непознаваемые (как «вещь в себе» у Канта) сущности. «Душа» — наиболее совершенный «реал», порождающий все психические явления. В логике Г. стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от демократических принципов своего учителя Песталоцци. Отдельные его взгляды (деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.) сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией. Социально-политические взгляды Г. реакционны: он отвергал конституционный строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим классам.

Источник: Философский словарь. 1963

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776 – 14 авг. 1841) – нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Проф. Геттингенского (с 1805 и с 1833), Кенигсбергского (1809–33) ун-тов. В работах "Главные пункты метафизики" ("Hauptpunkte der Metaphysik", 1806), "Введение в философию" ("Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813), "Общая метафизика..." ("Allgemeine Metaphysik, nebst den Anf?ngen der philosophischen Naturlehre", Bd 1–2, 1828–29) и др. развил свои филос. взгляды. Г. стремился соединить в понятии "реал" идею кантовской "вещи в себе" и лейбницевской монады. Он приписывал "реалам" вечный и неизменный характер, доказывал существование бога, вытекающее якобы из этич. и эстетич. потребности видеть в мире целесообразное устройство. С о ц и а л ь н о - п о л и т и ч. взгляды Г. были реакционны: высшей добродетелью для народа он считал подчинение господств. классам. В. Асмус. Москва. В бурж. э с т е т и к е Г. считается основателем т.н. формальной эстетики (Form?sthetik), противополагаемой в бурж. историографии эстетике Гегеля. В работах по эстетике (см. "Einleitung in die?sthetik...", в кн.: Herbarts philosophische Hauptschriften, Bd 1, 1913) Г. полагал, что надо найти золотую середину между метафизич. взглядами и эмпиризмом, высвободить эстетику из-под опеки философии и сделать ее автономной. Исходя из кантианского принципа незаинтересованности эстетич. суждения, Г. считал специфич. признаком эстетич. понятий бескорыстное и спонтанно возникающее удовольствие, к-рое в нас вызывают форма и взаимоотношения форм (пропорции, ритм, созвучия, масштабность и пр.). Эти взгляды Г. разрабатывали дальше Циммерман, Цейзинг, в музыке – австр. музыковед Ганслик, в своих ранних работах – чеш. эстетик Гостинский. О психологических взглядах Г. см. Ассоциативная психология, Бессознательное. И. Маца. Москва. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–19, Lpz. – Langensalza. 1882–1912. Соч. в рус. пер.: Психология, СПБ, 1875; Избр. Педагогич. соч., т. 1, М., 1940. Лит.: Шишкин Н., О детерминизме в связи с математической психологией, "Вопр. филос. и психол.", 1891, кн. 8; Mузыченко А. Ф., Иоганн Фридрих Гербарт и его школа, в кн.: Очерки по истории педагогических учений. М., 1911, с. 146–70; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, М. [1924]. с 173–76; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 472–76; Zimmermann R., Perioden in Herbart´s philosophischen Geistesgang, Wien, 1876; De Garmо Сh., Herbart and the Herbartians, L., 1895; Fritzsch Th., Johann Friedrich Herbarts Leben und Lehre..., Lpz.–В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, M?nch., 1928.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841)
немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения - "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Психология" (1816), "Общая метафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в себе". В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов. Душа, будучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова. Совокупность одновременно действующего "представливания" (Г.) называется сознанием. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подходящего, чем наглядное". Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение"получаемых представлений. Данное количество "напряжений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов".
А.Н. Шуман

Источник: Новейший философский словарь

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
философ; p. 4.5.1776 (Ольденбург) — ум. 14.8.1841 (Гёттинген); с 1805 — профессор в Гёттингене, с 1809 — в Кёнигсберге, с 1831 — опять в Гёттингене. Согласно Гербарту, философия — это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика — к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа — это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, так как для объяснения их нет надобности прибегать к так называемым душевным способностям: «Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба». Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей — в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы; 2) совершенства; 3) благосклонности; 4) права; 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в XIX в. была создана особая школа, а именно — в сущности вопреки намерениям Гербарта — в направлении педагогического формализма. Осн. соч.: Allgemeine Pädagogik, 1806; новое изд. 1902, 1920(рус. пер.: Избранные педагогические сочинения, 1940. Т. 1); Hauptpunkte der Metaphysik, 1806,1808; Allgemeine praktische Philosophie, 1808, 1891; Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie, 1813, 1883; новое изд. 1912; Lehrbuch zur Psychologie, 1816, 1900; Psychologie als Wissenschaft, 2 Bde., 1824—1825 (рус. пер.: Психология, 1875); Allgemeine Metaphysik, 2 Bde., 1828—1829. Полное собрание сочинений Гербарта в хронологической последовательности издано Кербахом и Флюгелем, 19 т., 1887—1912. W. Kinkel. Н. — Sein Leben und seine Philos., 1903; T. Fritzsch. J. F. H.s Leben u. Lehre, 1921; G. Weiss. H. und seine Schule, 1928; Jakob Müller. H.s Lehre vom Sein (Diss.), Zürich, 1933; К. Siegel. Volksgeschichtswiss. Studien über H. und die H.ianer (Diss.), Göttingen, 1939; W. Asmus. J. F. H., I — II, 1968 — 1970; B. Gerner (Hg.). H. — Interpretation u. Kritik, 1971; F. W. Busch, H.-D. Raapke (Hgg.). J. F. H., 1976; G. Buck. H.s Grundlegung der Pädagogik, 1985; D. Benner. Die Pädagogik H.s, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
4.5.1776, Ольденбург - 14.8,1841, Геттинген), нем. философ-идеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» - «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.- «Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l-2, 1828-29). В центре метафизики Г.- понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию к-рых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики синехологией; от греч. связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключенного в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.- это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма - определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлеченной спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с ее анализом «души» и «Я» как понятий, к-рые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г. -«простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно к-рым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала - одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребенка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырех ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).

Источник: Советский философский словарь

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
4 мая 1776, Ольденбург—14июля 1841, Геттинген) — немецкий философ, психолог, педагог. Учился в Йенском университете у Фихте, затем пробыл три года в Швейцарии, работая домашним учителем (там состоялось важное для Гербарта знакомство с Песталоцци). В 1805—09 преподавал в Геттингене, в 1808 стал преемником Канта в Кенигсбергском университете, оставшись там почти на четверть века и основав кафедру педагогики. В 1833 вернулся в Геттинген. Был основательно знаком с философией Лейбница, Вольфа, Канта, а также Фихте и Шеллинга.
Философию в духе Канта понимал как науку о понятиях, однако не априорных, а «данных» во всеобщем опыте или эмпирических науках. Философия должна с помощью формальной логики обработать эти понятия так, чтобы представить данное в опыте в совершенно ясном и свободном от противоречий виде. Для этого используется «метод отношений»: противоречивое понятие необходимо разложить на видовые, показав отношения частей между собой. Эта процедура решала проблему: как вещь может «относиться» к своим свойствам, «иметь» их. Одна и та же вещь может иметь несколько свойств в силу того, что она находится во многих отношениях с другими вещами. «Свойство» есть отношение. О том, существует ли свойство, принадлежащее вещи самой по себе, мы составить представления не можем, однако такое свойство следует предположить (для объяснения самотождественности вещи, а также разнообразия ее «свойств»); Гербарт называет его «простым» или «первичным». Философ приходит к выводу о существовании множества субстанций — «реалов». Подлинная природа реалов неизменна, а их становление и развитие есть видимость, образуемая тем, что «реалы» вступают между собой в сменяющиеся отношения. Душа, будучи одним из «реалов», также взаимодействует с другими субстанциями, продуктом такого взаимодействия являются «представления»—одно из центральных понятий психологии Гербарта.
Продолжая традицию Декарта, Гербарт в построении психологии основывался на математических методах (основной труд: «Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики», 1824—25, Psychologie als Wissenschan, neu gegrundet auf Erfahrung, Metaphysik und Mathematik, Bd 1—2, 1828—29). Сложные психические явления он предлагал не сводить к каким-либо душевным способностям или «силам» души, а объяснять, как в естествознании, законосообразными комбинациями элементарных процессов. Если в некий момент времени в сознании находится одно представление, то оно завладевает всей его энергией. Если же их несколько, то представления взаимодействуют между собой так, что каждое теряет в своей интенсивности тем больше, чем больше сила конкурирующего представления, причем это взаимодействие может быть математически исчислено. Представления не исчезают с прекращением соприкосновения души с другими реалами, но ослабевают (подавляются) или вытесняются за пределы определенной границы, для обозначения которой Гербарт вводит термин «порог сознания» (и связанное с ним понятие «бессознательного»). Тем самым сознание становится мерой интенсивности представления. Представление, вновь или впервые вступающее в сознание, испытывает притяжение активных представлений или их комплексов (процесс, который Гербарт называет «апперцепцией», связывающей новое знание со старым). В трактовке идей апперцепции и бессознательного Гербарт продолжает традицию Лейбница.
Последователями Гербарта были М. Дробиш (1802—96), немецкий философ и антрополог Т. Вайц (1813—86), одним из наиболее непримиримых оппонентов в психологии—Д. Долыяей. Психологические идеи оказались более влиятельными, нежели философские (именно он в 1816 опубликовал первый учебник по психологии). Метафизические и психологические воззрения Гербарта стали основой его педагогики, в которой он старался ввести научно обоснованные представления о средствах, методах и целях воспитания.
Соч.: Samtliche Werke, Bd. 1-19. Lpz.-Langensalza, .1887-1912; Allgemeine Padagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4 Aufl. 1920; в рус. пер.: Психология. СПб., 1875; Избр. педагогические соч., т. 1. M., 1940.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1