Гераклит Гераклит

Найдено 1 определение
Гераклит Гераклит
ок. 520-ок. 460 до н.э.) был родом из Эфеса - города на западном побережье Малой Азии. Происходил из аристократической древнегреческой семьи. Враждебно относился к демократии и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему тленному]. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» {Маковельский А.О. Досократики. Казань., 1914. Ч. 1. С. 162]. Однако аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок. Ему принадлежит труд «О природе», из которого дошло только 130 отрывков. Это сочинение написано образно, сжато, но трудным языком, часто непонятным (поэтому Гераклита прозвали «темным»).
Первоначалом всего сущего Гераклит считает огонь. Сохранился фрагмент, в котором он пишет: «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». В другом фрагменте он пишет об изменениях этого вечно живого огня: «Все обменивается на огонь и огонь на все, как золото на товары и товары на золото». Те изменения, которые происходят в направлении: земля - вода - воздух - огонь, называются Гераклитом путем вверх, а те, которые идут в обратном порядке, - путем вниз.
Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». «Враждующееся соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу». Всякое явление для Гераклита составлено из противоположных начал. Эти противоположности находятся в состоянии борьбы: «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными». «Следует знать, что война всеобща, и правда - борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости».
Концепция Гераклита - это универсальность изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова: «все течет». Подлинные его слова следующие: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Признавая главной характеристикой мира борьбу противоположностей, Гераклит одновременно полагает, что противоположности, переходя друг в друга, сохраняют общую для обеих тождественную основу, т.е. он выдвигает идею о тождестве противоположностей. Выступая против тех, кто не понимает единства противоположностей, он пишет: «Они не понимают, как расходящееся согласуется с собой. Оно есть возвращающаяся к себе гармония подобно тому, как наблюдается у лука и лиры».
Закон бытия у Гераклита - «всеобщий логос», который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества.
Постоянный процесс изменения, процесс движения, а также переход противоположностей друг в друга связаны с относительностью качеств вещей. Так, Гераклит приводит примеры, когда морская вода может выступать и как чистейшая, и как грязнейшая: «Для рыб она питательна и спасительна, людям же негодна для питья и пагубна». В 62-м фрагменте он пишет: «Бессмертные смертны, смертные же бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других».
Большое место в своем трактате отводит Гераклит вопросам познания. По его мнению, истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний. «Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея». По Гераклиту, познание осуществляется через чувства, но последние не могут дать истинного знания, которое приобретается только мышлением. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить». В 107-м фрагменте он подчеркивает: «Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души».
В литературе Гераклит изображается нелюдимым мыслителем с аристократическим образом мыслей. Диоген Лаэртский пишет в своем труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: «Был он высокоумен и надменен превыше всякого... Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами». Но эти расхожие мнения историков не согласуются с основополагающими идеями Гераклита, которые предвосхитили многие дальнейшие философские концепции и прежде всего диалектику Гегеля.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
484.81 кб

Учение Гераклита о слове

Петров М.К.
Статья посвящена выяснению вклада древних греков в лингвистику и историю европейского рационального мышления в целом.
Читать PDF
211.02 кб

Философская «Оптика» Гераклита

Аванесов Сергей Сергеевич
Эта статья написана в русле исследования проблемы взаимного отношения «видимого» и «того, что есть». Онтология, которая именуется «классической», склонна отрицать «видимое» как «ложно существующее».
Читать PDF
221.68 кб

Гераклит и диалектический материализм

Кессиди Феохарий Харлампиевич
Читать PDF
277.81 кб

Постмодерн и тезис Гераклита Эфесского

Еровенко В. , Михайлова Н.
Читать PDF
85.68 кб

Убывание логоса: от Гераклита к Аристотелю

Винюкова Анна Кареновна
Настоящая статья посвящена проблеме значения философского концепта логос. В ней рассматриваются изменения семантического поля данного концепта во временном промежутке от Гераклита до Аристотеля.
Читать PDF
103.27 кб

«Гераклит» Хайдеггера, aletheia и парадокс Лжеца

Ладов Всеволод Адольфович
В этой статье я рассматриваю интерпретацию Хайдеггером греческого слова « aletheia » (истина) с логической точки зрения.
Читать PDF
215.85 кб

СЛЫШИМ ЛИ МЫ ГЕРАКЛИТА? ИЛИ ТАК НАМ ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ?

Муравьев Сергей
Опираясь на свой большой опыт работы над наследием Гераклита Эфесского (первая публикация в 1970 г.
Читать PDF
441.50 кб

Логос Гераклита как мера личностной самотождественности

Аполлонов Иван Александрович
В статье исследуются истоки философского рассмотрения проблемы личностной идентичности.
Читать PDF
130.32 кб

Гераклит и Гермодор в политической истории архаического Эфеса

Лаптева Марина Юрьевна
В статье рассматривается проблема политической роли греческих интеллектуалов в греческих государствах Ионии VI века до н. э.
Читать PDF
384.68 кб

К истокам европейской социологической науки: Гераклит Эфесский

Бакина Валентина Ивановна
Статья посвящена социологической науке древнегреческого философа Гераклита Эфесского.
Читать PDF
832.13 кб

ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ В ОНТОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ ПАРМЕНИДА И ГЕРАКЛИТА

Денисова Татьяна Юрьевна
В статье дается систематический анализ позиций двух выдающихся и традиционно противопоставляемых друг другу представителей греческой натурфилософии, Парменида Элейского и Гераклита Эфесского, относительно проблемы времени как миро
Читать PDF
420.01 кб

Война как средство утверждения истины и справедливости: Гераклит

Жилин Владимир Ильич
Война как своеобразное и эффективное средство утверждения истины используется многими политическими силами на протяжении тысячелетий человеческой истории.
Читать PDF
421.43 кб

Рефлексия опыта в западной философии: от Гераклита до У. Джеймса

Кормочи Елена Александровна
В статье проводится анализ подходов к определению понятия «опыт» в западной философии со времен античности до ХХ в.
Читать PDF
356.40 кб

Автобиография профессора Саратовского университета А. А. Гераклитова

Соломонов Владимир Анатольевич
Публикация отражает основные вехи жизни и научно-педагогической деятельности видного саратовского историка и общественного деятеля, профессора Саратовского университета А.А. Гераклитова.
Читать PDF
375.76 кб

Логос, космос, этос в философии Гераклита: перечитывая М. К. Петрова

Драч Геннадий Владимирович
Статья продолжает размышления о логосе у Гераклита, начатые М. К. Петровым. Логос Гераклита завершает картину столкновения противоположностей и перехода их друг в друга.

Похожие термины:

  • ГЕРАКЛИТ

     (ок. 544 — ок. 483 до н.э.) — древнегреч. философ-материалист и диалектик. Уроженец Эфеса, в Малой Азии, аристократ по рождению. Соч. Г. «О природе», дошедшее до нас лишь в отрывках, славилось в древности
  • Гераклитеизм

    Учение Гераклита и всякое учение, поддерживающее его центральный тезис о том, что не существует неподвижных существ, что все изменяется и все течет («Panta rhei»), что все пребывает в становлении. В этом
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

    ок. 554-483 до н.э.) – древнегреческий философ, получивший прозвище Темный за глубину и загадочность своих мыслей. В его текстах можно обнаружить, с одной стороны, развитие материалистической и диалек
  • ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА

    древнегреческий философ. Философию Гераклита составляют следующие идеи: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечным живым огнем, закономерно воспламеняющимся и
  • Гераклит: Идея логоса

    Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос — "слово", "речь" самой вечной природы. Об это
  • Диалектика в философии Гераклита

    Гераклит знаменит не только интересными и глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий древнегреческий диалектик(Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, кот
  • Взгляды Гераклита: Мудрец и толпа

    Иногда стиль и направленность размышлений Гераклита ставят в прямую связь с его происхождением из царского рода; отсюда-де его презрение к толпе, к большинству, к демократии и демократизму. Но Гер
  • Гераклит: новое в понимании первоначала

    Поверхностному наблюдателю может представиться, что Гераклит просто примыкает к древнегреческим ионийским философам, во всяком случае, встает рядом с Фалесом и Анаксименом. Ведь он тоже утвержда
  • Гераклит Эфесскиии новый обряд философской мудрости

    Годы жизни Гераклита Эфесского точно неизвестны. Предполагают, что он был "в расцвете сил" в 69-ю Олимпиаду, т.е. в 504-501 гг. до н.э. (1; 176)(Здесь и далее свидетельства о Гераклите приводятся в переводе А.В.