ГЕРА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРА
в греческой религии дочь Кроноса и Реи, сестра и жена Зевса. Почиталась как царица олимпийских богов, небесная покровительница городов и героев, брака и семейной жизни.  

Источник: Религиоведческий словарь

Герой
в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. Г. выполняют волю богов на земле среди людей, помогая им, улучшая их жизнь. Г. наделены различными сверхчеловеческими возможностями, да и боги помогают им, но они смертны.

Источник: Мифологический словарь

Геро
греч.)  – жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сеет на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса, находившегося на противоположном берегу пролива. Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с Г., а она зажигала огонь маяка на башне, чтобы указать ему путь. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Утром волны прибили его тело к подножию башни, и Г., увидев труп возлюбленного, в отчаянии бросилась в море.

Источник: Мифологический словарь

Геро
Жрица Афродиты или Артемиды, жившая в г. Сесте. В нее влюбился юноша Леандр из г. Абидос в Троаде, расположенного на другом берегу пролива Геллеспонт.
Каждую ночь Геро ждала, когда ее возлюбленный переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и всякий раз благополучно добирался до берега. Но однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро, безнадежно сидящей на берегу. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ГЕРА
(Нега) - по гроч. мифологии - дочь Кроноса и богини-матери Реи (или богини Геи, олицетворяющей Землю), сестра и жена Зевса, богиня брака и семейной жизни, покровительница женщин и повивального искусства. Культ Г. развился из поклонения древним женским богиням плодородия. Наиболее чтимые храмы Г., возникшие в местах почитания ее еще в микенский период, были в Олимпии и Арголиде. В классич. время Г. как жена Зевса считалась владычицей небесной. Эта сторона ее культа оказала влияние на развитие культа христ. богородицы как царицы небесной. В римской мифологии Гере соответствует Юнона. О. И. Савостьянова

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Гера
в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Являлась верховной олимпийской богиней. Ее родители — Кронос и Рея. В браке Геры с братом выразились древние отношения кровно-родственной семьи. Являясь супругой Зевса, она имела верховную власть над всеми остальными богами. Одновременно проявлялись черты мощного древнего женского божества. Ее сила проявляется через самостоятельную деятельность, зачастую, вопреки воле Зевса. Так, она без супруга, в отместку ему, рожает Гефеста, бога кузнечного дела и ремесел. Он родится уродливым, и мать в гневе сбрасывает его с Олимпа, обрекая сына на хромоту. Гера порождает дракона Тифона, она усыпляет Зевса и помогает победить грекам-ахейцам в Троянской войне и т. д.

Источник: Человек и общество. Культурология

Гера
греч.)  – верховная греческая богиня, старшая дочь Кро-носа и Реи, сестра и третья супруга Зевса (после Метиды и Фемиды). По одному из мифов, брак Г. с Зевсом 300 лет держался в тайне, пока Зевс не объявил ее своей женой и царицей богов. Г. считалась покровительницей брака и супружеской любви, помощницей беременных и рожениц. Г. родила от Зевса Гебу, Гефеста, Ареса, Илифию. Мифы изображают Г. ревнивой, властной, мстительной. Она неумолимо преследует многочисленных соперниц – возлюбленных Зевса (превращает По в корову, Каллисто – в медведицу, губит Семелу, задерживает роды Алкмены и т. д.), ненавидит Геракла и других незаконных потомков Зевса. Однажды Зевс в наказание за] покушение на Геракла подвесил Г. на цепях к небосклону, привязав к ее ногам наковальни. В Троянской войне Г. поддерживает греков, оскорбленная тем, что Парис отдал предпочтение Афродите. Нередко она выступает покровительницей греческих городов и героев, помогает Ясону и аргонавтам. Г. изображали высокой стройной женщиной с величественной осанкой и строгим взглядом, в венце или диадеме, ей были посвящены гранат, павлин, ворон, кукушка.

Источник: Мифологический словарь

ГЕРУ (Марсель)
французский философ и историк философии (Гавр, 1891 — Булонь/Сена, 1978). Был профессором факультета в Страсбурге (1929-1945), в Сорбонне (1945-1951), Коллеж де Франс (1951-1962). Его работы по философии Фихте («Эволюция и структура наукоучения Фихте», 1930), о «Трансцендентальной философии Соломона Май-мона» (1930), о Лейбнице («Динамика и метафизика Лейбница», 1934), более поздние: «Декарт согласно порядку доводов» (1953), «Мальбранш» (1955-1959), «Спиноза» (1967) впервые возводят историю философской мысли в ранг науки, исторически точной и философски строгой одновременно: историческая точность основывается на реальности текстов, философская строгость — на их рациональном понимании (которое соотносится не с субъективным критерием, внешним философскому произведению, но с объективной «структурой» систем, с их внутренней согласованностью). Эта позиция историка сама оказывается философски оправданной и обоснованной в произведении «Философия истории философии» (посмертно в 1979 г.) и в 3 томах «Истории истории философии» (1984-1989). Геру предстает перед нами не только как великий историк, но и как первый философ, критически обосновавший легитимность истории философии.

Источник: Философский словарь

ГЕРА
В греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Гера — последняя, третья после Метиды и Фемиды, законная супруга Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу; она стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса, она же наслала безумие на Ино, бросившуюся в море, в отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, родила без супруга Гефеста и т. д.
От прикосновения к земле Гера породила чудовище Тифона. При этом она покровительница рожениц, мать богини родов Илифии. Сыном Геры считался и Арес — один из самых кровавых богов.
Гера — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она — защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты и Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.
Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе и Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кноссе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ГЕРОИ
от гр. herds,— полубог): человек, чья воля к «преодолению» (препятствий) возвышает его над остальными людьми. В классическом смысле слова герой определяется любовью к риску; образец здесь —воин, окруженный ореолом военных побед: древнегреческие «герои» завоевывали этот титул высокопробным проявлением необычайной физической силы (например, Геракл еще в колыбели уничтожает змею; появление Ахилла, наводящее страх на целые армии). Сегодня в силу особенностей современного вооружения этот военный смысл слова применим лишь к «ветеранам», выполнившим свой долг из чистого послушания, тогда как внешние обстоятельства заставляют нас задним числом рассматривать их как героев. Истинное же восприятие слова, наоборот, предполагает позитивное действие или творчество: героем является тот, кто воплощает в себе национальное или революционное дело, кто рождает единодушие вокруг себя и образует подлинную историческую силу (все великие национальные или политические фигуры являются героями в этом смысле слова). Наконец, герой может быть создателем важных культурных ценностей: Бергсон (в «Двух источниках морали и религии») провозглашает героями Сократа и Христа: Христа за подаренное человечеству откровение о ценности «милосердия» (в этом же ряду стоит и Руссо с его откровением о «чувстве природы»). Вообще герой представляет стиль жизни (так же как «святой» и «мудрец»), противостоящий жизни «прозаической» и отличающейся крайне плодотворной творческой активностью (тогда как «святой» и «мудрец» ничего в мире не творят: первый оторвался и абстрагировался от него; второй наслаждается своим простым и искренним созерцанием). См. Мудрость, Святой.

Источник: Философский словарь

ГЕРОЙ
универсальная категория мифологических персонажей.
Терминологически наиболее четко выделяются в греческой мифологии, где Герой — это сын или потомок божества и смертного человека. В наиболее архаических мифологических системах Г. нередко идентифицируется с первопредком, участвующим в творении, выступающим в качестве культурного героя или демиурга. В отличие от богов (духов), создающих космические и культурные объекты, Г. большей частью находят или добывают эти объекты готовыми, отнимая или похищая (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги) .
Иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но, как правило, гораздо активнее богов. Эта активность способствует формированию смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил, героического характера (Гильгамеш, Ахилл, нибелунги и т. д.), что приводит к богоборчеству Г. (Прометей, Амирапи, Абрскил, Батрадз, Артавазд и Др.). Герои нуждаются для совершения подвига в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения (обычно в силу божественного происхождения). Помощь богов или духов приобретается посредством определенного искуса и посвятительных испытаний (инициации). Испытания могут принимать форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов). Г. может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/ возвращение — смерть/воскресение).
Рассказ о чудесном рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, перипетии героического детства предшествуют описанию важнейших подвигов. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, особенно в сказке, см. Иван дурак, Иван. Царевич), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемой часто в качестве временного ухода в иной мир (ср. Вяйнямёйнен) с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Гера
В древнегреческой мифологии Гера (Hera) – старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения. Мать Ареса, Афины, Гебы, Гефеста, Илифии.
Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей в древнеримском пантеоне соответствует Юнона. В особенности в «Илиаде» Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность – черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой. В борьбе за Илион она покровительствует своим любимым ахейцам; ахейские города Аргос, Микены, Спарта – ее любимые местопребывания; троянцев она ненавидит за суд Париса.
Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение – связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера – покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.
Главным местом ее культа был Аргос, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет в честь ее праздновались так называемые Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась также в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и др. городах.
Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми «воловьими» глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра – кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ГЕРА

Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах. Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. Супружество Г. определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев семьи эпохи классической олимпийской мифологии.
Известна ее ненависть к Гераклу – сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса. Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста. Однако Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону. Она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии, Тифон – порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса.
К древним функциям Г. относится ее помощь женщинам во время родов. Она – мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги, и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.
Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она – ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.
Культ Г. был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса).

Источник: Словарь греческой мифологии

Герой
в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. Это или отважный воин, или благородный человек. Герой призван выполнять волю богов-олимпийцев среди людей на земле. Герои вносят гармонию, культурность и закономерность в жизни в отличие от хаоса и неупорядоченности варварства. От обычных людей герои отличаются сверхъестественной силой и удивительными способностями. От богов они отличаются смертностью. Возможности героев приближают их к бессмертию, достичь которого они не в состоянии. Зевс, как главный бог, следит за тем, чтобы люди, включая и героев, не пересекали меры их небожественности. Так, Геракл похищает яблоки Гесперид, дающие молодость, но их возвращает Афина, Асклепий стремился воскрешать людей лечением, но был поражен молнией Зевса. Подвиги героев дают им славу, но не дают бессмертия. Поэтому их судьба насыщена драматизмом, они страдают, преодолевая препятствия, выполняя волю богов. Герои раннего периода греческой мифологии уничтожают чудовищ (горгона, химера). Кульминацией этой борьбы выступает вызов царству мертвых (Орфей). Развитие героизма перемещает его в сферу интеллектуально-культурной деятельности. Герои становятся искусными мастерами, строителями, музыкантами, певцами, ораторами, хитрецами, прорицателями. Боги помогают Героям и, одновременно, препятствуют их подвигам. Часто их ожидает мучительная смерть. Она бывает разной. После смерти многих Героев ожидает бессмертная слава. Логика жизни приводит Героев к их противостоянию богам. Они становятся дерзкими, свою волю ставят выше божественной. Карой богов становится смерть и даже проклятие Героев и их потомков. История греческих Героев полна величия и трагизма. Культ героев развит во многих мифологических культурах. Греческий героизм можно считать классическим по своей развитости, четкости и определенности. Архаические Герои, зачастую, сливаются с великими предками, царями, вождями и военачальниками. В архаичных культах предок, иногда тотемный, создает и культуру популяции, выступает Героем. Герои - демиурги творят культуру не духовно, не словом, как боги, а добывают ее элементы в борьбе и путешествиях. Иногда Герои обучают людей ремеслам. В борьбе за новую культуру Герои вступают в борьбу со своими антагонистами — врагами, которые им препятствуют в достижении цели. По мере усложнения культуры в пространстве которой действует Герой, его деяния приобретают космический характер. Он выступает против сил хаоса, борется за гармонию культурного мира богов и людей. Сначала Герою противостоят демонические существа и хтонические силы (драконы и чудовища), а затем начинают фигурировать мифологизированные исторические персонажи. Активность Героя порождает героический тип людей с соответствующим характером, не останавливающихся ни перед чем (Гильгамеш, Ахилл или Дон Жуан у Моцарта). Наивысшее развитие приводит к появлению чувства превосходства перед богами, к действиям наперекор их воле (Прометей). Широко распространенным сюжетом является испытание Героев. Испытание можно связать с обрядом инициации (посвящения). Общим бывает: уход или изгнание Героя, странствия его в других мирах, связи с духовными силами т. д. «Биография» Героя, циклические обряды (рождение, посвящение, женитьба и смерть) выступают также в качестве образа для членов популяции в процессе их жизни. Героический миф существует также в форме эпоса и фольклора.

Источник: Человек и общество. Культурология