ГЕОРГИЕВСКИЙ Сергей Михайлович
ГЕОРГИЕВСКИЙ Сергей Михайлович
19.10.1851, Кострома,-7.8.1893, Мец. Рус. китаевед. Окончил историко-филологич. ф-т Московского ун-та (1873) и вост. ф-т С.- Петербургского ун-та (1880). В кон. 1881 начал службу в Китае (Ханькоу) в торговом доме "Боткин и сыновья", по увольнении в 1881 до ноября 1882 путешествовал по стране. В 1885 защитил дис. на степень магистра, представив опубликованную в том же году кн. "Первый период кит. истории (до императора Цинь-ши-хуан-ди)". С 1886 - приват-доцент С.- Петербургского ун-та, читал лекции по кит. словесности (гл. обр. конф. философии). В 1889 защитил докт. дис. по теме: "Анализ иероглифич. письменности китайцев, как отражающий в себе историю жизни древнего кит. народа". Экстраординарный проф. С.- Петербургского ун-та по кафедре кит. словесности, член-сотрудник Имп. рус. археологич. об-ва. Выступал против европоцентризма зап. историографии, опровергал измышления о Китае, содержавшиеся в трудах Гегеля, Г. Вебера, Ф. Шлоссера и др. Обосновывал важность изучения истории и культуры Китая для познания мировой истории и культуры, учета его позитивного историч. опыта в устройстве обществ, жизни. Первым в рус. китаеведении поставил вопрос о необходимости формирования синологии как комплексной науки, затрагивающей самые разные аспекты истории, экономики и культуры Китая, а также об определении "ее целей, основы, материала и условий науч. разработки" (с. 7). Гл. вопрос синологии - "историч. народ китайцы или неисторич.?", т.е. участвовал ли Китай во всемирной истории, насколько применимо к его культуре и строю понятие прогресса и осознавалось ли оно. В рамках этой проблемы поставил перед собой задачу выявления "принципов жизни" Китая, т.е. факторов, обеспечивающих "жизненность" кит. нации. Эти принципы Г. усматривал в примитивных религ. верованиях и конфуцианстве. И то, и другое - явления историч. и подвергавшиеся изменениям. Квинтэссенция "принципов жизни Китая" - "сыновнее благочестие" (сяо [1], см. "Сяо цзин"), пронизывающее все слои обществ, бытия и сознания. Этот принцип мог быть разрушен с развитием многобожия, заслонявшего древний культ предков, и посредством чуждых прежнему образу мысли филос. доктрин. "Сыновнее благочестие" выжило благодаря усилиям Конфуция, к-рый из него "выработал этич. философему", оказавшуюся "в практич. применении... жизненнее филос. систем". Г. усматривал в учении Конфуция тезис о склонности человека по природе к добру; идею культурного прогресса, сопровождающегося совершенствованием отношения младших в семье и об-ве к старшим; обоснование отправления культа предков возможностью выражения любви и воспитания чувства долга; идею личного благоденствия как "конечной цели своего бытия" ("высший, теоретич. эгоизм"), к-рая м.б. достигнута только при неэгоистич. отношении к окружающим, начиная с родителей. Ставил Конфуцию в заслугу идею моногамии как одного из средств достижения нравств. гармонии в об-ве. Очертив историю конф. доктрины, Г. негативно оценил воздействие на нее философии неоконфуцианства, противоречащей, по его мнению, учению Конфуция отрицанием культа предков и пропагандой аскетизма. Он показал общекультурное значение конф. канонич. (см. "Ши сань цзин") и дидактич. лит-ры, воздействие конф. учения на законодательство имп. Китая. Видел в реализации принципа "сыновнего благочестия" залог устойчивости кит. об-ва и возможности его противостояния давлению Запада. Условием спасения кит. гос-ва м.б. принятие им христианства, но перспективы этого сомнительны по ряду причин: 1) восприятие китайцами христианского вероучения через призму собств. культурного опыта, поверхностных и ложных аналогий; 2) противоречия между христианскими конфессиями, подрывающие доверие к ним; 3) сращенность историч. форм христианства с культурно-бытовыми навыками и обычаями, противоречащими тем, что приняты в Китае; 4) недостойные средства проповеди, использование нар. суеверий, привлечение к крещению обещанием материальных выгод и т.п.; 5) нехристианское поведение представителей Запада в Китае. Учитывая, что нормы жизни Запада в целом не являются христианскими, они имеют мало шансов привиться в Китае, где эффективно действует своя система этич. норм. Если бы в Китае некогда возобладали филос. системы даос, толка ("проникнутое стоицизмом учение Лао-цзы и проповедующая эпикуреизм доктрина Ян Чжу"), то он давно испытал бы судьбу погибших древних цивилизаций. *Принципы жизни Китая. СПб., 1888; Важность изучения Китая. СПб., 1890; Мифич. воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892; **Петров А.А. Философия Китая в рус. бурж. китаеведении // Библиография Востока. Вып. 7. 1935. С. 5 - 28; Никифоров В.Н. Сов. историки о проблемах Китая. М., 1970. С. 15- 18 и др.; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977. С. 231 - 4 и др. А.Ф. Михайлов, А.Г. Юркевич