ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
высшая степень проявления творческих сил человека.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
(от лат. genius — дух-покровитель) — проявление творчества, развитие чел. способностей в высшей степени — как общих (интеллектуальных), так и спец. Характерные черты для гения: творч. продуктивность, владение опред. методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений. Лишь в случае достижения личностью таких результатов творч. деятельности, к-рые составляют целую эпоху в жизни об-ва, в развитии культуры, можно говорить о Г. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Гениальность
это понятие обычно определяют как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Но критерии «наивысшего» при этом не задаются. Видимо, надо различать Г., которая может иметь место в любой области жизнедеятельности (допустим, гениальный наставник или художник) и Г., определяющую стратегические пути развития общества в целом. В обоих случаях имеет место открытие путей, задающих соответствующей сфере новое качество. Из открывающегося гению нового видения действительности, которое не выводится из уже существующего знания, вытекают новые правила и способы деятельности в соответствующей области. Значимость этой новизны («наивысшесть») в конечном счете определяется соответствием определенным ценностям. Именно поэтому «Гений и злодейство две вещи несовместные» только при соотнесении их с системой ценностей.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определ. историч. контексте жизни человеч. общества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (ее психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не отличается с психологич. т. зр. от творч. процесса других одаренных людей.
историч. воззрения на природу Г. и ее оценка связаны с общим пониманием творч. процесса (см. Творчество). Так, от античности идет взгляд на Г. как род иррационального вдохновения (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у Щефтсбери становится одним из осн. :>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). По Канту, гений - это «...прирожденные задатки души..., через которые природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постижению мира.
В 19-20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-психологич., а также социологич. исследования различных аспектов Г. и творчества.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Экспедиция в гениальность

Логунова Л. , Халуторных О.
Колупаев Г.П., Клюжев Б.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Поток жизни и творчества гения в понимании. Экспедиция в гениальность, современной медицины. М., 1999. 450 с.
Читать PDF
0.00 байт

Гениальность в науке как форма проявления власти

Фукалов Антон Вячеславович
В данной статье показана роль гениальной личности в развитии науки. Рассмотрена смысловая взаимосвязь власти и гениальности. Понятие «гений» рассматривается в контексте науки.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 01. 015. Фара П. Поймать падающее яблоко: Исаак Ньютон и мифология гениальности. Fara P. catch

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетический аспект генетики гениальности

Коломиец Галина Григорьевна
Обращение к эстетической проблеме гения, связанной с темой гениальности в искусстве, вызвано интересом к генетике гениальности в свете современной генетики, которая утверждает силу стохастики, роли энтропийного начала в появлении
Читать PDF
0.00 байт

Идеально-смысловой критерий гениальности

Чернов Сергей Васильевич
Гениальность представлена автором как особый вид сущего, как принцип, определяющий саму сущность человека и его природу, и обеспечивающий творческое многообразие смысла бытия личности.
Читать PDF
0.00 байт

Категориальный аппарат гениальности

Нассонов Михаил Сергеевич
В данной статье на основании классического энциклопедического определения гениальности выводятся ее категориальный аппарат, особенности, что позволяет описать творческий процесс вообще.
Читать PDF
0.00 байт

Учение о гениальности Артура Шопенгауэра

Чернов Сергей
В статье впервые проводится целостный содержательно-аналитический обзор учения Артура Шопенгауэра о гениальности, где основные идеи заключаются в следующем.
Читать PDF
0.00 байт

Novum organum к вопросу об исследовании гениальности

Чернов Сергей Васильевич
В статье представлен novum organum (новый подход — лат.
Читать PDF
0.00 байт

Триадическая диалектика гениальности

Чернов Сергей Васильевич
Статья продолжает серию трудов автора, посвящённых исследованию гениальности, последняя, в свою очередь, представляется как сущее в своём бытии. Основная цель исследования — попытка приткрыть завесу тайны гениального ума.
Читать PDF
0.00 байт

О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Чернов С.В.
В настоящей статье автор проводит критический анализ психопатологической (психопатической) теории гениальности и, тем самым, продолжает цикл работ по развитию идеи гениальности, разработке проблемы гениальности и изучению гениальн