высшая степень проявления творческих сил человека.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
(от лат. genius — дух-покровитель) — проявление творчества, развитие чел. способностей в высшей степени — как общих (интеллектуальных), так и спец. Характерные черты для гения: творч. продуктивность, владение опред. методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений. Лишь в случае достижения личностью таких результатов творч. деятельности, к-рые составляют целую эпоху в жизни об-ва, в развитии культуры, можно говорить о Г. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Гениальность
это понятие обычно определяют как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Но критерии «наивысшего» при этом не задаются. Видимо, надо различать Г., которая может иметь место в любой области жизнедеятельности (допустим, гениальный наставник или художник) и Г., определяющую стратегические пути развития общества в целом. В обоих случаях имеет место открытие путей, задающих соответствующей сфере новое качество. Из открывающегося гению нового видения действительности, которое не выводится из уже существующего знания, вытекают новые правила и способы деятельности в соответствующей области. Значимость этой новизны («наивысшесть») в конечном счете определяется соответствием определенным ценностям. Именно поэтому «Гений и злодейство две вещи несовместные» только при соотнесении их с системой ценностей.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определ. историч. контексте жизни человеч. общества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (ее психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не отличается с психологич. т. зр. от творч. процесса других одаренных людей.
историч. воззрения на природу Г. и ее оценка связаны с общим пониманием творч. процесса (см. Творчество). Так, от античности идет взгляд на Г. как род иррационального вдохновения (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у Щефтсбери становится одним из осн. :>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). По Канту, гений - это «...прирожденные задатки души..., через которые природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постижению мира.
В 19-20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-психологич., а также социологич. исследования различных аспектов Г. и творчества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (ее психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не отличается с психологич. т. зр. от творч. процесса других одаренных людей.
историч. воззрения на природу Г. и ее оценка связаны с общим пониманием творч. процесса (см. Творчество). Так, от античности идет взгляд на Г. как род иррационального вдохновения (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у Щефтсбери становится одним из осн. :>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). По Канту, гений - это «...прирожденные задатки души..., через которые природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постижению мира.
В 19-20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-психологич., а также социологич. исследования различных аспектов Г. и творчества.
Источник: Советский философский словарь