генетическое объяснение

Найдено 1 определение
генетическое объяснение
ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению) — особый теоретический способ реконструкции и объяснения, сложившийся под влиянием работ Ф. Ницше, К. Маркса, методологического направления в истории (Е Майер, Д. Петрушевский), работ, Московского методологического кружка и М. Фуко. Во всех случаях предполагается, что изучаемый феномен может быть истолкован как принадлежащий к области истории, в ходе которой он претерпевает изменение, развитие, формирование, или происходит его становление, что отражено в определенных исторических текстах (фактах), и требует специальной реконструкции. Когда речь идет о развитии (формировании), то предполагается, что уже есть некоторое целое, оно изменяется, и задача состоит в том, чтобы объяснить это изменение как развитие. Если же говорят о становлении, то необходимо понять, как появляется новое целое (как бы из ничего). Напр., в дарвиновской концепции происхождение человека (в биологическом плане) объясняется, как происходило его развитие из обезьяны; но можно говорить об антропологических исследованиях, которые объясняют именно становление человека как новообразования и социального существа при наличии определенных предпосылок (изменение климата, попадание человекообразных обезьян с развитой сигнальной системой и сильной властью вожака в экстремальные для жизни ситуации, переход к «парадоксальному поведению», образование на основе сигнального поведения семиотического).         Хотя Г. о. опирается на исторические факты, оно не является описанием истории изучаемого феномена; это особый тип дедуктивного исследования, занятого, прежде всего, воссозданием структуры и сущности данного феномена. При этом предполагается, что последний — результат развития и становления, не реконструировав которые исследователь не сможет понять природу изучаемого явления. Сама реконструкция в разных направлениях философской и научной мысли осуществляется с помощью определенных теоретических средств и гипотез, напр., социологических, деятельностных, семиотических, культурологических и др. При этом, как правило, собственно Г. о. («выведению»), как его предварительный этап, предшествуют, с одной стороны, проблематизация, т.е. ставятся вопросы о природе и происхождении явления, с другой — процедуры «сведения», позволяющие, идя «сверху» от ставшего состояния изучаемого объекта, нащупать исходные структуры (напр., «клеточку», предпосылки, начальное состояние и т.п.). В отличие от исторических исследований, где исторические факты используются как потенциальные, пока еще, эмпирические предположения о наличии соответствующих исторических событий, в Г. о. исторические факты — это, с одной стороны, «эмпирические леса», помогающие выстраивать Г. о., с другой — иллюстрации, подкрепляющие это объяснение.         Соответственно в разных направлениях философской и научной мысли процессы и категории развития, формирования, происхождения и становления трактуются различно. Если эволюционные концепции и некоторые концепции деятельности рассматривают развитие как усложнение, структурирование и раскрытие некоторого исходного целого, то, напр., в концепции М. Фуко различаются процессы становления (происхождения) изучаемого явления и процессы формирования (развития) уже сложившегося явления, причем само формирование понимается как дискретный процесс, поскольку на него влияют не связанные между собой или слабо связанные культурные и социальные факторы.         В современной философии и науках (не только гуманитарных, но и естественных, напр., в концепциях и теориях рождения Вселенной и разбегания Галактик) роль Г. о. все больше возрастает. Это связано не только с пониманием того, что можно говорить о становлении и развитии большинства исследуемых феноменов, но и с новой стратегией мышления, когда объяснение явления строится за счет процедур, включающих синтез (конфигурирование) разнородных моделей (структур), а также порождающие механизмы, причем предполагается, что сам синтез и порождающие механизмы, а также новые модели и структуры, можно истолковать как отражающие реальные процессы изменения в изучаемом поле явления.         В.М. Розин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки