ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ
течение в совр. соц. философии и социологии, инициированное работами П.Бурдье, М.Фуко, Э.Гидденса. При всех различиях теор. и методол. концепций данных авторов их исследовательские стратегии объединяют три момента: 1) Соц. структура неоднородна и нестабильна; она возникает в результате пересечения и взаимодействия разл. подструктур (по Бурдье, полей), функционирующих по собств. правилам и з-нам; 2) Соц. субъекты включены в сложную систему интеракции, в к-рой они выступают одновременно как объекты воздействия сложившихся соц. отношений и как их творцы; 3) Отношения власти и подчинения, структурирующие данные поля, носят в целом символич. характер, будучи порождением опред. соц. дискурса, частью к-рого явл. и сама соц. теория. Лит.: Гидденс Э. Конституирование общества. Очерк теории структурации. М., 2004; Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ
постструктуралистская интегративная социологическая концепция, автором которой является Пьер Бурдье. Первые работы Бурдье связаны с этнологическими и антропологическими исследованиями, в частности, "Социология Алжира" (1961). Методологические проблемы социологии систематически изложены в работе 1968 г. "Ремесло социолога". В формировании концепции Бурдье особое место занимают структурализм и "эпистемологическая школа" (Башляр, Кангийем). Структуралистская методология позволила Бурдье сформулировать предметное поле социологических исследований. Последнее определяется структурой и системой отношений, организующих исследуемый объект. Предполагается, что в самом социальном мире существуют объективные, не зависимые от воли и сознания людей структуры, способные как ограничивать и подавлять, так и создавать возможности для осуществления практик. "Эпистемологическая школа" предопределяет необходимость изучения истории становления структуры отношений, единство или "системность" которой возможно лишь благодаря исторической реальности. Социология, согласно Бурдье, не может Довольствоваться констатацией налично существующих структур, а должна исследовать становление структур, являющихся на данный момент завершением исторического процесса. Т. о., нужно создавать "структурную историю", которая "находит в каждом состоянии структуры одновременно и продукт предшествующей борьбы за трансформацию или сохранение структуры, и принципы последующих трансформаций".
Связь этих методологических установок позволила Бурдье в ходе критики оппозиций классической социологии (макро- и микросоциология, структура и действие, индивидуальное и социальное) конституировать социологию как "строгую" науку, основанную на принципе "объективности" социального. Объектом научного познания выступает вовсе не опыт повседневной жизни, складывающийся на основе чувственного восприятия, а теоретические конструкции. Уже недостаточно просто пассивного указания или констатации реальности, необходимо ее конструировать, исходя из исторически сложившихся связей, организующих объект исследования. С другой стороны, теоретические конструкции должны быть подтверждены точной реализацией в эмпирических исследованиях Т. о., Бурдье надеется осуществить синтез рациональных и эмпирических компонентов знания. "Против позитивистского материализма в теории практики выдвигается тезис о том, что объекты знания конструируются, а не пассивно отражаются. Против интеллектуального идеализма - тезис, что принципы такого конструирования являются системой структурированных, структурирующих предрасположенностей или habitusOM, который строится в практике и всегда ориентирован на практические функции".
Согласно Бурдье, соционаучные дискурсы колеблются между двумя несовместимыми на первый взгляд т. зр.: объективизмом и субъективизмом. Тогда как объективизм, следуя Дюркгейму, рассматривает социальные факты как вещи, субъективизм склонен редуцировать мир к представлениям о нем агентов. Объективизм предрасположен выводить действия и взаимодействия из предданных структур, субъективизм стремится сводить структуры к действиям и взаимодействиям. Для того, чтобы избежать оппозиции объективизм/субъективизм, Бурдье предлагает двойной методологический разрыв: объективистский разрыв со спонтанной социологией с целью выявления объективных структур и разрыв с субъективизмом с тем, чтобы включить в научное описание ментальные структуры, благодаря которым агенты воспринимают мир.
Центральным в концепции Бурдье является принцип "габитуса", который призван снять ложную оппозицию объективизма/субъективизма. Габитус - это совокупность приобретенных диспозиций (предрасположенностей), схем восприятия, мыслей и действия, функционирующих в качестве структурирующих структур. Только посредством габитуса структура управляет индивидуальными практиками. Приобретенные социальные навыки навязывают агентам определенные способы восприятия и поведения. В то же время габитус является принципом, порождающим и организующим практики и представления агентов в соответствии со схемами, обусловленными историей. Будучи посредником между объективными структурами и индивидуальными действиями, габитус является одновременно результатом интериоризации внешних условий и средством экстериоризации бессознательных схем восприятия и действия, осуществления индивидуальных практик. Только тогда, когда габитус вписывается в объективированную структуру, порождаемые им практики непосредственно приспособлены к структурам. "Между системой объективных закономерностей и системой непосредственно наблюдаемых действий всегда находится посредник, который и есть габитус, геометрическое место детерминирующих факторов и детерминации ожидаемых переживаний объективного будущего и субъективного проекта". Общий принцип габитуса применяется Бурдье при разработке вопроса о социальном воспроизводстве. Именно благодаря экстериоризации интериоризованных схем восприятия и мышления агенты воспроизводят объективные отношения и закономерности. Габитус всегда является главным основанием преемственности и регулярности социальных практик во времени и в пространстве. Практики регулярно производят последствия, которые оказываются бессознательными, и эти бессознательные последствия могут также формировать новые условия для осуществления практик. Т. о., габитус в то же время является принципом регулируемых структурных преобразований.
Хотя габитус приспособлен для достижения определенных результатов, он не предполагает сознательной нацеленности на эти результаты. Будучи сознательно не управляемым, т. е. производным от объективных социальных структур, габитус содержит принцип "регулируемых импровизаций", задающий некие стимулы для соответствующих способов действия. Этим устойчивым порождающим принципом "регулируемых импровизаций" является стратегия как практическое чувство, как практическое усвоение через участие в социальной деятельности логики или необходимости исторически определенной социальной игры. "Габитус, как чувство игры, есть инкорпорированная социальная игра, ставшая натурой". Стратегии предполагают постоянные изобретения и импровизации с целью адаптации к бесконечно гетерогенным ситуациям. Несмотря на то, что стратегии не являются результатом сознательной нацеленности, они оказываются объективно приспособленными к этим ситуациям, поскольку предвосхищают имманентную необходимость и логику. присущую им. Тогда как объективные структуры (продукты коллективной истории) воспроизводятся в форме устойчивых диспозиций, габитус (формирующийся в ходе индивидуальной истории) предписывает особую логику вписывания и участия агентов в историю, объективированную в структурах и институтах. Воспроизводя объективные структуры, стратегии определяются не будущим, а уже известным результатом идентичных и взаимозаменяемых прошлых практик.
Принцип "объективности" социального зиждется на топологическом его представлении. Согласно Бурдье, социология представляет собой социальную топологию. Социальная реальность предстает в форме многомерного пространст0а смысловых и силовых отношений, построенного по принципу различения и распределения. "Агенты руппы агентов. определяются по их относительным позициям u этом пространстве. Каждый из них размещен в позиции и в классы, определенные по отношению к соседним позициям..." Социальное пространство, в отличие от физического, конституируется по принципу различения позиций (относительности и дистанций). Физическое пространство есть объективированная социальная структура, эффект и проекция социального пространства. Социальное пространство объективировано в физическом пространстве, так что социальный порядок, как правило, воспринимается как естественная, объективная данность и воплощается в категориях восприятия и оценивания как ментальная структура или инкорпорация объективных пространственных структур. Социальное пространство конституируется множеством полей. По Бурдье, поле - это многомерное пространство позиций, каждая из которых определяется исходя из многомерной системы координат. Поля - это своего рода "игровые площадки", на каждой из которых ведутся игры по своим особым правилам. Социальный агент может одновременно играть на нескольких "игровых площадках". На основе гомологии, позиции (сходства в различии) могут фиксировать устойчивые диспозиции. Вся история социального поля представлена в двух формах: в материализованной - в институциях, и в инкорпорированной - в диспозициях агентов. Каждое поле есть поле сил и борьбы, которые направлены на преобразование или сохранение данного равновесия сил. В той мере, в какой эти силы выступают в качестве принципов построения социального пространства, они являются различными видами капитала или социальной власти. Агенты инвестируют имеющийся капитал, приобретенный в ходе предшествующей борьбы, в стратегии в зависимости от собственной позиции в распределении сил.
Термин "капитал" по своей смысловой и прагматической нагруженности не ограничивается традиционными определениями экономических дисциплин и призван обозначить всякую социальную энергию, эффективно инвестируемую в стратегии. Бурдье выделяет несколько видов капитала. Во-первых - это экономический капитал, либо унаследованный, либо приобретенный. Во-вторых - культурный капитал, выступающий в двух особых формах: "образовательный капитал" (определенный образованием и сроком обучения) и "унаследованный культурный капитал", переданный семьей. Третий вид капитала - это социальный капитал, определяемый совокупностью социальных связей агентов, центрированной вокруг социального происхождения. В форме же символического капитала все другие виды капиталов воспринимаются и признаются легитимными. Объективированный в форме материальных благ или инкорпорированного состояния капитал представляет собой власть над полем. Различные виды капитала как виды власти определяют шансы агента на выигрыш в данном поле. Соотношение сил между агентами, распределенными объективно по их позициям в социальном поле, определяет "наличную или потенциальную власть в различных полях и доступность специфических прибылей, которые она дает". Именно совокупность этих капиталов позволяет конституировать социальное пространство. На уровне символического капитала воспроизводятся отношения сил, конституирующих структуру социального пространства. Т. о., в общем социальном пространстве агенты распределяются, согласно Бурдье, в первом измерении по общему объему капитала в различных его видах, которым они располагают, и во втором измерении - по структуре их капитала - по относительному весу различных видов капитала в общем объеме. "Социальный порядок" легитимируется благодаря тому, что агенты распознают социальные структуры через структуры восприятия и оценивания, производные от этих объективных структур. И именно поэтому социальный мир воспринимается как должное.
Социальная реальность - это не только объективное пространство позиций, но и объект восприятия, следовательно, социология должна включать в себя социологию восприятия или конструирования социального мира, составляющего часть социальной реальности. Во-первых, воззрения на мир являются продуктом интериоризации структур. Конечно, агенты обладают активным восприятием мира, конструируют собственное видение, но это конструирование осуществляется под структурным давлением. Во-вторых, структурирующие структуры являются социально структурированными, поскольку имеют социальный генезис. В-третьих, конструирование социального мира - это не только индивидуальное, но и коллективное предприятие. Восприятие мира со стороны агентов меняется в зависимости от их позиции и от их габитуса, который они усваивают в результате исторического опыта. Т. о., "восприятие социального мира есть продукт двойного структурирования. Со стороны объективной оно социально структурировано, поскольку свойства, атрибутированные агентам или институциям, предстают в сочетаниях, имеющих очень неравную вероятность... Со стороны субъективной оно структурировано в силу того, что схемы восприятия и оценивания .. выражают состояние предшествующей символической борьбы и расстановку сил". Но поскольку объектам социального мира свойственны "недетерминированность и неясность", некоторая степень семантической размытости, они воспринимаются и выражаются согласно принципу различия, что дает основание для множественности воззрений на мир, и вследствие этого - основание для символической борьбы за власть производить и навязывать легитимное видение мира. Но различие и множественность предписаны самой структурой социального пространства и функционируют как "символические трансфигурации фактических различий". С объективной стороны, символическая борьба за восприятие проявляется через действия представления, направленные на строго определенное видение реальности. С субъективной стороны, символическая борьба проявляется через действия, направленные на изменение категорий восприятия и оценивания, когнитивных и мотивационных структур. По мере роста дифференциации общества и становления относительно автономных полей символическая борьба за восприятие сосредоточивается в поле культурного производства.
Согласно Бурдье, в условиях, когда социологии приходится оправдывать собственную легитимность в обществе, важным становится метатеоретизирование. Последнее вовсе не означает выход к внешнему масштабу, к метауровню (здесь неизбежны идеологизация, мифологизация, теологизация). Метатеоретизирование означает "объективирование объективирующего субъекта", погружение социологии, как любой другой научной профессиональной деятельности, в социальное пространство, анализ социальной укорененности самого социологического знания и, соответственно, тех оппозиций, которые имеют под собой социальный, а не научный или теоретический, фундамент. "Объективирование объективирующего субъекта" показало бы, что определенная социология, выдаваемая ее защитниками за единственно легитимную, необходимо связана с объективной позицией исследователя и типом капитала, инвестируемого в стратегии. В исследовании социального мира социолог, как и любой другой интеллектуал, не может занимать внешнюю, трансцендентальную позицию, а должен включить в создаваемую теорию, с одной стороны, тот факт, что эта теория является результатом теоретического взгляда, с другой стороны, - "возмущения", произведенные актом наблюдения на само наблюдение. Эта перспектива позволяет исследовать практику науки, соответствующие предрасположенности исследователя, производные от практической жизни его как индивидуального агента Социология, т о , включает в себя рефлексивную социологию, необходимую для понимания собственных социальных условий производства и навязывания определенного видения социального мира
В целом, Бурдье удается преодолеть присущие классической социологии оппозиции и разработать интегративную социологическую концепцию, что объединяет ее с теорией структурации Э. Гидденса и "трансцендентальным реализмом" ? Бхаскара
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь