ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Генетический метод
(от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Генетический метод
от греч. genesis — происхождение) — способ познания, используемый в различных науках, направленный на исследование процесса возникновения, становления и эволюции явлений. В частности, в биологии генетический анализ включает совокупность приемов изучения наследственных свойств организмов.
Источник: История и философия науки
Генетический метод
, когда объясняют какойнибудь предмет знания и обучения путем постепенного, исторического образования его. Так, например, можно объяснять происхождение азбуки, как знаков для обозначения идей и целых слов, а потом только отдельных звуков, из которых слагаются слова. Это метод очень полезный и имеет большое образовательное влияние.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
[от гр. genesis происхождение] – способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным, исходным элементам (или состояниям) и выведение из них исследуемого явления. Исторически указанный метод возник в результате утверждения в науке, начиная с XVII в.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко используется не только в естественных науках (биология, физиология, медицина, геология, почвоведение и т. п.), и в социально-гуманитарном познании (археология, антропология, языкознание, история и т. п.), но и в математике (метод математической индукции). (См. исторический метод, диахронный анализ).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
(греч. genesis — происхождение) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их происхождения и развития. Он предполагает выведение познаваемого явления из некоего изначального состояния, к-рое оказывается отправным пунктом изменения и развития данного явления, прослеживание основных этапов и тенденции этого развития. Большое распространение Г. м. получил в научном знании 18 и 19 вв. Применяется он при анализе происхождения различных явлений (общественной жизни, психики, сознания и т. п.) и в современной науке. Так, в логике он рассматривается как способ обоснования аксиоматического метода и способ развертывания теории, в психологии — как способ выявления зависимости психической деятельности субъекта от материальной деятельности и т. д. Трудности применения Г. м. связаны нередко с трудностями выделения генетически исходного состояния. Абсолютизация этого метода приводит обычно к упрощению действительной картины развития. Поэтому его важно сочетать с другими методами исследования.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Генетический метод
метод научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Генетический метод предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания античных мыслителей (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.). Генетический метод находит своё выражение в космогонической гипотезе Канта-Лапласа, атомистике Дальтона, в понимании знания у Фихте, конструировании объекта – у Шлегеля и т. д. В ХХ в. генетический метод преимущественно используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. п. (фрейдизм: выведение различных форм сознания из архетипов; неокантианство; генезис и идеальное конструирование; феноменология: статические и генетические подходы в теории сознания). В современной науке остаётся необходимость соединения структурно-синхронического и генетическидиахронического изучения объектов, преодоления чисто эволюционистской трактовки генетического метода.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
греч. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Канта — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Г. м. вошел как один из методов в совр. математику и логику, как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) гл. его этапов, (3) осн. тенденций, линий развития. Осн. цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В совр. науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Генетический метод
(греч. — происхождение, развитие) — метод изучения явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (пачяная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Кап-та — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Вместе с тем Г. м. проникает в философию, вытесняя господствовавший в ней аналитический метод. Г. м. вошел как один из методов в совр. математику и логику. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основной тенденции, линии развития. Осн. цель такого исследования — установление связи научаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Превосходство Г. м. над эмпирическим анализом состоит в том, что исследование идет здесь параллельно реальному развитию, крое и служит критерием проверки возникающих идей. Несмотря на все свои преимущества, Г. м. не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если F. м. используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется др. методами, он также приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В совр. науку Г. м. вошел как одни из элементов диалектического метода.
Источник: Философский словарь. 1963
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ нек-рого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 - нач. 19 вв. и находит свое выражение в космогония, гипотезе Канта - Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладется в основу феноменологич. анализа сознания, к-рый ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладет в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).
В совр. науке осознается необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изу
чения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при к-рой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход - расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, к-рый вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм. См. также Историзм, Историческое и логическое, Методология.
Источник: Советский философский словарь
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
(от лат. genesis — происхождение, возникновение) — способ исследования социокульт. феноменов с позиции последовательного историзма. Ряд совр. исследователей (Ж.Бодрийар, П.Де Ман, Ж.Делез, Ж.Деррида, П.Слотердайк, М.Фуко и др.), вслед за К.Поппером и М.Хайдеггером, полагают, что господство Г.м. в соц.-гуманит. науке и соц. философии явл. одним из осн. признаков классич. европ. культуры, начиная с раннего Просвещения. Важнейшими основаниями Г.м., как правило, признаются: 1) иудео-христ. историософия, осн. мотивами к-рой явл., во-первых, принцип общности соц.-истор. и нравств.-культ. процессов и, во-вторых, постулирование метаистор. цели, к достижению к-рой провиденциально направлена история чел. рода (см. Метаистория); 2) эволюционистские концепции классич. естествознания (прежде всего идея всеобщности и поступательности процессов развития в природе и идея универсальности динамической причинно-следственной взаимосвязи); 3) логоцентристская парадигма, предполагающая рациональную познаваемость социокульт. процессов в виде непротиворечивой логич. схемы, используемой в конкретной соц. практике как «руководство к действию» (см. Логоцентризм). В разл. течениях классич. (гегельянство, шеллингианство) и неклассич. (марксизм, неогегельянство, неокантианство, неореализм, неотомизм, позитивизм, фрейдизм) философии принципы Г.м. получали разнообразную интерпретацию и применялись к разл. сферам соц., культ. и психич. реальности. Однако, как считает амер. философ и литературовед П.Де Ман (1919—83), «общим знаменателем» этих версий остается высказывание Гегеля, приведенное в «Философии права»: «То, что исторически выступает последним, в действительности явл. логически первым». Критика данных принципов, начатая еще во второй половине XIX в. Ф.Ницше и С.Кьеркегором, до сих пор остается одним из важнейших стимулов развития соц. философии, культурологии и частных соц.-гуманит. наук. Однако говоря о критическом отношении к Г.м., следует учитывать, что оно распространяется, прежде всего, на попытки универсально-схематического описания и объяснения истории, соц. системы, культ. явлений и чел. поведения. Что же касается его применения в исследовании и осмыслении конкретных, феноменологически опред. явлений и процессов, то Г.м. был и остается одним из важнейших инструментов соц.-гуманит. познания. Примерами его плодотворного использования явл., в частн., «генеалогический метод» Ницше, адаптированный в дальнейшем М.Фуко, или структурно-генетический метод, используемый П.Бурдье и Э.Гидденсом. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь