ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
от греч. ??????? – происхождение) – раздел бурж. социологии, изучающий вопросы возникновения (генезиса) человеч. общества и его важнейших учреждений. Наиболее распространенное определение Г. с. дано во 2-м томе Соч. Ковалевского "Социология", к-рый вышел с подзаголовком "Генетическая социология, или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности" (1910). По своему предмету Г. с. близка к этнографии, истории первобытной культуры, от к-рых она отличается стремлением найти общие законы происхождения и развития социальных институтов и всего общества в целом. Вопросам Г. с. особое внимание уделяется в работах Конта, Спенсера, Гумпловича, Летурно, Уорда, Тарда, Гиддингса, Граафа, Ковалевского, Л. Бернарда, Богардуса и др. Бурж. социологи, давшие немало ценных фактич. исследований по истории первобытного общества, не смогли научно объяснить происхождение человеч. общества, т.к. они игнорировали решающую причину выделения человека из царства животных – целесообразную трудовую деятельность, произ-во материальных благ при помощи орудий труда (см. Общество). Подавляющая часть представителей Г. с. утверждает, что человеч. общество возникло под влиянием психич. эмоций ("стремление к подражанию" – Тард, "сексуальные влечения" – Фрейд, и др.). Ряд бурж. социологов (Гумплович и др.) связывает возникновение общества с биологич. законом борьбы зa существование. Прогрессивную роль в развитии Г. с. сыграли труды Л. Г. Моргана, в особенности его "Древнее общество" (1877, рус. пер. 1900), где Морган материалистически рассмотрел развитие первобытного общества (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953 с. 3–5). Марксистско-ленинская наука не выделяет особой самостоятельной Г. с. Материалистич. и диалектич. рассмотрение общественных явлений предполагает исследование их возникновения и развития. См. Историзм. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 5; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1952; Ленин В. И, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 113–83, Bernard L. L. and Bernard J. S., Origins of american sociology, N. Y., 1943. М. Баскин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.